101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Спецэффекты без Голливуда (часть 2)

  • Игорь Терентьев
  • 3 сентября 2020 г.
  • 7741
Краткая энциклопедия цифровых спецэффектов для листовых типографий — от печати с расширенным цветовым охватом и дополнительными цветами до рельефного лакирования и фольгирования.

Как уже было отмечено в первой части статьи*, прозрачный тонер и металлики на электрографических ЦПМ обычно не позволяют им соперничать с традиционным тиснением фольгой или трафаретным УФ-лакированием по уровню глянца и высоты рельефа. Ситуацию кардинально изменило появление специализированных и комбинированных систем цифрового лакирования и фольгирования.

Справедливости ради отметим пару важных исключений, касающихся возможностей создания рельефа на электрографических ЦПМ с жидким и сухим тонером. Создать заметный рельеф с помощью прозрачного жидкого тонера можно и на HP Indigo серии 7000 и более поздних моделях, в которых предусмотрено использование HP Indigo ElectroInk Transparent. Благодаря особенностям этой технологии печати пропускать лист через машину несколько раз не придётся — достаточно задать количество наносимых слоёв. Толщина одиночного слоя составляет около 1 мкм, за один прогон можно с неизменно точной приводкой нанести до 50 слоёв, что даёт максимальную толщину рельефа 50 мкм. Увы, при этом пропорционально сокращается скорость печати и повышается её себестоимость.

В Xerox напоминают, что на ЦПМ Xerox Iridesse и Color 1000 есть штатная возможность наносить тонер в несколько проходов. Это поддерживается на уровне ПО, а приводка достаточно точная, чтобы слои визуально совпадали. Для создания очень заметного рельефного эффекта достаточно 4–5 слоёв, причём можно получить как гладкое покрытие, так и фактурное, с эффектом «змеиной кожи». Важно, что в случае использования только специальных тонеров отпечатки не учитываются в подсчёте «кликов», поэтому себестоимость увеличивается только за счёт расхода прозрачного тонера.

 

Publish о цифровом фольгировании и лакировании

Терентьев И. Leonhard Kurz и философский камень (Publish № 7/8, 2019)

Терентьев И. Цифровой «конь» приходит на смену аналоговым «лошадкам» (Publish № 6, 2019)

Захаржевский Ю. Зарабатываем на «металлах» (Publish № 11, 2018)

Захаржевский Ю. Кратчайший путь к шикарному оттиску (Publish № 8, 2018)

Терентьев И. Блестящие преображения (Publish № 5, 2018)

Терентьев И. Сильные чувства (Publish № 3, 2018)

Терентьев И. Ярко и празднично (Publish № 9, 2017)

 

Фольга и ничего лишнего

Самые доступные решения для нанесения фольги цифровым способом основаны на использовании настольных цифровых фольгираторов. Они представляют собой монохромные термопринтеры, которые переносят специальную фольгу непосредственно на запечатываемый материал с помощью термоголовок. Примерно так же, как это делают почти забытые ныне матричные принтеры, только краситель в них переносится на бумагу механически — управляемыми цифровым способом иголками с красящей ленты. Фольгираторы — устройства относительно недорогие, имеющие достаточное разрешение для воспроизведения тонких элементов (300–600 dpi), но медленные. Скорость нанесения зависит от ширины термоголовки (обычно — в диапазоне от 57 до 210 мм) и физической скорости её перемещения (2–2,5 см/с). Поэтому для них обычно даже не делают автоподачи листов — оператор вручную укладывает на ложе новый лист (или папку, блокнот и т. п.) и забирает готовую продукцию. Предназначены такие устройства обычно для выпуска штучной персонализированной продукции — поздравительные открытки и грамоты, пластиковые обложки, папки для докладов, ежедневники с гладкой обложкой, визитки, персонализированные подарочные изделия и т. п. Фольгираторы требовательны к фактуре поверхности — она должна быть максимально гладкой, но диапазон материалов широк: от мелованной и ламинированной бумаги до акрила и бумвинила. Для создания крупноформатных изображений, превышающих ширину головки, нужно несколько проходов, из-за чего возможно несовмещение плашек — тогда в местах стыков будут заметны полосы.

Образцы фольгирования на FoilPrint 106: многокрасочный с двумя видами фольги, сделанный самой «Виршке» (слева), и типичная продукция одного из заказчиков

В нашей стране есть собственный производитель цифровых фольгираторов — компания «Виршке» из Нижневартовска. Как рассказал её основатель и руководитель Александр Виршке, в 2019 г. ассортимент фольгираторов был расширен — кроме выпускаемой ранее модели FoilPrint 106, появилась FoilPrint 315 (официальная розничная цена — 350 тыс. руб.). Главная особенность данной модели, дебют которой состоялся на стенде «НИССА Дистрибуция» на выставке Printech 2019, — возможность запечатывания формата до 450×315 мм. Это обеспечивается за счёт автоматического поэтапного перехода и совмещения печатных строк между собой. Материалы позиционируются по заднему вертикальному упору, а также боковому, который имеет прижимной механизм и позволяет жёстко фиксировать материал на рабочем столе, обеспечивая плотное прилегание без смещений. Благодаря этому оператор может свободно осуществлять печать сложного макета с совмещением нескольких слоёв и цветов фольги. Ширина головки осталась прежней — 106 мм, разрешение — 600 dpi. Скорость фольгирования — 2 см/с. Для запечатывания полного формата 450×315 мм, в зависимости от сложности макета, требуется не более 2 мин. Как рассказал Александр, за первый год продано около двух десятков FoilPrint 315. Выпущенная ранее модель FoilPrint 106 доступнее — она стоит 190 000 руб. (с головкой шириной 106 мм и длиной печати 300 мм). Для специализированных видов печати возможно расширение длины печати до 500 мм (опция). В среднем ежемесячно продаётся около десятка FoilPrint 106. Среди покупателей — не только российские, но и зарубежные компании. Один фольгиратор «Виршке» был даже продан в США. Продакт-менеджер «НИССА Дистрибуция» (дистрибьютор «Виршке») Александр Савин рассказал, что в России к модели FoilPrint 315 проявляют большой интерес военные ведомственные подразделения, учебные учреждения и рекламные агентства.

«Виршке» и её партнёры осознают, что популярность фольгираторов ограничивается относительно дорогой специализированной фольгой. Дело в том, что для качественного прохождения теплового импульса от термоголовки к материалу фольга должна быть как можно тоньше. В толстой фольге импульс рассеивается. Обычная фольга для горячего тиснения имеет толщину 12–19 мкм, а фольга для фольгираторов — 8–9 мкм. Кроме того, специальная фольга обеспечивает снятие статики, которая возникает при трении, и плавное скольжение печатной головки. Всех этих качеств у обычной фольги для горячего тиснения нет. Узок и ассортимент — обычно предлагаются только серебряная, золотая, красная, синяя, чёрная и белая фольга.

Впрочем, в «Виршке» уже работают над продуктом следующего поколения — CtPress (от Computer to Press), который планируют запустить в серию в этом году. Уже летом дилерам поступят демонстрационные экземпляры. CtPress позволит использовать стандартную фольгу для горячего тиснения. Процесс фольгирования разделён на два этапа: сначала с фольги цифровым способом удаляются все пробельные элементы, а затем осуществляется перенос оставшейся фольги на материал в прессе с помощью давления и температуры. Для первой версии CtPress макс. размер отпечатка будет 150×100 мм, но в перспективе возможно его увеличение до 200×100 мм. Среди достоинств такого устройства, помимо более доступной фольги и широкого ассортимента, — возможность тиснения по фактурным материалам и объектам с неровными поверхностями (ручки, брелки и т. п.). Кроме того, CtPress позволит работать традиционным способом с применением обычного клише, если у пользователя возникнет такая необходимость. В таком случае печатный блок будет выполнять функцию перемотки.

Помимо продукции «Виршке», в России также продаются листовые фольгираторы Vector ADL-3050A (Китай; 375 000 руб.), Vector AMD-8025 (Китай; 148 000 руб.) и Opus Foil Express (США; 857 000 руб.). Все упомянутые модели оснащены термоголовками шириной 57 мм с разрешением 300 dpi. Предлагаются также рулонные решения (обычно более доступные), протягивающие через себя полотно, в которые при необходимость можно подавать и листы. Примеры — Vector AMD-360С (Китай; 183 000 руб.) и Audley ADL-330A (183 000 руб.). Очевидный недостаток «протяжных» фольгираторов — в них нельзя фольгировать готовые изделия: папки, адреса, ежедневники и т. п. Наш небольшой опыт тестирования китайских фольгираторов говорит, что перед покупкой следует обязательно проверить работоспособность устройства. Обратите внимание на совместимость фольгиратора с предлагаемой поставщиком фольгой, а также на качество нанесения по различным поверхностям.

По оценкам «Виршке», доля компании на российском рынке фольгираторов постоянно растёт: она составила 86% в 2017 г., годом позже выросла до 90,6%. Как считает Александр Виршке, в результате появления FoilPrint 315 доля компании по итогам 2019 г. приблизилась к 100%.

Тонер плюс фольга

Существует комплексная технология фольгирования, предполагающая использование ЦПМ, ламинаторов и специальных плёнок. Ещё более сложные и производительные решения могут устанавливаться в линию с ЦПМ. В любом случае области фольгирования определяются нанесённым тонером, который при нагреве играет роль «клея».

Принцип работы технологии на базе ламинатора и специальных плёнок уже хорошо известен. Напомним его на примере самого активного в нашей стране производителя — GMP. Компания называет эту технологию Digital sleeking, что можно перевести как «цифровое наведение лоска», поскольку речь идёт не только о декорировании фольгой, но и создании других специальных эффектов — лакирования, нанесения голограмм и др. Для выборочного глянцевания или фольгирования на первом этапе требуется подготовить два макета, разделяя изображение на две части: первая — фон, вторая — только элементы для выделения. После этого на любой ЦПМ печатается первая, цветная часть макета, а отпечаток ламинируется специальной плёнкой GMP Silk Feel, обеспечивающей хорошую адгезию тонера и фольги на последующих этапах процесса. Теперь можно отправить на печать в ЦПМ или принтере вторую часть макета. После печати второй части макета отпечаток снова ламинируется, но на этот раз с использованием плёнки GMP Sleeking (Fusing) Foil Gloss (для имитации выборочного лакирования) или одной из плёнок с фольгой, голографическим узором, либо цветной. Декорирующий слой под воздействием давления и температуры переходит на все напечатанные вторым проходом элементы для выделения. Описание технологии может показаться сложным, но она позволяет выполнять довольно значительные объёмы фольгирования. Скорость и формат зависят от параметров ЦПМ и ламинатора.

Среди достоинств GMP Digital Sleeking — большой ассортимент эффектов. Предлагается 7 голографических дизайнов (на фото). Самые популярные из них — «точки», «звёздочки» и эффект радуги. Есть также 11 цветов обычной фольги, из которых самые популярные — три оттенка золота, серебро, белый и чёрный

Как рассказала директор департамента ламинаторов и офисной техники ГК «Русском» Ирина Джатиева, цифровое облагораживание было доступно в пакетных ламинаторах GMP ещё с конца 90 -х годов прошлого века, но только после появления плёнок Silk Feel в 2012 г. технология начала активно продвигаться в России. Цифровое облагораживание позволяют выполнять все промышленные ламинаторы GMP. В оперативных моделях должна быть установлена опция Digital Sleeking. Популярность технологии в России быстро растёт: по информации ГК «Русском», объём продаж специальных видов плёнок GMP для Digital Sleeking в 2019 г. вырос на 33%, а по некоторым позициям (в частности, по плёнкам Silk Feel) составил даже 45%.

Впрочем, у покупателей ламинаторов для цифрового фольгирования в России уже есть выбор. Как рассказал директор по развитию «НИССА Дистрибуция» Константин Шариков, для всех ламинаторов испанской Bagel Systems есть опция фольгирования по сухому и жидкому тонеру. В ассортименте — модели со скоростью от 4 до 32 м/мин с шириной подачи от 380 до 530 мм. Константин добавил: «Пока в России такое фольгирование используют редко — видимо, типографии опасаются, что по тонеру получается плохая адгезия плёнок и фольги. Но на практике это не так, и, по нашему опыту, типографии, особенно большие, всё чаще прислушиваются к особым пожеланиям заказчиков, желающих получить эксклюзивные продукты с т. н. “цифровой” отделкой, то есть без использования дорогих клише. Поэтому интерес к подобными решениям постепенно растёт. Для малых книжных изданий и малотиражной “цифровой” упаковки, в том числе наклеек и бирок, — это очень разумное и эффективное решение. Замечу также, что фольгирование по тонеру HP Indigo даёт самый лучший результат, несмотря на то, что он имеет иную структуру. Это связано с тем, что у Indigo — самая высокая дисперсность».

Есть и специализированные ламинаторы, предназначенные исключительно для нанесения фольги, закрепляющейся на тонере. Пример простого устройства такого типа с ручной подачей — Therm-O-Type Foil Fuser FT-10 (США; 240 тыс. руб.). Ширина материала — до 320 мм (длина — не ограничена), ширина плёнки — до 305 мм. В Therm-O-Type разработали и более совершенную версию с цифровым управлением FT-15, а также две модели Foil-Tech с фрикционной автоподачей. Среди применений устройств, предлагаемых производителем, — нанесение металлизированной, цветной, голографической и даже стираемой фольги.

Высокое качество фольгирования на DM–Luxliner обеспечивается длительностью контакта между фольгой и материалом. На снимке справа видно, что сверху расположены два вала (правый из них нагревается), которые прижимают фольгу к материалу, подаваемому по охлаждаемой металлической ленте внизу. Длина зоны контакта — 40 см

Промышленные решения для фольгирования по тонеру разработали в Leonhard Kurz. Концепция Digital Metal включает в себя оборудование и все расходные материалы, ПО и сервис. Первое устройство DM–Luxliner было представлено в 2012 г. По состоянию на начало 2020 г. было инсталлировано 18 единиц по всему миру (в России пока нет). Совместно с HP Indigo была доработана система приводки и увеличен рабочий формат до B2. Модель формата 560×750 мм выдаёт до 2400 листов в час (механическая скорость проводки — 30 м/мин). Она стоит около 150 000 евро (цена в Германии, в России к цене добавится оплата доставки, таможенных сборов, сертификации и запуска).

Процесс металлизации состоит из трёх шагов: напечатать изображение для фольгирования на ЦПМ с сухим или жидким тонером, на машине DMLuxliner нанести фольгу и, при необходимости, сделать финальную запечатку поверх в цвете. Металлизировать можно как бумагу, так и картон, в диапазоне плотностей от 120 до 350 г/м2. И чем более гладкая поверхность, тем более тонкие штрихи и детали можно проработать. Спектр цветов фольги широк, несмотря на то, что основной цвет — серебро, поверх которого обычная печать CMYK позволяет получить различные цвета, как и в холодном тиснении. В ассортименте есть прозрачная фольга с высоким глянцем, с помощью которой можно достичь эффекта выборочного УФ-лакирования, а также полупрозрачная фольга.

Возможности MGI Meteor Unlimited Colors Se+ по созданию специальных металлизированных эффектов весьма широки, ведь эта машина позволяет не только наносить фольгу, но и сразу печатать по ней в цвете

Единственная в своём роде электрографическая ЦПМ MGI Meteor Unlimited Colors Se+, печатающая в цвете со скоростью 71 стр./мин, представляет собой «суперкомбайн»: она имеет модуль для фольгирования, который со скоростью до 50 стр./мин припрессовывает фольгу к запечатанным тонером участкам листа. Фактически устройство включает две машины: электрографическую цветную ЦПМ и систему фольгирования с модулем автоматической приводки. Это позволяет не только наносить фольгу цифровым способом, но и запечатывать её сверху в цвете, получая интересные эффекты. Максимальный формат — 330×650 мм. К сожалению, в России пока не было инсталляций этой чудо-машины.

 

Фольга после лака: доступные альтернативы

Цифровое тиснение фольгой поверх рельефного лака получается очень эффектным — такого блеска в сочетании с рельефом очень сложно добиться традиционными аналоговыми способами и в любом случае получается крайне дорого на малых тиражах. Но и цифровые системы от Scodix и MGI, сочетающие лакирование с нанесением фольги, — весьма дорогостоящие решения. Однако уже есть более доступные альтернативы — модернизированные ламинаторы с эластичными силиконовыми нагревательными валами, позволяющие наносить фольгу на покрытые рельефным лаком отпечатки. Эффект идентичен результатам, получаемым в системах MGI и Scodix. Отдельно стоящие специализированные машины повышают производительность, качество и освобождают их владельцев от зависимости по настройке двух разных систем в одной машине.

 

Albyco Qsleek 380F-IDH Pattern будет полезен владельцам систем цифрового лакирования без модулей фольгирования, а также всем тем, у кого есть ЦПМ

Впервые подобное решение представила Duplo, хотя фактически речь идёт о совместной разработке с компаниями GMP и Albyco. В сентябре 2019 г. европейским дилерам Duplo были представлены ламинатор Qsleek 380F-IDH, а также рекомендованные для него плёнка для ламинирования Dufilm и сверхэластичная фольга 3D Foil компании Albyco (Нидерланды). Принцип фольгирования простой — лакированные на DuSense после ламинирования отпечатки (это необходимо, поскольку фольга переносится также на тонер) пропускаются через ламинатор, в котором фольга под нагревом с высоким уровнем детализации переносится на лак в виде объёмного 3D-изображения. Возможно также многократное фольгирование одного отпечатка с повторением цикла «лакирование/фольгирование» и сменой типа фольги. Стоимость Albyco Qsleek 380F-IDH (в другие страны он также поставляется под названием DuSense Digifoil) в России — 36 тыс. евро. Albyco предлагает широкий ассортимент специально подобранной и протестированной фольги 3D Foil — серебряную и золотую, цветную, голографическую и др. — по цене от 100 до 300 евро за 500-метровый рулон, а также плёнку для ламинирования Dufilm. Заявлено, что при макс. цене затраты фольги на один отпечаток А3 составляют около 9 евроцентов. Первая в России модель Qsleek 380F-IDH уже установлена в Москве в типографии Большого театра.

Впрочем, как отмечает Константин Шариков, в ассортименте «НИССА Дистрибуция» уже появилась специальная модель ламинатора испанской Bagel Systems iLam Pro v20 F3D. Главной её особенностью является наличие верхнего нагревательного вала с силиконовым покрытием, позволяющего наносить фольгу на объёмное изображение, и нижнего хромированного, служащего плоской твёрдой опорой для листа. Также повышена стабильность переноса фольги, которая обеспечивается за счёт термоэлемента нагревательного вала, погружённого в масло (в результате чего отклонение в температуре на всей поверхности вала не превышает 0,4 ºС), а также высокого давления в 35,5 Н/мм. После фольгирования с помощью дополнительных вентиляторов выполняется быстрое охлаждение — это важный технологический момент для качественного результата. Кроме того, Bagel Systems разрабатывает подобный ламинатор для фольгирования формата B2.

 

Струйный лак как основа для спецэффектов

Появление в середине 2000-х годов струйных однопроходных систем цифрового облагораживания стало настоящим откровением для полиграфистов. Пионерами здесь выступили израильская Scodix и французская MGI Digital Technology. Позже к ним присоединились другие производители — Argos, Autobond, Duplo, Komfi и др. Общий принцип работы всех подобных решений одинаков — материал проходит под неподвижной и перекрывающей всю ширину подачи линейкой струйных печатающих головок. Они наносят на нужные области прозрачный полимер, который затем отверждается УФ-источником (обычно светодиодным). Как правило, толщина слоя может варьироваться в широких пределах. Такая технология обеспечивает высокие производительность и глянец. Приводка лака к изображениям на листах обеспечивается автоматически с помощью оптических меток или, в случае с MGI, с использованием интеллектуального сканера. Помимо лака, некоторые решения обеспечивают нанесение фольги (лак играет роль «клея»), а также выполняют другие виды облагораживания.

Ассортимент MGI для цифрового облагораживания — самый разнообразный: в нём, помимо рулонных, присутствуют листовые модели для цифрового лакирования и фольгирования форматов от А3+ до B1 семейства JETvarnish 3D. В сочетании с модулем iFoil они обеспечивают цифровое лакирование и фольгирование, причём обе операции могут производиться в один проход или в несколько проходов при большом числе слоёв лака и фольги. Есть также специализированная машина JETcard 3D, позволяющая выполнять полный цикл изготовления пластиковых карточек — от цветной струйной печати до цифрового облагораживания лаком.

MGJ JETvarnish 3D One по замыслу создателей призвана перевести цифровое облагораживание в разряд технологий, доступных для типографий любого размера. Справа — образец вариантов рельефного лакирования

Самая популярная среди цифровых типографий система — JETvarnish 3DS & iFoil S. Она обеспечивает цифровое лакирование и фольгирование в формате до 364×1020 мм материалов плотностью от 135 до 450 г/м2. Скорость лакирования — до 2077 отт./ч (А3). Толщина слоя лака — от 21 до 232 мкм.

«Изюминкой» оборудования серий MGI Jetvarnish 3D и 3D Evo является использование трёх сушек: светодиодной для 3D-элементов, ИК-сушки для плоских заливок и УФ-ламп для финальной сушки и полимеризации, что позволяет обойтись использованием всего одного лака собственного производства для всех работ. Не теряется время на промывку и чистку струйных головок и на переналадку машины.

Ещё более доступная модель MGI, обеспечивающая только цифровое лакирование, была представлена в октябре 2019 г. JETvarnish 3D One имеет макс. формат 364×750 мм, диапазон плотностей материалов — от 135 до 450 г/м2, скорость нанесения лака такая же, как у 3DS, — до 2077 листов А3 в час. Толщина наносимого за один прогон лака варьируется от 21 до 116 мкм. Встроенная система MGI AIS Smart Scanner обеспечивает приводку лака к изображению с точностью ±200 мкм. Переработанная подача с вакуумным ремнём и раздувом стопы позаимствована у ЦПМ Konica Minolta AccurioPress C3070. Компактную машину (длиной 4 м и шириной 1,8 м) нельзя будет дооснастить модулем фольгирования. Зато разработчики уверяют, что она существенно дешевле ближайшего конкурента — Duplo DuSense, также выигрывая у него по стоимости лака.

В России MGI — безусловный лидер по количеству инсталляций. По информации российского офиса Konica Minolta, в нашей стране эксплуатируется 9 листовых моделей MGI серии JETvarnish, из них 5 — JETvarnish 3DS. Об первом опыте работы с JETvarnish 3DS & iFoil S в типографии «ГудПринт» (Екатеринбург) можно почитать в Publish № 7/8, стр. 25). Типографии, эксплуатирующие машины форматов B1 и B2, в основном используют их для облагораживания обложек книг, тетрадей и журналов. Малоформатные модели 3DS применяются для коммерческой печати визиток, приглашений, открыток, папок и т. п., а также упаковки.

Выставочный дебют Scodix Ultra 202 состоялся в 2019 г. на Hunkeler Innovationdays, где демонстрировалась машина и образцы облагораживания

В линейке Scodix — три модели. Две из них предназначены для коммерческих типографий и были объявлены в начале 2019 г.: это Ultra 101 и Ultra 202 формата B2. Первая из них более доступная и фактически является упрощённой версией второй, которая позиционируется как самая многофункциональная система цифрового облагораживания на рынке. Ещё одна модель — Scodix 106 формата B1 — предназначена для изготовителей складной картонной упаковки.

На что способна Ultra 202? Она работает с материалами формата до 545×788 мм толщиной до 700 мкм и плотностью от 135 до 675 г/м2. Производительность — до 1250 листов формата B2 в час. Ассортимент облагораживаемых материалов — от бумаги и ламинированных носителей до отпечатков на них с любых популярных машин (офсетных и цифровых), покрытых водным лаком, а также ПВХ-пластиков и картона. В максимальной комплектации Ultra 202 выполняет следующие виды облагораживания: Scodix Sense (выборочное лакирование переменной толщины с высоким глянцем), Scodix Foil (нанесение разных видов фольги, в том числе рельефное), Scodix VDE/VDP (персонализация и защита от подделки лаком и фольгой), Scodix Metallic (имитация металликов с помощью печати CMYK и лакирования), Scodix Spot (аналог выборочного УФ-лакирования), Scodix Cast&Cure (3D-голографические эффекты), Scodix Glitter (глиттеры), Scodix Braille (печать шрифта Брайля) и Scodix Crystal (имитация стразов).

Директор по развитию «НИССА Центрум» Михаил Кувшинов отметил, что универсальных лаков не существует. У Scodix есть линия лаков для облагораживания отпечатков с офсета и ЦПМ HP Indigo и линия для отпечатков с сухим тонером. Есть недорогие лаки для экономичного создания заливок, лаки для выпуклых элементов (шрифт Брайля и имитация стразов), специальный лак для голографического эффекта Cast@Cure. Беспрецедентно широкий спектр доступных эффектов Scodix Ultra 202 определяется именно одновременным доступом к 4 контейнерам с разными лаками (Ultra 101 и большинство конкурирующих решений могут использовать лишь один лак-клей). Не менее важна технология нанесения фольги. В машинах Scodix холодная фольга (которая значительно дешевле) наносится на полузатвердевший полимер, а не на нагретый, как в MGI. Холодный процесс менее инертен, что позволяет эффективнее экономить дорогостоящую фольгу. Наконец, холодный процесс с управляемым УФ-излучением многостадийным отверждением лака позволяет получать эффекты, недоступные в конкурирующей технологии, например Cast&Cure — формирование на поверхности лака голографического рельефа с использованием многоразовой матрицы. Все производители, включая Scodix, используют только собственные струйные лаки, относительно фольги есть разный подход. В устройствах Scodix может использоваться фольга множества производителей, доступная на открытом рынке.

В России первая инсталляция Scodix Ultra 202 состоялась в начале 2020 г. в московской «Экспертфото». Ещё одна машина Scodix S75 с 2012 г. эксплуатируется в типографии «Вишнёвый пирог» (Москва).

Образцы продукции, лакированной на Duplo DuSense DDC-810

В середине 2017 г. о выходе в сектор цифрового лакирования объявила Duplo. Компания выпустила DuSense DDC-810 формата 364×740 мм, работающую со скоростью 1080 отт./ч. Машина умеет наносить слой выборочного лака толщиной от 20 до 80 мкм на материалы плотностью от 160 до 450 г/м2. В декабре 2019 г. было объявлено уже о 200 инсталляциях этой машины в мире.

В этом же году состоялись два первых запуска в России и Казахстане. Подробности на нашей конференции в рамках выставки «Упаковка» в конце января 2020 г. рассказал Константин Шариков («НИССА Дистрибуция»). Первым покупателем стала белгородская упаковочная типография «ПолиграфРесурсы». Машина ей помогла расширить предложение и открыть участок электрографической печати. DuSense DDC-810 приобреталась для нанесения лака на малоразмерные объекты с очень тонкими линиями: разрешение 600 dpi и автоматическая приводка листа по меткам делают это возможным.

Среди других преимуществ машины Константин назвал возможность настройки положения лакового слоя на листе за счёт сдвига, растягивания или вращения изображения. Приладка делается моментально, максимум — со второго листа: первый считается проверочным на адгезию. Лак может наноситься в виде плашек и по линиям шрифта и графики, обычно — пятым слоем. Плашка формируется в градациях серого, а полутонами регулируются высота и плотность нанесения лакового слоя.

Шариков добавил: «Сначала белгородцы рассчитывали, что загрузка будет порядка 25–30 тыс. л./месяц, по факту, запланированная сейчас печать — от 100 тыс. л./месяц. Основным заказчиком упаковки является фармацевтический завод “Верофарм“. В разработанном ими дизайне есть много мелких элементов и линий, присутствует мелкий шрифт. На этом конкретном производстве печать листа в среднем обходится порядка 8–12 руб., по рынку в целом — от 16 до 30 руб. за лист формата B3 в зависимости от макета и заданной толщины лакового слоя: макс. рельеф — до 80 мкм — можно сделать за два прогона, до 40 мкм — за один. В отличие от наших конкурентов, машины были инсталлированы и полностью оплачены. Это показатель верной и эффективной технологической концепции, реализованной в машине, а также высокого доверия к марке Duplo».

Объявленная в октябре 2019 г. модель DuSense DDC-810 Pro имеет два усовершенствования. Первое — устройство предварительного коронирования листа, которое можно устанавливать на DuSense и тем самым улучшать совместимость лака с широким ассортиментом тонеров различных производителей ЦПМ и ламинационных плёнок. Второе — технология вызова предустановленных профилей заданий считыванием штрихкодов, упрощающая рабочий процесс и устраняющая возможные ошибки оператора.

На текущий момент Duplo, учитывая ситуацию с колебанием курса валют на российском рынке, предлагает машины по специальной цене — существенно ниже 200 тыс.евро. Лак продаётся в небольших фасовках, всего по 3 литра. Это важно, так как эффективный срок хранения таких смол не превышает 8–12 месяцев (и это верно для всех производителей струйных систем). Цена на лак зависит от объёма потребления и обычно не превышает полутора сотен евро за литр, при этом его эффективность нанесения выше в среднем в 2,5 раза по сравнению с конкурентами за счёт высокодисперсных печатных элементов, сверхкороткой системы подачи и оригинального и удачного алгоритма печати по сформированным изображениям. Шариков подчёркивает: «В целом Duplo реализовало в DuSense DDC-810 настоящую 3D-визуализацию изображения, которая не только радует глаз по-настоящему объёмными изображениями, но и имеет тактильный эффект. При этом сама печать не мешает изданию быть эффектным и современным продуктом, привлекающим покупателей, а не средневековым анахронизмом с обложкой в золотом окладе с самоцветами!»

 

Выйдем из кризиса с блеском?

Те, кто выйдет из кризиса, снова будут думать о том, как приобрести преимущество над конкурентами. И цифровая послепечатная отделка — пока что тот самый сектор, в котором ещё есть куда расти: далеко не у всех пока что имеется соответствующее оборудование.

Самое эффектное «цифровое» лакирование получается на струйных устройствах с УФ-сушкой. Часто оно даже превосходит возможности трафаретного лакирования: например, на цифровой струйной системе можно создать по заказу множество видов текстур и даже «подогнать» их фактуру по сюжету, который находится под слоем лака.

Трафаретная печать имеет недостатки: требуется изготавливать и хранить громоздкие формы и рамы, высока зависимость от квалификации оператора. Цифровые системы форм не требуют, а их работа гораздо более автоматизирована. Впрочем, они тоже не идеальны: например, пока узок круг запечатываемых материалов, с которыми у такого лака нет проблем, в то время как в трафаретной технологии существуют лаки практически для любой поверхности.

Кроме того, цифровая отделка пока что дороже традиционной — это касается стоимости оборудования и расходных материалов. Из-за этого в периоды кризиса спрос на такие услуги особенно падает, но полиграфисты всё же не теряют оптимизма. Вот что они нам рассказали (мы беседовали ещё в то время, когда ограничения из-за пандемии действовали по всей стране).

 

Сергей Боев, технический директор компании «Т8 Издательские Технологии» (Москва):

Сейчас упало общее количество заказов и, соответственно, число заказов с «цифровым» лаком. К тому же сейчас основные продажи идут онлайн, а книга с красивой отделкой хорошо смотрится именно на реальной полке магазина, где покупатели обращают внимание на внешнее оформление.

Думаю, книжный рынок пока не успел оценить преимущества такой отделки, но надеюсь на лучшее: когда книжные магазины снова откроются, роль оформления обложки вырастет.

 

Николай Беляев, заместитель директора по производству Издательско-полиграфического комплекса РУДН (Москва):

Устройство Foil Print 106 для цифрового тиснения мы приобрели в январе 2020 г. Целью было тиснение книг и блокнотов в обычном твёрдом переплёте (7БЦ). Правда, на больших тиражах (папки, студенческие билеты, зачётные книжки) тиснение делаем по-прежнему — с помощью клише и пресса. Отчасти это связано с тем, что цифровая фольга дороже обычной. Но тиражи до 50 штук и единичные, подарочные экземпляры выгоднее делать на новом, цифровом оборудовании. Ещё одним преимуществом Foil Print по сравнению с традиционным процессом является оперативность.

Что касается качества продукции, то у обоих способов есть свои преимущества. С одной стороны, Foil Print позволяет воспроизводить более тонкие линии, чем наш старый процесс тиснения: с помощью клише их сделать невозможно.

К достоинствам старого процесса можно отнести работу по текстурированным материалам, с которыми у «цифры» могут быть проблемы. Зато на гладких материалах (мелованная бумага, пластики, в том числе оргстекло) качество тиснения у нового устройства получается отличным. Единственное пожелание к изготовителю — доработать программный драйвер устройства, в целом же мы довольны этим приобретением.

 

Михаил Кузнецов, руководитель отдела цифровой печати «Тверской фабрики печати»:

Мы давно следили за новостями о цифровом фольгировании. Дело в том, что у нас в типографии при размещении заказов регулярно возникает проблема: как делать цветопробу продукции с тиснением. Заказывать клише только для пробы — дорогое удовольствие, не говоря уже о стоимости приладок. Это одна из причин, по которой мы заинтересовались ламинатором GMP Q-Topic 380. Хотя и вопросы ламинирования обычных тиражей, разумеется, требовали своего решения. Поэтому данный ламинатор и был приобретён по итогам сезона 2017 г. А первым опытным образцом цифровой отделки на этом ламинаторе стали открытки к 8 марта 2018 г. И открыточный бизнес с восторгом принял новую услугу: «цифровое» фольгирование на малых тиражах оказалось значительно дешевле обычного, так что можно легко делать тиражи даже по 10–20 экземпляров. Именно открытки стали самым успешным продуктом с этим видом отделки.

М. Кузнецов: «Ламинатор GMP Q-Topic 380 был очень симпатичен наличием автоподачи и возможностью постпечатной отделки»

Затем эту идею подхватил свадебный бизнес: в приглашениях на свадьбу фольгой стали выделять и фамилии приглашенных, и орнаменты. А вслед за этим выборочное фольгирование перешло на лайнеры для обложек свадебных альбомов. Надо отметить, что рынок свадебной полиграфии достаточно насыщен, и было сложно в него войти только с печатью и вырубкой. Выборочное фольгирование стало тем ключом, который позволил нам получать больше заказов, и немаловажную роль тут сыграла стоимость услуги, так как тиражи в этом секторе короткие и цифровая отделка выгоднее аналоговой.

Спецэффекты без Голливуда (часть 2)

Появились периодичные заказы на дипломы и грамоты: постоянный заказчик размещает заказы на наградную продукцию раз в месяц и получает персонализированные бланки день в день.

Мы много говорим нашим клиентам об этом виде отделки, потому что он, на наш взгляд, является наиболее эффектным в спектре возможностей ламинатора.

Есть ещё и так называемое «выборочное глянцевание». Фактически это выборочная припрессовка глянцевой плёнки, но заказчики обычно сравнивают его с выборочным лакированием. В этом виде послепечатной обработки есть свои нюансы и тонкости. Рекомендуем его клиентам с осторожностью, потому что не всегда можно добиться ожидаемого сходства с УФ-лаком, а до заказчика донести это сложно.

Тем не менее этот спецэффект не раз приходил нам на выручку — например, при допечатке тиража, когда трафаретная форма для лака уже смыта. Или требуется показать заказчику пробный экземпляр продукции с лаком. Также получилось расширить предложения по визиткам: у заказчиков этой продукции востребован выборочный глянец.

Отдельно назову высокохудожественные работы: новые технологии отделки можно использовать в художественных целях, так что мы даже стали участвовать в конкурсах.

Сейчас, в период кризиса, заказов с такой отделкой стало, конечно, меньше, но они всё же есть. По-прежнему пользуется спросом изготовление образцов для заказов с тиснением. Также в последнее время делаются небольшие тиражи упаковки или ярлыков для сезонных коллекций.

 

Особая ценность

Цифровое облагораживание становится всё популярнее. Оно позволяет получать уникальные, эффектные печатные продукты, которые имеют гораздо более высокую ценность в глазах заказчиков, а также позволяют повысить эффективность печатных коммуникаций — продукт с рельефом и яркой фольгой выделяется на фоне обычной полиграфии, люди долго не выпускают такие вещи из рук. Решения для цифрового облагораживания становятся всё более доступны — иногда можно обойтись покупкой одной единицы оборудования, дополняющей уже существующее. А владельцы пока немногочисленных дорогих струйных однопроходных систем охотно предлагают выполнение цифрового облагораживания для коллег, помогая стандартизировать сложное ценообразование. Попробуйте показать и дать подержать заказчикам изготовленные коллегами или предоставленные поставщиками образцы — их блеск и фактура всем нравятся!

 

* Окончание, начало в Publish № 5/6, 2020, стр. 18.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38