101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как изменилась загрузка вашей типографии в связи с пандемией коронавируса и общим ухудшением экономической ситуации?

  • 9 июня 2020 г.
  • 6942
К сожалению, результаты этого опроса не радуют. Хотя было бы странно ожидать другого результата.

 

Председатель Клуба директоров цифровых типографий Санкт-Петербурга Александр Иванов напоминает, что полиграфия всегда зависела и будет зависеть от общей экономической ситуации в стране, так как заказчики полиграфистов — это, в большинстве случаев, не физические лица, а предприятия различных отраслей экономики. Уже не раз случалось, что спад в полиграфии происходил через некоторое время (от полугода до года) после общего спада в остальных отраслях. Сейчас ситуация иная, поскольку случился не чисто финансовый кризис, а как бы рукотворный. К тому же население напугано, а объективной информации нет.

У кого-то убыло… | Примерно каждый седьмой из участников нашего опроса на сайте выбрал самый пессимистический вариант: речь идёт о закрытии предприятий. Иванов рассказал, что питерские «цифровики» в узком кругу уже обсуждали вопрос: кто из них откроется после карантинных мероприятий? Вывод не утешителен: если апрель переживут практически все, то затем — уже у кого какая ситуация сложится. Ведь не секрет, что «цифровики» работают, как правило, на арендованных площадях и на оборудовании, которое приобретено в лизинг.

Разумеется, продолжают работу типографии, специализирующиеся на пищевой упаковке и этикетке. Директор по развитию и продажам компании «Ламбумиз» (Москва) Сергей Новиков отмечает рост заказов и полагает, что это связано с возросшим потреблением молочных продуктов: люди проводят больше времени дома, а в домашней кухне разнообразная «молочка», упаковку для которой в основном выпускает «Ламбумиз», занимает более заметное место, чем в учреждениях общепита, которые сейчас закрыты.

Иванов советует полиграфистам обратить внимание, кроме пищевой промышленности, также на сотрудничество с оборонкой и другими силовыми ведомствами: они пока будут на плаву!

 

 

С. Новиков: «Так как мы производим упаковку для пищевой промышленности, производство у нас не останавливалось. Конечно, карантинные мероприятия внесли корректировки в работу компании, но мы успешно справляемся как с исполнением обязательных мероприятий на своём производстве, так и с трудностями, которые возникают у клиентов из-за ограничений в перемещениях.

Соблюдение норм и рекомендаций Роспотребнадзора возложено на наш департамент контроля качества. Мы свели к минимуму влияние этих факторов на процесс производства и в то же время усилили внутренний контроль за условиями работы и состоянием сотрудников: производится ежедневный контроль их самочувствия, поддерживается дистанция между работниками в производственных помещениях. В целом можно сказать, что меры по борьбе с распространением вируса заставили нас стать ещё более дисциплинированными и автоматизированными. Оптимизировали работу производственных смен, а административный персонал перевели на удалённый режим работы, который показал эффективность при правильном выборе системы автоматизации и контроле внутренних и внешних процессов».

 

 

Остаётся надеяться, что после окончания ограничительных мер, связанных с эпидемией, работа будет и у типографий, которые занимаются в основном рекламной продукцией. По крайней мере, дизайнеры уже готовят для них работу. Ведущий дизайнер «Ворлд Фэшн Продакшн» (Москва) Дмитрий Култыгин рассказал, что с марта количество заказов даже увеличилось, причём довольно сильно. Правда, это не связано с нынешней кризисной ситуацией: просто так совпало, что одновременно пришло в разработку несколько крупных проектов и основная масса работы по ним пришлась на время карантина. Пришлось даже наращивать мощности и нанимать ещё одного дизайнера «на удалёнке».

Разумеется, работа всех дизайнеров сейчас ведётся удалённо. Работодатель позаботился о техническом оснащении работников и передал тем из них, кому необходимо, мощные рабочие компьютеры. Конечно, у такой организации работы есть и свои минусы. Немного усложнился процесс коммуникации. Всё общение, а также презентации концептов клиенту осуществляются через Skype. Ну и рабочий день, как признал Дмитрий, стал совсем уж ненормированным.

Култыгин надеется, что проблем с загрузкой не будет и далее: «Ворлд Фэшн Продакшн» занимается полным рекламным обеспечением магазинов сети «Дикси», которые продолжают работу: «Конкретно наш отдел разрабатывает упаковку для собственных торговых марок “Дикси”». Другие отделы тоже без работы не сидят — с заказами у них всё в порядке.

 

Конечно, не у всех дизайнеров сейчас хорошо с работой. Дмитрий полагает, что тяжелее всего сейчас приходится фрилансерам. Но у большинства типографий пока что ситуация весьма печальна. Например, директор типографии «ИНТ» (Кемерово) Андрей Грузин затрудняется оценить падение объёмов работы: в начале года они у «ИНТ» росли, а уже в середине апреля падение составило около половины. Объём некоторых сегментов упал до нуля (например, по понятным причинам, не стало заказов от общепита), хотя в некоторых других наблюдается рост. В «плюсе», по наблюдениям Андрея — упаковка продуктов питания и фармацевтики.

Грузин считает, что в более выигрышном положении сейчас находятся типографии, у которых есть и офсетное, и цифровое оборудование: «На двух ногах лучше стоять». Офсетным типографиям, по его мнению, трудно «подхватывать» малые объёмы, а цифровым сейчас вообще тоскливо.

Цифровые типографии в Санкт-Петербурге, по словам Иванова, встали: сразу после того, как был объявлен режим самоизоляции, заказы уменьшились наполовину, а через неделю их поступление почти прекратилось. Многие петербургские офсетчики ещё продолжают работать на длинных заказах, но некоторые уже встали. А вот у одной из питерских типографий, где используется и флексопечать, и «цифра», объём значительно увеличился, так как она обслуживает предприятия пищевой промышленности. Но Иванов считает, что объём заказов зависит не от способа печати, который используется в типографии, а от её клиентов: типографии, которые были «завязаны» на выставки, гостиничный бизнес, сервис и т. п., уже стоят. А вот если типография обслуживает пищевиков, аптечный бизнес, химическую промышленность (тиражи на этикетку для антисептиков выросли в сотни раз!), то они практически ничего не потеряли, а лишь увеличили объёмы. Но Иванов сомневается, можно ли это назвать выигрышем: по его мнению, это текущий рост: пройдёт коронавирус, экономика очнётся, и вот тогда уже надо посмотреть, с каким выигрышем эти типографии останутся.

 

Разумеется, текущий кризис сказался и на предприятиях, которые являются подрядчиками полиграфистов. Например, Александр Селивёрстов, учредитель компании «Репроцентр 24PrePress» (Москва), сообщил, что во второй половине апреля осталось примерно четверть от прежнего количества заказов.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих? Одна из проблем, с которой пришлось столкнуться полиграфистам, — нежелание арендодателей войти в положение и снизить или хотя бы отложить арендную плату. Грузин рассказал, что у «ИНТ» переговоры на эту тему пока ещё не закончены, но арендодатели обсуждают её явно неохотно.

Селивёрстов ведёт переговоры о рассрочке, а вот двум клиентам его репроцентра заводы — хозяева площадей — даже подняли арендную плату.

Иванов заметил, что арендодатель сейчас тоже в сложном положении: если он выгонит типографию, другого клиента найти вряд ли удастся. Поэтому известные ему «цифровики» считают, что арендодатели могут и подождать. А в некоторых, единичных пока случаях петербургские арендодатели уже идут навстречу арендаторам.

Поддержки со стороны государства полиграфисты, к сожалению, не видят. Как сказал Иванов: «Мой бухгалтер про это не слышал, на сайте налоговой разъяснений нет, а есть только требование вовремя сдавать отчёты».

Селивёрстов считает, что для поддержки бизнеса необходимо отменить налоги, так как сейчас людям просто нечем их платить: ни за 2019 г., ни за первый квартал 2020 г. У предприятий нет загрузки, нет и денег. Но на практике на льготы он не рассчитывает: в число пострадавших отраслей полиграфия не вошла, разве что обещали каникулы на часть зарплатных налогов. «В нашем случае, — говорит Александр, — это около 10 000 руб. от силы, при этом НДС — 300 000 руб. Да ещё и придётся доказывать, что компания достойна этих каникул на 10 000 руб.».

Типографии «ИНТ» региональная ТПП также разъяснила, что форс-мажором данную ситуацию считать не будет, так как запрета на деятельность полиграфистов нет, а падение спроса — это лишь предпринимательские риски. В перечень особо пострадавших «ИНТ» тоже не входит.

Что делать? Что делать в сложившейся ситуации? Как смягчить последствия кризиса?

По мнению Грузина, теперь необходимо работать так интенсивно, как никогда не работали.

Иванов считает, что, пока нет клиентов, надо заниматься той работой, до которой раньше не доходили руки: сайты, SEO, SMM, автоматизация, аналитика клиентской базы, совершенствование технологии и т. д.

 

Руководитель компании Printovo (Краснодар) Сергей Веременников, рассказал, что в условиях сократившейся нагрузки в типографии в основном «подтягивают» свои механизмы работы, наводят порядок — например, в Printovo поменяли выгоревшую внешнюю рекламу. Как только ситуация улучшится, типография сразу будет готова набрать обороты.

В «Репроцентр 24PrePress» сократили арендуемые площади и фонд заработной платы. При этом сократить количество сотрудников репроцентр не может, так как там работают только официально оформленные рабочие. Проблемы с персоналом — ещё одна головная боль, которую доставил сегодняшний кризис.

В «ИНТ» сотрудников пока стараются не сокращать, но понятно, что эта ситуация временная: если кризис продолжится, придётся пойти на непопулярные меры.

Иванов сообщил, что данных о сокращениях пока не поступало: «Думаю, что директора договариваются с сотрудниками. Что будет дальше — зависит от того, будут ли продлеваться нерабочие дни». Александр напомнил, что реальный кризис наступит позже — очевидно, тогда наступят и реальные проблемы с персоналом.

В Printovo в это непростое время сохранили штат сотрудников, которые работают в полном составе с соблюдением всех мер безопасности.

С обновками придётся подождать? Разумеется, скажется кризис и на темпах обновления полиграфического оборудования: как кратко выразился Селивёрстов, тут бы выжить, а не оборудование обновлять.

 

Того же мнения придерживается и Иванов: «На какие деньги обновлять оборудование? С долгами бы после кризиса рассчитаться. Даже в случае благоприятного исхода событий по части приобретения оборудования будет некая пауза месяца на три-четыре. В то же время госсектор, по моим данным, обновлять оборудование будет: у них средства есть и ещё не урезали бюджеты. И опять-таки дело в сроках: если кризис затянется на май и июнь, то это уже будет для очень многих катастрофой — и для типографий, и для поставщиков».

Грузин полагает, что многие полиграфисты отложат обновление оборудования примерно до drupa 2021.

В Printovo из-за коронавируса планы немного сдвинусь, но в целом не поменялись, так как покупку нового оборудования там рассматривают в значительной степени для расширения своих возможностей: печати на бумаге удлинённых форматов и более плотных материалах. Веременников считает это очень актуальными проблемами.

Беда не приходит одна | К сожалению, карантинные мероприятия — не единственная проблема, с которой сталкиваются полиграфисты. Наша отрасль не только зависит от других, но и очень импортозависима. Из-за этого скачки курса рубля сказываются на ней достаточно болезненно. Недавнее падение рубля не до всех ещё докатилось: Иванов отмечает, что на импортную бумагу поставщики уже успели поднять цены, а вот с расходниками ситуация сложнее: пока нет объективных данных. По его мнению, цены вырастут минимум на 15%.

Для репроцентра валютные колебания весьма заметны: в «Репроцентр 24PrePress» цены были установлены в рублях, а расходники приходится покупать по курсу ЦБ в валюте. При это поменять офсетные пластины на менее дорогие уже трудно: все клиенты и так перешли на самый дешёвый вариант.

А вот Веременников на валютные кризисы уже давно не обращает внимания (в рамках разумного, конечно). К тому же у одного из ключевых поставщиков Printovo — Konica Minolta — свой внутренний курс, который чуть ниже рыночного.

«Ламбумиз» работает в основном на отечественном сырье, использование импортных материалов там свели к минимуму (и при этом повысили качество выпускаемой продукции). Это позволяет избегать резкого влияния курсов валют на себестоимость продукции и является одним из факторов, благодаря которым компания поддерживает оптимальный уровень цен на продукцию. А это, в свою очередь, способствует увеличению объёмов заказов со стороны клиентов.

Будем надеяться | Действительно, большинству типографий сейчас не до приобретения оборудования. Но даже рассчитывая на самое худшее (СМИ от лица учёных уже сейчас пугают второй и третьей волной коронавируса, а то и тем, что он «пропишется» у нас постоянно), надо понимать, что к такой ситуации придётся приспосабливаться. А значит, рано или поздно оборудование придётся обновлять. Более того: в новых условиях именно новое оборудование может помочь типографиям.

Например, более автоматизированная техника позволяет уменьшить количество сотрудников. А это стало очень актуальным: в случае очередного кризиса будет меньше проблем с их увольнением и новым набором — когда типография снова расширяет производство.

Поставщики любят подчёркивать, что их оборудование понижает зависимость от персонала. И это действительно важный фактор, который надо учитывать при выборе техники. Если даже обстоятельства вынудят руководство типографии уволить оператора, потом, при необходимости, легче будет найти и обучить нового (если старый не вернётся на прежнее место).

Для малых предприятий имеет смысл подумать про универсальное послепечатное оборудование: оно компактнее, чем несколько отдельных устройств, и оператор на нём обычно всего один — на все руки мастер.

С точки зрения сокращения персонала некоторым типографиям стоит рассмотреть возможность вывода печатных форм в репроцентрах. Для начала, конечно, необходимо провести опыты в этом направлении (желательно — в разных репроцентрах). Если же опыт окажется удачным, то собственную установку СТР можно продать — не дожидаясь, когда её стоимость приблизится к нулю по причине износа или новой экономической депрессии.

Разумеется, многие задумаются о сокращении количества менеджеров за счёт ПО, которое обеспечивает общение клиентов с типографией.

Так как ждать помощи нашей отрасли неоткуда, встаёт вопрос: возможно ли полиграфическому бизнесу иметь запас ресурсов на несколько месяцев? Конечно, накопить такие средства трудно. Но некоторые практические выводы из сложившейся сегодня ситуации всё же можно сделать. Например, не стоит минимизировать складские запасы, хотя когда-то у нас любили приводить в пример работу производств в далёких странах, где таких запасов на предприятии почти нет: чётко по расписанию привозят материалы и так же регулярно увозят готовую продукцию. К сожалению, эксцессы, связанные с карантинными мероприятиями, способны нарушить самые стройные производственные процессы. Например, в этот раз возникли проблемы с изопропиловым спиртом, который, оказывается, используется для производства антисептических средств.

С другой стороны, скачки курса рубля могут привести к тому, что расходные материалы и детали внезапно дорожают.

Таким образом, внезапный экономический эксцесс способен разом обесценить многолетние усилия по «оптимизации» складских запасов, более того — она может привести к убыткам.

В общем, тем типографиям, которые выживут, будет о чём подумать, готовясь к новому кризису.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38