101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Утроение CorelDRAW

  • Юрий Павлов
  • 10 апреля 2019 г.
  • 9707
CorelDRAW Graphics Sutie2019 удивляет прежде всего не новым функционалом, а возвращением на платформу macOS и выходом браузерной версии

Утроение CorelDRAWCorelDRAW Graphics Sutie2019 удивляет прежде всего не новым функционалом, а возвращением на платформу macOS и выходом браузерной версии

Итак, свершилось — Corel после многолетнего перерыва снова выпустила версию своего знаменитого графического пакета — CorelDRAW — для платформы Apple macOS. Насколько пакет будет там востребован, покажет время, но на форумах уже много лет пользователи спрашивают про версию для macOS, и пока её не было, использовали виртуальные машины с Windows, чтобы можно было работать с любимым CorelDRAW на своём любимом «маке». Только учтите, что лицензия с Windows на macOS не переносится — вам придётся покупать отдельную версию для macOS, даже при наличии версии под Windows. Конечно, возможны акции с хорошими скидками — следите за новостями!

Не так давно в русскоязычном сообществе Corel на Facebook проводился опрос: «Как пользователи относятся к необходимости версии для macOS?» Он показал следующие результаты (рис. 1):

Утроение CorelDRAW

Интересно было бы посмотреть данные зарубежных опросов, но, судя по окончательному решению Corel, они посчитали версию для macOS актуальной. По утверждению разработчиков, продукт создавался с нуля по рекомендациям Apple. А теперь давайте посмотрим, насколько удачной получилась реинкарнация.

Небольшой ностальгический экскурс в историю. Я сам впервые столкнулся с CorelDRAW на macOS, когда в 90-е работал в одной дизайнерской фирме — там стояла версия CorelDRAW 6 (не X6, а просто 6), и в ней нужно было решать различные графические задачи. Я напомню, что в те времена компьютеры Apple Macintosh были совершенно другими, да и всё было другое. Даже мышь была однокнопочная. И как работать с одной кнопкой мыши в CorelDRAW, я понял довольно быстро. Ведь любая операция копирования объектов наталкивалась на отсутствие привычной правой кнопки — я чувствовал себя, как будто мне что-то отрезали самому. В общем, пришлось перейти на Adobe Illustrator, заодно освоил его в экспресс-режиме…

Ну а последняя версия CorelDRAW для платформы macOS — одиннадцатая — вышла в 2001 г. После неё выходили только версии для Windows. Несчастные же пользователи macOS, которые хотели перейти на новую версию CorelDRAW, были поставлены перед сложным выбором: уйти за любимым пакетом на нелюбимую платформу или перейти в стан Adobe…

И, наконец, через 18 лет (!) в Corel проявили рвение и таки представили долгожданную версию для macOS, причём сумели сохранить эту тайну до момента официального выпуска программы! Теперь мы можем оценить её в деле. В качестве рабочего инструмента у нас — MacBook Pro с двухкнопочной мышью и последней версией macOS Mojave с тёмной темой. Правда, этот ноутбук — не из новейших. Он без сенсорной панели Touch bar, заменившей привычный верхний ряд функциональных кнопок. Но на практике многие пользователи macOS не меняют свои компьютеры годами, а верстальщики и дизайнеры чаще используют обычные настольные модели «Маков» с большими экранами и более удобными клавиатурами, так что мы воспроизводим реальную жизненную ситуацию.

Заодно мы посмотрим ещё один продукт — браузерную версию редактора. Второй сюрприз 2019 г. от Corel!

В работе я использовал как полноценный вариант пакета, предоставленный Corel, так и демоверсию, которая работает месяц. Это было сделано, чтобы проверить не только функционирование, но и взаимодействие между приложениями с использованием разных аккаунтов. Пробная версия была установлена на другой компьютер («Хакинтош» — версия macOS для PC).

Но сначала давайте посмотрим, чем новым и интересным нас встретила версия 2019! А то, может, фирма Corel все силы потратила на эти новые разработки и сэкономила на развитии самой программы?

Новое в версиях CorelDRAW GS 2019 для Windows и Mac

Обычно этот раздел — главный в обзоре новой версии. Всем интересно, насколько полезен и актуален новый функционал. Но в этот раз новых функций относительно немного — очевидно, разработческие ресурсы Corel не беспредельны…

Неразрушающее применение эффектов | Я считаю, что это — самое крутое изменение в версии 2019. Очень неожиданное и такое многообещающее! Теперь к любому объекту CorelDRAW можно применить растровые эффекты, причём накладывать их друг на друга с возможностью регулировки и отключения в любой момент времени — это что-то потрясающее! Какое открывается пространство для креатива (рис. 2)!

Утроение CorelDRAW

Рис. 2. Бутерброд эффектов позволяет получить специфический вкус!

Изменения в настройках системы | Если в предыдущих версиях все настройки были в одной общей панели, то сейчас они разбиты на отдельные разделы. Получилось более чётко и наглядно (рис. 3), а значит и пользоваться ими станет более удобно, особенно новичкам.

Рис. 3. Настраиваемся по-новому

Экспорт в PDF/X-4 | Поддержка в приложении PDF/X-4 сейчас всё более актуальна, так как уже есть случаи, когда в полиграфии принимают файлы только в версии Acrobat PDF/X-4, и ни в какой другой. По данным опросов за 2016 г., этот формат предпочитают 38% ответивших. Следующий — PDF/X-3 — предпочитают 21% (см. https://pdf-aktuell.ch/pa/language/en/survey-archive/#PreferredPDF-Format). Напомню, что в PDF/X-4 поддерживаются цветовые модели Grayscale, RGB, CMYK, LAB, смесевые цвета; прозрачность; 16-разрядные изображения; слои и ещё ряд интересных моментов. CorelDraw 2019 поддерживает не все возможности PDF/X-4 (да это и не нужно), но главное то, что он даёт полностью готовый для печати файл, который пройдёт допечатную проверку и будет принят без проблем.

Панель свойств объектов | Не ищите больше диспетчер объектов! Его заменила панель свойств объектов (меню Объект > Объекты). Она выполняет похожие задачи, только ещё лучше. Интересный момент — объект, размещённый за пределами страницы, уже не доступен на остальных страницах. Раньше он автоматически попадал на «Главную страницу». Теперь, если он вам нужен на всех страницах, вы сами должны перенести его на «Главную страницу». Весьма разумное решение, так как в сюжетах на страницах может быть множество вспомогательного материала, размещённого за страницей, и теперь он не будет образовывать «помойку».

Остальное | Немного изменены функции «Печать слиянием», «Поиск и замена», добавлена настройка для всего документа (Макет > Параметры документа), остальные инструменты остались без изменений.

Важно то, что всё перечисленное относится к обеим платформам — Windows и macOS. И мы возвращаемся к последней…

CorelDRAW Graphics Suite for Mac

Перед установкой ознакомимся с техническими требованиями пакета (с сайта Corel):

  • macOS 10.14, 10.13 или 10.12 с последней редакцией;
  • многоядерный процессор Intel с поддержкой 64 бит;
  • 4 логических ядра или выше;
  • 2 Гбайт оперативной памяти (рекомендуется 8 Гбайт и более);
  • 4 Гбайт свободного пространства на жёстком диске для файлов приложений (рекомендуется твёрдотельный накопитель);
  • монитор с разрешением 1280×800 (рекомендуется — 1920×1080);
  • мышь или графический планшет;
  • подключение к интернету для установки и активации CorelDRAW Graphics Suite и доступа к онлайн-контенту, а также к некоторым функциям и компонентам, входящим в состав ПО.

Установка пакета проходит достаточно быстро. В результате мы получаем 3 программы:

  • CorelDRAW 2019;
  • Corel PHOTO-PAINT 2019;
  • Corel Font Manager 2019.

Подробно я тестировал только CorelDRAW, остальные программы лишь попробовал запустить — они работают. Итак, CorelDRAW 2019 Graphics Suite for Mac!

Конечно, первым делом обращаю внимание на интерфейс. Он подстроился под мою тёмную тему Mojave — выглядит необычно и даже интригующе! Как и в версии для Windows, интерфейс русскоязычный, терминология совпадает, набор элементов в меню — практически тот же (рис. 4), а вот размещение элементов меню немного отличается (например, чтобы найти «Сценарии», придётся немного потрудиться).

Утроение CorelDRAW

Рис. 4. CorelDRAW в тёмном интерфейсе выглядит необычно и даже интригующе

Первое впечатление — да, это CorelDraw! Но какой-то он немного другой… Сейчас посмотрим, и начнём мы с самых привычных операций.

Среди самых частых операций при работе с любым документом — управление масштабом и панорамирование (прокрутка). Я уже привык к клавишам и , которые масштабируют до выделенного объекта и до всей страницы, а вот на macOS придётся отвыкать — как видите на скриншоте (рис. 4), здесь совершенно другие клавиши. Конечно, и тоже не работают. Наверное, в Corel рассудили, что лучше ориентироваться на рекомендуемые Apple клавиатурные сокращения, а пользователи с опытом работы на Windows как-нибудь приспособятся. А вот как быстро вернуться одним нажатием к масштабу 100%, я не нашёл. Придётся выбирать нужный масштаб из списка в панели свойств.

С прокруткой документа дела похуже. Уже несколько лет как я привык прокручивать документ средней кнопкой мыши — зажимаешь её и панорамируешь, как хочешь! Здесь это не сработало. Кнопка навигатора справа внизу — старый древний способ — тоже отсутствует. Нет и полос прокрутки (scrollbars). Представьте себя в такой ситуации. Интересно, вспомните ли вы сразу ещё один способ прокрутки? Конечно, это не инструмент «панорама» в панели инструментов — с ним это будет не работа, а ёрзанье. Интригу раскрою в конце материала, а вы пока вспоминайте! Подсказка: этот способ работает в Windows и macOS.

Кстати, по поводу интерфейса представитель Corel дала достаточно содержательный ответ, где описала принципы разработки для CorelDRAW Graphics Suite для macOS: «Там, где пользователи Windows ожидают полосы прокрутки и колёсико мыши, пользователи Mac используют Magic Mouse или трекпад Force Touch на MacBook…» Всё просто — не нужны на «Маках» ни колесики мыши, ни полосы прокрутки…

Рис. 5. Маленькие стрелочки, в которые нужно точно попасть

Перейдём к инструментам. Набор их такой же, как и в версии для Windows. Вот только выбираются они немного своеобразно — обычно, чтобы раскрыть подменю инструментов, нужно удерживать нажатой левую кнопку мыши на соответствующем инструменте, и их список раскрывается. И это совершенно типовой вариант, который вы можете встретить и в других программах. А здесь вам предстоит стать снайпером, так как попасть нужно точно на эту мелкую стрелочку в правом нижнем углу, тогда список раскроется (рис. 5).

Инструменты пока не настраиваются, и добавить в левую панель ваши любимые нельзя (настроить для них клавиатурные комбинации тоже не получится). Также не работает ряд функциональных клавиш — например, и <F12>, которые на Windows открывают панели управления заливкой и обводкой. К счастью, можно использовать панель свойств справа — там найдётся всё нужное. Интересно, что в версии для macOS под «панелью инструментов» понимается не левая панель с инструментами, а верхняя дополнительная с кнопками выравнивания и пр., которые в версии для Windows находятся в панели свойств (рис. 6).

Рис. 6. Та самая верхняя панель — это то, что в версии для macOS называется «Панель инструментов»

 

А вот левая панель с самими инструментами пока осталась без названия.

Рис. 7. Щелчок правой кнопкой теперь не окрашивает обводку в нужный цвет, а открывает окошко

Кстати, по поводу заливки и обводки. Выбор цвета левой кнопкой мыши работает. А вот выбор цвета обводки правой кнопкой работает иначе — выдаётся окно с предложением выбрать, что закрашиваем — заливку или обводку (рис. 7). То есть теперь вместо простого щелчка правой кнопкой вас ждёт целая процедура.

Рис. 8. Вот так на Windows можно быстро выбрать оттенки цвета, а на macOS — пока нельзя

Но есть выход — щелчок на выбранном цвете, удерживая . Правда, тут есть один нюанс: в CorelDRAW для Windows присутствует интересная «фишка» (весьма популярная у дизайнеров) — можно в текущий цвет объекта добавить 10% любого другого, если щёлкнуть по нему в палитре, удерживая . Увы, здесь это не работает. Теперь так выбирается цвет обводки. Другая интересная фишка: можно выбрать оттенок цвета на палитре цветов, если удерживать нажатую кнопку мыши на выбранном цвете: выдаётся мини-палитра с разными оттенками (рис. 8). На macOS это тоже пока не работает.

К счастью, копирование с правой кнопкой мыши работает! Если, конечно, у вас есть эта правая кнопка мыши.

По функционалу программы претензий нет — всё отлично: объекты создаются, все эффекты работают, файл сохраняется. Я в своё время обратил внимание, что в разных версиях операция Extrude (выдавливание) работала с разными проблемами — например, могла не работать разделяемая точка схода перспектив — очень полезная возможность для псевдотрёхмерной графики! Здесь она работает прекрасно!

Все новые возможности версии 2019 (неразрушающие растровые эффекты и прочее) не вызывают нареканий и работают превосходно. И это тоже здорово!

Производительность | Производительность программы хорошая, но на данный момент похуже, чем в версии для Windows. Пользователи жалуются на излишнее потребление ресурсов, даже на 6-ядерном процессоре (вы сами можете посмотреть мнения пользователей в сообществе Corel). Я столкнулся с тем, что переключение с объекта с градиентной прозрачностью на непрозрачный объект сопровождается примерно двухсекундной задержкой (проблема была подтверждена другими пользователями). Причём переключение между несколькими объектами с градиентной прозрачностью происходит с обычной скоростью. А некоторые пользователи жалуются, что на таких операциях система вообще виснет. Ещё более странно, что под Windows, которая запущена в системе виртуальных машин Parallels в macOS, таких проблем нет. Есть что улучшать в следующих версиях!

Для сравнения производительности macOS и Windows я попробовал стандартные операции работы с объектами — всё работало без проблем и с нормальной скоростью, кроме ряда случаев (например, тот случай с градиентной прозрачностью). Затем решил испытать систему на большом количестве объектов. Для этого создал сюжет — кубик из кубиков, которые сами являются кубиками. На нескольких тысячах объектов всё работало без заметных задержек, на 10 тыс. объектах задержки уже начали чувствоваться, а на 30 тыс. объектах задержки стали измеряться секундами. Некоторая разница на разных платформах присутствовала, но незначительная, но тут и сами платформы разные (i5/8GB против i7/32GB). Различные эффекты — бленды и пр. — работали одинаково шустро.

Заключение первое | Самое важное — CorelDRAW для macOS работает! Но пока есть ряд интерфейсных проблем, которые вызывают недовольство пользователей. Судя по информации от разработчиков, в Corel решили при построении интерфейса тщательно следовать рекомендациям Apple, но, увы, за счёт того, что отошли от своих принципов. В результате получилась вот такая картина — я процитирую одного пользователя: «Рассмотрим Adobe. Их всем известные приложения не полностью соответствуют руководящим принципам человеческого интерфейса Apple. Более того, соглашения и сочетания клавиш, которые Adobe использовала в своих приложениях, гораздо более широко распространены в графической индустрии, чем эти руководящие принципы Apple. Мы говорим о 30-летней истории. И Adobe не нужно ничего менять. Но если они изменят так, чтобы соответствовать этим принципам, это шокирует пользователей Adobe».

Но функционал системы великолепный, все возможности поддерживаются, файлы между платформами прекрасно переносятся. И, кстати, при тестировании пакет ни разу не «упал»! И это прекрасно! Разработчики поработали на славу, теперь им нужно доделать ряд моментов, причём совершенно понятно каких.

А прокручивать документ можно было так — удерживать и использовать стрелки перемещения на клавиатуре (это был ответ на вопрос, заданный выше).

Встречаем браузерный CorelDRAW!

А теперь перед нами онлайн-редактор векторной графики Corel. Такие редакторы сейчас не редкость, а благодаря всё более высоким скоростям в интернете, более шустрому «железу» и возможностям HTML 5 и CSS 3, в их актуальности сомневаться уже не приходится. А то, что они не привязаны к конкретному оборудованию, не нуждаются в периодической процедуре обновления и работают также на планшетах с любыми операционными системами, делает их весьма универсальными и полезными!

Онлайн-редактор, представленный Corel, доступен по адресу coreldraw.app. Для входа вам требуется лицензионная копия или активная демоверсия CorelDRAW GS 2019. Вам нужно будет ввести данные своей учётной записи, но если у вас её ещё нет, то создать её «на ходу» не получится — для этого вам придётся стать пользователем самого пакета CorelDRAW (рис. 9). Ряд функций (например, экспорт элементов) доступны только для версии PRO, за которую придётся доплатить. Можно активировать 15-дневный пробный период, чтобы понять, нужны ли вам возможности версии PRO.

Рис. 9. Входим в систему. Некоторые пользователи думают, что это popup-окно и пытаются его закрыть, чтобы пройти процесс регистрации

После входа в редактор я обнаружил совершенно незнакомый интерфейс, даже отчасти не напоминающий интерфейс CorelDRAW. Однако выглядел он совсем неплохо, и в нём оказалось достаточно легко разобраться — он реализован так, чтобы быть интуитивно понятным и вызывать минимум затруднений у пользователя.

Сам интерфейс англоязычный, что, возможно, будет неудобно тем, кто привык работать с программой на русском языке и не желает переучиваться. Решив, что наверняка здесь есть и русский, я пробежался по меню — переключение языков обнаружилось в меню Help. Там можно выбрать любой из 14 языков, есть даже китайский (хотя почему «даже»?). После этого потребуется перезапуск, чтобы изменения вошли в силу. Но если при этом вы что-то уже сделали и не сохранили, все изменения будут потеряны (рис. 10).

Утроение CorelDRAW

Рис. 10. Вот так выглядит окно в браузерной версии CorelDRAW

К сожалению, то, что в английском интерфейсе выглядело аккуратно, на русском выглядит уже не так — термины не вмещаются, налезают, разъезжаются… В принципе мелочь — работать-то можно, но смотрится неопрятно.

Страницы | Я могу создавать страницы, они могут быть разного размера и даже безразмерными. Для страницы можно настроить поля. Область за пределами страницы доступна, но объекты там не отображаются, хотя нащупать их можно.

Сетки и направляющие | Направляющие, как обычно, вытягиваются из линеек, но настраиваются на глаз — точные значения задать нельзя. Сетки, помимо обычных, могут быть изометрическими (причем углы можно регулировать). Это очень круто, если нужно создавать псевдообъёмные элементы (рис. 11)! Сетка задаётся одна на все страницы.

Рис. 11. Изометрическая сетка упрощает построение объёмных объектов

Объекты и работа с ними | Набор объектов достаточно стандартен — прямоугольник, эллипс, многоугольник, звезда, кривые, текст — их меньше, чем в самом CorelDRAW, но вполне достаточно. Операции с объектами тоже стандартные, только правая кнопка для дублирования уже не работает. Также возникнет проблема, если нужно сделать копии объекта путём поворота относительно внешнего центра — такую операцию выполнить невозможно. Хотя есть операция трансформации относительно угловых или центральной точек самого объекта, которая позволяет создать сразу множество копий с указанием числа копий и значений поворота, перемещения, наклона, масштабирования — полезно!

Также оказалось проблемой соединить крайние узлы разных объектов в один узел. Что бы я ни делал, узлы на стыках симметричных объектов не объединялись никак. Но заливалась эта конструкция вполне корректно.

Управление просмотром | В процессе работы нужно постоянно изменять масштаб отображения и перемещаться по документу — здесь активно используется клавиша пробела, а средняя кнопка мыши все время куда-то не туда уносила. Масштаб регулируется стандартными комбинациями . При переключении на каркасный просмотр включить обратно обычный получилось только тогда, когда перешёл на другую страницу и затем вернулся обратно.

Цвет и заливки | Множественные заливки и обводки — такого нет в самом CorelDRAW! Среди заливок, помимо градиентных и текстурных, есть шумовые, а для каждой заливки регулируется непрозрачность и режим наложения. Но вот сеток градиента нет. Для оформления объектов можно создавать стили, которые синхронизируются через облако.

Поддерживаются модели RGB, CMYK, HSB — для WEB и для полиграфии не должно быть никаких проблем.

Заключение второе | Есть ещё другие браузерные редакторы — например, любимая многими web-дизайнерами FIGMA, VECTR, Method Draw, Gravit Designer. И вот тут, пожалуй, самый любопытный момент — ну уж очень coreldraw.app напоминает этот Gravit Designer, который Corel купила в 2018 г.! От интерфейса и до функционала. Вот только пока что Gravit Designer бесплатный (кроме варианта PRO), у него есть и настольные версии для разных платформ (Windows, macOS, Linux). Интересно, какая судьба его ждёт, когда Corel окончательно интегрирует свой браузерный вариант в пакет CorelDRAW?

Так что совершенно неудивительно, что браузерная версия уже отшлифована и работает как часы! Хотя, как видим, c CorelDRAW там пока мало общего.

 

Другие моменты

Мобильные устройства: я попробовал поработать с этой версией на планшете (iPad) — это оказалось возможным! Все операции работают, единственный момент, который сильно раздражал, — большинство действий пальцем браузер распознает как попытку прокрутить экран, и поэтому экран елозит постоянно туда-сюда. А вот телефон нужен с большим экраном. С моим iPhone SE там делать нечего — не влезают функции нужные, и всё тут.

Сохранение и открытие файлов: родной формат здесь CDRAPP — в нём без проблем и сохраняется, и открывается. Увы, CorelDRAW его не поддерживает. Можно сохранять и открывать в формате CDR, но тогда возможности редактирования резко ограничиваются. А если я открою файл CDR, то выдается предупреждение, что всё наполнение заблокировано, а рисовать я могу только на новом слое. При переносе файлов в CorelDRAW часть элементов может оказаться в растровом виде.

Экспорт: поддерживаются все нужные форматы, могу экспортировать сразу в нескольких разрешениях (но экспорт доступен только в версии PRO).

Символы: есть в наличии, поддержка очень хорошая. Можно синхронизировать через облако, но для этого придется доплатить за версию PRO.

Также здесь есть неплохой набор заготовок в библиотеке элементов и набор готовых шаблонов.

 

Общее заключение

Мы наблюдаем интересный процесс — Corel решили расширять свою продукцию не только функционально, но и в сторону поддержки разных платформ. При этом есть проблемы в том, что одинаковые операции выполняются там совершенно по-разному, что, конечно, сильно напрягает некоторых пользователей. Как поступит Corel — будет унифицировать решения или сохранит индивидуальность программ — мы вскоре узнаем, так как уже летом ожидаются очередные обновления. Но в любом случае пожелаем им успеха в решении таких грандиозных и интересных задач!

Об авторе: Юрий Павлов (yuri.pavl@gmail.com), преподаватель Центра «Специалист», консультант, практикующий дизайнер и веб-разработчик. Corel Certified Instructor, Adobe Certified Instructor.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
HPM S22 в самом востребованном формате

Одной из наиболее производительных в линейке поставляемых одноножевых бумагорезальных машин HPM является модель S22 с длиной реза 137 см.

Лакировальные полотна: выбрать и не прогадать

Для выбора лакировальных полотен нужно учесть несколько факторов: крепление в лакировальной секции, какая установлена подложка, какой тип лака — воднодисперсионный или УФ-отверждения — используется, какие требования к качеству лакирования.

Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40