В «Мастерской рекламы ”Полицентр”» (Уфа) изначально занимались традиционной полиграфией: печатали листовки, делали буклеты. Кроме того, производили и сувенирную продукцию. К 2012 г. в портфеле компании было достаточно много заказов на производство стендов, которые приходилось перезаказывать, вот тогда-то и появилось понимание, что выгоднее иметь свой принтер. Так был приобретён первый широкоформатный рулонный принтер/каттер Mimaki. Уже после полугода его использования загрузка позволила окупать принтер. И рост объёмов печати на нём продолжается до сих пор. В дополнение пришлось докупить режущий плоттер, так как с ростом загрузки резка стала занимать слишком много времени. Но производительности рулонного принтера всё равно не хватало. И встал вопрос: как развиваться дальше? Может, купить ещё один рулонный принтер? Но директор «Полицентра» Александр Киреев посчитал, что нужна принципиально новая технология печати, которая позволит и выпускать более разнообразную продукцию, и разгрузит рулонную машину.
Маловато будет…
А. Киреев: «Когда встал выбор, я взял более интересную машину, с новой технологией печати и более универсальной. Я могу на ней и сувениры “гнать”, наружную и интерьерную рекламу» |
Александр признаётся, что с технологией УФ-печати он познакомился 2–3 года назад. Сначала смотрел на маленькие сувенирные принтеры А3-формата. Но быстро понял — этого будет маловато: заказов на сувениры было меньше, чем на стенды. И только большой принтер мог здесь помочь — сразу печатать на пластике, минуя стадии печати на плёнке, сушки и прикатки на основу. Выгода получалась даже при том, что себестоимость УФ-чернил была намного выше, чем экосольвентных. «Я примерно прикинул и понял, что по себестоимости дешевле или примерно так же выходит изготовить стенд, но по скорости значительно быстрее», — объясняет Александр. Так в «Полицентр» был куплен Mimaki JFX200-2513EX.
Оказалось, что прикидка верна: нужно было только положить лист пластика на стол принтера, напечатать на нём и обрезать по краям — и готово! Не нужно ждать целые сутки на сушку и тратить рабочее время специалиста для прикатки пленки на жёсткую основу. На плёнке чаще случается брак: нет-нет да и замнёт что-нибудь. Кроме того, рулонный принтер в «Полицентре» занят в основном на изготовлении стикеров, наклеек, а там существует своя очередь заказов, которые сдвигать по срокам нельзя, приходилось ждать. Планшетный УФ-принтер со столом большого размера сразу позволил работать или со стендами большого же формата, или с несколькими изделиями одновременно. Так рост компании перестал упираться в возможности печатного оборудования.
Из-за особенности печатного процесса удобнее всего оказалось заполнять сразу всю печатную зону, не кроя лист пластика. А на свободные места стали ставить стандартные виды продукции, которые пользуются постоянным спросом. Это повлекло за собой появление небольшого интернет-магазина, в котором и продаются эти «избыточные» продукты.
По словам Александра, эти стандартные виды изделий они подгоняют под размер листов пластика, чтобы как можно меньше оставалось незапечатанных полей. Минимизация отходов снижает себестоимость и основных изделий. «То есть если мы запускаем печать, то используем всё рабочее поле, и у нас и машина больше работает, и отходов меньше, и время использования того же помещения более эффективно происходит. Короче, можем снизить себестоимость и на более широкий круг заказчиков», — объясняет он эту логику.
Такой подход становится понятнее, если учитывать, что 70% объёма печати на УФ-принтере приходится именно на листовой пластик. А остальные 30% — это прозрачный акрил разной толщины. Пример такой работы на фото — это комбинация УФ-печати и лазерной резки: своеобразные прозрачные медали и наградные кубки.
Что ещё?
В ответ на вопрос о других видах работ Александр ненадолго задумывается: «Ну на ручках ещё печатаем». Несмотря на то, что принтер имеет огромное поле печати — 2,5×1,3 м — точность приводки позволяет работать с достаточно мелкими изделиями с полем запечатки шириной 5 мм с высоким разрешением. Для этой тонкой работы в «Полицентре» сделали матрицу — пластину с разметкой под корпуса самых ходовых авторучек, всего на 100 шт. На такой тираж уходит полчаса времени, за 12-часовую смену можно запечатать до 1,5 тыс. ручек. Можно сделать матрицу и ёмкостью почти в 10 раз большей, но таких объёмных заказов на сувенирку в компании нет — обычно 1000, максимум — 3000 шт. «Конечно, не очень удобно будет: стол большой, ручки укатываются. Но это решаемо», — уверен Александр.
На облицовочных фасадных панелях был отпечатан орнамент белыми чернилами — так печатная технология помогла в строительстве |
Технология УФ-печати с использованием белых чернил позволяет запечатывать и сложные (с точки зрения стандартной цветовой модели) прозрачные поверхности |
Белые чернила незаменимы при печати на прозрачном акриле, полагает Александр: «Без белил вообще там делать нечего, потому что если чисто краской печатать, то получается полупрозрачная картинка». Но лак, который тоже входит в комплектацию принтера, пока применяется не так широко: на сувенирных изделиях, где надо сделать выборочную лакировку логотипа или чего-то подобного.
Зато есть заказы на печать логотипов на флешках и пауэрбанках — это востребованная сейчас сувенирная продукция. Их обычно пытаются печатать на небольших принтерах с невысокой производительностью, а на Mimaki JFX200-2513EX в «Полицентре» при грамотном подходе могут отпечатать тираж и в 1000 ежедневников за рабочую смену.
На полную загрузку УФ-принтера Mimaki в «Полицентре» пока не вышли: его купили в 2020 г. Кроме пандемии, ещё вмешалась и экономика — вырос курс валюты, за которую покупаются расходные материалы: себестоимость печати выросла. Планировалось брать заказы из других рекламных агентств, которые до сих пор печатают на плёнке и прикатывают её на пластик. Но из-за роста себестоимости УФ-печати хорошего предложения им сделать не получается. Поэтому надежда сейчас на другие направления: производство с короткими сроками; печать с белыми чернилами и лаком; производство на материалах, которые нельзя запечатать на рулонных машинах.
Заказов на печать с выборочным лаком пока немного, но потенциально эта возможность может быть очень востребована заказчиками сувенирной продукции на небольших тиражах |
Правильный сервис и позитивный опыт
На запуск принтера приезжал ведущий технический консультант «ГК «Русском» Максим Бардашев. «Очень грамотный, — говорит Александр. — Всё очень чётко объяснил, рассказал, дополнительно показал все возможности. И он всегда на связи — можно позвонить, задать вопросы». Теперь, по прошествии года, Александр планирует отправить в «Русском» своих печатников на обучение: освоить дополнительные возможности принтера, всевозможные эффекты, которые самостоятельно трудно понять, как делаются, — нужно видеть.
На старте, правда, не всё было гладко. Но тут важно не то, что произошло, а успешное разрешение ситуаций. При запуске возникла проблема с лаком. Александр считает, что он был бракованный. По гарантии был полностью промыт весь тракт подачи, прочищена головка, восстановлена работоспособность принтера и заменён лак. А через несколько недель после запуска потекли белые чернила: при транспортировке что-то нарушилось. И эту проблему решили. Реакцию на подобные происшествия можно считать очень показательной: компания-поставщик не «слилась», а сделала всё возможное для устранения этих проблем.
За год эксплуатации принтера в «Полицентре» накопился только положительный опыт работы. Главное, по мнению Александра, что у них появилась возможность развиваться: теперь можно предлагать клиентам и более высокое качество, и скорость, и принципиально новые продукты. Например, появился доступ к заказам медицинских и образовательных учреждений, так как технология УФ-печати проходит по санитарным и пожарным нормам. «Я хотел иметь возможность развиваться шире, дальше, больше и так далее, — поясняет Александр. — И с этим принтером я её получил».