Под «цифровой этикеткой» мы обычно подразумеваем цифровой способ её печати и отделки. Именно поэтому в заглавной статье номера речь идёт о новинках в области цифровой печати — ЦПМ и гибридных машинах с цифровыми секциями, а также решениях для отделки с использованием цифровых технологий. Кстати, из заметных новостей с недавней Labelexpo — появление флексомашин со встроенными цифровыми секциями нанесения белого и лака, но без многокрасочной цифровой печати. Жизнь — штука богатая, вероятно, перед кем-то стоят задачи, требующие и таких конфигураций.
Интересно, насколько сильно разнятся взгляды на перспективность различных технологий для цифровой печати этикетки. Загляните в наш опрос номера, и вы обнаружите, что многие типографии вполне успешно используют для печати этикетки… листовые ЦПМ Xerox. Мы также не удивимся, если в каких-то типографиях для этих целей успешно используются этикеточные принтеры или широкоформатные принтеры/каттеры. Можно предположить, что речь во всех подобных случаях идёт о диверсификации, когда объёмы печати этикетки в типографиях составляют лишь небольшую долю от общего выпуска продукции, а заказы на этикетку появляются естественным образом — в ответ на дополнительные запросы уже существующих клиентов. Инвестировать ради этого значительные суммы в серьёзную этикеточную ЦПМ особого смысла нет, если только вы не планируете в дальнейшем активного развития бизнеса именно в этом направлении.
С другой стороны, компании, уже специализирующиеся на печати этикетки, видят перспективы различных технологий в этом бизнесе совершенно иначе. Например, Игорь Крыль, руководитель хорошо нам знакомой воронежской типографии «Рубикон», специализирующейся на печати сухой этикетки офсетным способом, вообще не видит пользы в развитии направления цифровой печати этикетки. И его аргументация вполне весома — среди заказчиков пищевой этикетки наблюдается активный процесс укрупнения, поэтому небольших предприятий и потенциальных заказчиков на «цифру» в этом секторе слишком мало.
К тому же для того, чтобы «накормить» цифровую машину малыми тиражами этикетки, нужна очень серьёзная и дорогостоящая работа по сбору подобных заказов от многих клиентов. По этому поводу Денис Окулов — основатель «ОКИЛ SATO», одного из крупнейших в России производителей этикетки, обладающего к тому же самым большим парком этикеточных ЦПМ — в своём интервью, говоря о цифровой печати этикетки на HP Indigo, отметил: «У тебя уже нет проблем с технологией и обслуживанием производства, но есть проблема с продажами, потому что машину нужно загрузить радикально большим количеством заказов. Нужно больше менеджеров, нужна другая логистика. Это совершенно другая модель бизнеса с другими скоростями реакции».
При этом многие малые предприятия в ответ на отсутствие внимания к их крошечным потребностям в этикетке со стороны типографий (а заказчики той же «ОКИЛ SATO» — преимущественно большие и средние компании) попросту заведут собственные этикеточные принтеры — дёшево и сердито. Один из подобных аппаратов OKI мы рассматриваем в рубрике «Обзоры».
Возможно, для сбора и выполнения множества подобных мелких заказов просто нужен хороший агрегатор с дружественной к заказчикам системой web-to-print с онлайн-конструктором этикеток? Помимо солидной цифровой производственной базы, конечно. Плюс к этому потребуется надёжная и недорогая инфраструктура быстрой доставки заказов куда угодно. Есть ли уже условия для создания подобного бизнеса (или даже не одного) в нашей стране? Этот вопрос требует детальных подсчётов. Два года назад на нашей конференции «Цифровая трансформация во флексографской типографии» о подобных намерениях заявляли представители компании Tanzor Digital, но этот проект не был реализован.
При этом в развитие цифровой этикетки вносит свою лепту и государство. Распространение обязательной маркировки на всё новые группы товаров требует внедрения цифровых технологий на упаковочных предприятиях. Но здесь явно есть место и для типографий. Нам уже известно об успешном опыте маркировки ещё на этапе печати упаковки и этикетки на ЦПМ. И как тут не вспомнить Бенни Ланду с его крылатой фразой о повсеместной цифровизации?