В типографии «Парето-Принт» рассказали делегации польских полиграфистов о своём успешном опыте работы с беспроцессными пластинами Kodak.
12 сентября 2018 г. большая делегация польских полиграфистов посетила крупнейшую российскую книжную типографию ПК «Парето-Принт» (Тверь). Сопровождали коллег представители Kodak и её стратегического партнёра в России «НЦ Лоджистик». Поводом для пока ещё редкого визита (обычно бывает наоборот — гости из России изучают опыт заграничных коллег) стало успешное внедрение беспроцессных пластин Kodak Sonora — в Твери освоили уже третье поколение с литерой X.
Классика — вид на печатный цех «Парето-Принт» |
Большая книжная типография
Директор по производству «Парето-Принт» Алексей Оборин отметил, что работает в одной из самых современных и крупных книжных типографий России. Её строительство «в чистом поле» было закончено в 2009 г., она оснащается самым современным допечатным, офсетным печатным и послепечатным оборудованием. Сейчас типография оснащена двумя устройствами CTP Kodak Magnus формата VLF в допечатном цехе, 12 офсетными машинами (8 листовыми и 4 рулонными) в печатном, а в переплётном цехе работают 6 фальцевальных машин MBO, три ниткошвейные линии и две одиночные швейные машины, 5 вставочных линий производства Müller Martini и Kolbus и др.
Алексей Оборин (на фото в центре) во время экскурсии на производство для польских коллег. Слева на фото — генеральный директор «НЦ Лоджистик» Екатерина Макеичева, справа — директор по продажам Kodak в России Сергей Парамонов |
«В апреле 2009 г. мы приняли производственный корпус и начали завозить оборудование, а в августе начали выпускать коммерческую продукцию, — вспоминает Алексей и переходит к сегодняшнему дню. — За прошлый год мы произвели около 63 миллионов единиц книг и брошюр, максимум пришёлся на июль — 7,2 млн (из них — 3,3 млн книг в твёрдом переплёте). На предприятии работает чуть более 800 человек. Производство организовано в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю».
Арсеньев принёс и продемонстрировал два солидных подарочных издания, которые печатались в типографии тиражами в 200 экземпляров |
Генеральный директор «Парето-Принт» Павел Арсеньев оценил долю типографии на российском книжном рынке в 15–17%. Он констатировал, что в последнее время наш рынок падает, в первую очередь — из-за снижения объёмов заказов учебников. Но в «Парето-Принт» ориентируются не только на Россию — типография печатает заказы с европейского и азиатского рынков, планируя развивать это направление деятельности. Кстати, для зарубежного заказчика в этом году был исполнен самый большой тираж в твёрдом переплёте — 280 тыс. экз. и полумиллионный тираж на линии КБС. Это были учебники для одной из ближневосточных стран. Однако средний тираж уже много лет падает: по ч/б книгам он составляет около 7 тыс., по цветным — около 4,5 тыс. В отдельных случаях (презентационные издания, художественные альбомы и т. п.) типография берётся за заказы с тиражом от 100 экземпляров. При этом цифровых печатных машин на производстве нет — Арсеньев пока считает бесперспективным направление цветной цифровой печати для российского книжного рынка.
Жизнь без химии и процессоров
В конце 2016 г. в «Парето-Принт» произошла беспроцессная революция — типография отказалась от химии и формных процессоров. В качестве основной пластины была выбрана беспроцессная Kodak Sonora XP. И уже за 2017 г. её потребление составило 315 тыс. м2. За 8 месяцев 2018 г. объём вывода составил 220 тыс. м2, что на 20% больше, чем годом ранее.
Как пояснил Оборин, стадия перехода на беcпроцессную технологию заняла у типографии примерно полгода. В это время типография обсуждала с «НЦ Лоджистик» сроки доставки и объёмы пробных партий пластин, готовила персонал к возможному переходу, проводила дополнительную подготовку оборудования. В частности, в цехах допечатной подготовки и печатном обычное освещение было заменено на безопасное для пластин светодиодное. «Но самое важное, что, увидев первые результаты, мы поверили в необходимость перехода и перспективность технологии, — отметил Алексей. — Мы увидели более точную точку, более простую печать повторных тиражей. После этого мы уверенно встали на путь внедрения».
Среди полученных преимуществ он назвал отказ от химии и формных процессоров. В среднем типография ежемесячно экономит около 10 000 евро. Источники экономии: затраты на химию и её утилизацию, обслуживание процессоров, воду и электричество. К тому же к концу 2016 г. процессоры в типографии отработали уже 7 лет, и при их сохранении пришлось бы подумать о замене.
Мифы и реальность
Во время сессии вопросов и ответов оказалось, что опасения по поводу перехода на беспроцессные пластины, а также мифы об их недостатках — интернациональны. Мы уже не раз всё это слышали. Больше всего польских коллег беспокоит то, что пластины Sonora имеют меньшую стойкость к царапинам, чем обычные. В «Парето-Принт» эту проблему решили за счёт более бережного отношения к выведенным формам — на выходе из CTP между пластинами прокладывают листы бумаги (той же самой, которой пластины проложены в пачках), а при переноске и установке на печатную машину надевают перчатки и стараются не касаться острых предметов. Впрочем, последние меры предосторожности рекомендованы и при обращении с любыми другими пластинами. К тому же, как отметил Оборин, в Sonora X устойчивость чувствительного слоя к царапинам существенно повышена.
«Важно было убедить персонал, что обратного хода не будет», — рассказал Алексей. Оказывается, людям было сложно поменять свои привычки. На первых порах в типографии даже дополнительно мотивировали персонал, устроив соревнование между сменами — у кого будет меньше брака. «В целом процент брака офсетных форм у нас составляет 2,8%, — отметил Алексей. — И это меньше, чем было до перехода на беспроцессные пластины, что также является источником экономии».
«Парето-Принт» стала первой российской типографией, работающей на новейших беспроцессных пластинах Kodak Sonora X |
Людей волновало также, не отмечено ли каких-то негативных эффектов на увлажнение печатных машин и качество печати. Хотя технология Sonora действительно предусматривает окончательную «проявку» форм на печатных секциях, это происходит уже на приладочных оттисках — частицы с пластины уходят на бумагу и в увлажняющий раствор. По регламенту промывка увлажняющего раствора в типографии выполняется каждую неделю, но таким распорядок был и до перехода на беспроцессную технологию.
Тиражестойкость пластин Sonora X оказалась даже выше, чем у используемых ранее Capricore VT, — до 100 000 экземпляров против 60 000. Она, кстати, была повышена и относительно пластин Sonora XP. Причём в типографии примерно в равных пропорциях используют отечественную офсетную бумагу и мелованную. По поводу тиражестойкости директор по продажам Kodak в России Сергей Парамонов отметил, что в процессе недавних тестов в другой российской типографии Sonora X, будучи установленной на рулонной офсетной машине с горячей сушкой, выдала 600 000 отпечатков на каландрированной бумаге.
Типографии не всегда немедленно используют выведенные пластины. Как показал опыт «Парето-Принт», если Sonora X после вывода дополнительно укрыть от света, они отлично работают даже после недельного хранения. Срок годности не экспонированных пластин — один год.
Объединяющее
Встреча прошла в очень дружественной обстановке — и это не дежурная фраза. Общение было очень доброжелательным и заинтересованным. Российских коллег интересовало, как обстоят дела в полиграфической отрасли Польши. Оказалось, что профессиональные интересы и проблемы у нас общие. Например, поляки пожаловались на сложности с подбором персонала. В ответ Оборин рассказал, что в «Парето-Принт» организовали обучение и повышение квалификации у себя. И даже получили на это лицензию от Министерства образования. В Польше недостаток квалифицированной рабочей силы в последнее время компенсируется за счёт специалистов из соседней Украины, но всё равно вакансии остаются. При этом, узнав о том, что средняя зарплата в «Парето-Принт» составляет около 36 000 руб., польские полиграфисты констатировали, что она не особенно отличается от средних зарплат у них.
Гости признались, что их впечатлили масштабы производства. Среди них пока оказался только один пользователь беспроцессных пластин, но объём вывода в этой типографии составляет всего около 48 000 м2. Понятно, что и масштабы экономии в этом случае не так велики, как в «Парето-Принт». Но тенденция в секторе допечатных процессов для офсетных типографий очевидна — повсеместный отказ от обработки пластин неизбежен. Это лишь вопрос времени.