Устроены так люди: желают знать, что будет
Результаты опроса показывают, что мнения руководителей типографий относительно перспектив струйной технологии довольно сильно отличаются.
Директор типографии НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) Марсель Шарифуллин думает, что такой момент настанет, потому что рано или поздно струйная печать станет качественнее, производительнее и дешевле, чем сейчас — электрографическая печать.
Возможно, это будет технология струйной печати с диодными УФ-сушками. Но вот сказать, когда точно наступит этот момент, Шарифуллин не берётся.
Артём Сорокин, генеральный директор московской типографии Onebook.ru, которая в этом году получила приз за наибольший объём цифровой печати на оборудовании Konica Minolta в Европе (5 цветных и 4 монохромных листовых ЦПМ этого производителя), настроен по отношению к струйной технологии также в общем оптимистично, но полагает, что она будет сосуществовать с электрографической технологией: «Сейчас струйные машины пригодны для крепких компаний, которые чётко понимают направление своей деятельности, поскольку “большая” струйная печать подразумевает другую бизнес-модель. Это в основном стоковая печать, с наличием онлайн-сервисов и постоянным притоком заказов. К тому же высокопроизводительная струйная печать подразумевает быструю послепечатную обработку, которую маленьким цифровым компаниям никогда не одолеть. Струйных машин для малых типографий пока не предлагается, но я их жду. Надеюсь, придёт время, когда струйники смогут делать всё то же, что и тонерные ЦПМ, да к тому же быстрее и дешевле. Вот тогда и состоится битва струи и цифры в малом коммерческом сегменте». Но, по мнению Сорокина, это случится явно не в ближайшие 5–7 лет.
Сергей Боев, технический директор компании «Т8 Издательские Технологии» (Москва) практически уверен, что лет через 5–7 струйные машины будут печатать с высоким разрешением (в районе 2400 dpi) и получат возможность легко увеличивать количество печатных секций, а значит, и количество используемых цветов. Это позволит печатать «крутые» вещи.
А вот по мнению директора типографии «Любавич» (Санкт-Петербург) Максима Румянцева в течение 10 ближайших лет «революции» не случится: «Я считаю, что на данном этапе развития все тенденции в полиграфии развиваются достаточно инерционно. Да, струйная печать имеет хорошие перспективы для печати тиражей до 1000 экземпляров. Даже в полноцветной печати, не говорю уже про монохромную. По качеству она уже довольно близка к листовой “цифре” и офсету и по себестоимости демонстрирует вполне обнадёживающие тенденции. Но на фоне общей инвестиционной депрессии в отрасли и неспешного падения средних тиражей струйная печать вытеснит конкурирующие способы не быстро.
Есть бизнес-модели, где струйная печать очень удачно “сработает”. Но для внедрения таких моделей в голове должны быть “другие” мозги, не имеющие за спиной “тридцать лет в полиграфии”. Наверное, туда двинутся молодые и амбициозные (если найдут финансирование). Или новаторы со здоровым чувством юмора и любви к риску».
Генеральный директор типографии «МДМпринт» (Москва) Руслан Галифанов полагает, что до тех пор, пока струйная технология станет господствующей, полиграфисты успеют поработать с ещё одним поколением электрографических машин: «Цикл жизни цифровой машины у нас составляет три года, потом отправляем их “дорабатывать” в регионах. Но на “струю” мы, между прочим, уже смотрим и сейчас планируем стать счастливыми обладателями струйной машины формата B2».
Евгений Тимощенко, владелец и руководитель типографии «Вишнёвый пирог» (Москва), в которой недавно была установлена HP Indigo 12000 второго формата, предполагает, что переход всей «цифры» на струйную технологию возможен, но первым реальным шагом в этом направлении будет машина Ланды, так как эта технология решает вопрос расхода краски — точнее, её экономии: «Вся экономика печатного процесса сейчас вращается вокруг стоимости пигмента, растворённого в носителе. Себестоимость печати определяется тем, сколько стоит краска и каков её слой, наносимый на поверхность». Надо напомнить, что столь долго ожидаемые полиграфическим миром машины Ланды имеют комбинированную технологию печати: в них имеются печатающие головки, наносящие изображение на ленту переноса, которая, в свою очередь, непосредственно взаимодействует с запечатываемым материалом.
В одной из бесед по этой теме был задан вопрос: а зачем, собственно, знать, какие технологии будут применяться в будущем? Не всё ли равно, как будут печатать в будущем: в любом случае какие-нибудь машины да будут продаваться, поставщики не оставят полиграфистов без оборудования. И действительно: некоторые руководители типографий, как выяснилось при опросе, не задумывались над такими перспективами. Но такой подход, как нам кажется, неверен ни тактически, ни стратегически.
Даже планирование на ближайшую перспективу требует представления о том, какого оборудование следует ожидать на смену уже имеющемуся. Хотя срок жизни цифрового оборудования всё ещё заметно меньше, при планировании, такие руководители предприятий, как Галифанов, уже размышляют, на какое именно оборудование будет ориентироваться типография не только завтра, но и послезавтра. — Ю. Захаржевский