101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

«Цифра» для офсетной типографии: практика и перспективы

  • Елена Бондаренко
  • 1 сентября 2021 г.
  • 36411
Внедрение цифровых технологий в офсетных типографиях способно дать синергию, но добиться этого непросто. На конференции Publish в рамках Printech 2021 своим опытом на этом пути поделились представители типографий, поставщика оборудования и независимый консультант в области цветовоспроизведения.

16 июня 2021 г. в рамках выставки Printech 2021 и при поддержке Konica Minolta Business Solutions Russia состоялась конференция «Цифровая трансформация в офсетной типографии: эффективное гибридное производство». С материалами конференции (видеозаписями выступлений, презентациями и фотографиями) можно ознакомиться здесь.

Сегодня одним из главных условий конкурентоспособности типографий становится их технологическая гибкость, дающая возможность динамично реагировать на изменения спроса и требований заказчиков.

Участники конференции — руководители передовых офсетных типографий, успешно осуществляющих цифровую трансформацию, — рассказали о своём опыте, трудностях и достижениях. Производители ознакомили гостей конференции с передовыми решениями, способствующими успешному переходу на цифровые рельсы.

Участники конференции (слева направо): главный технолог проекта cielab.xyz и технолог-колорист типографии «Буки Веди» Михаил Сартаков, руководитель отдела цифровой печати «Тверской фабрики печати» Михаил Кузнецов, ведущий продакт-менеджер Konica Minolta Business Solutions Russia Алексей Лукьянчук и директор по развитию типографского комплекса «Девиз» Полина Дружинина

Состояние рынка цифровой коммерческой печати

Открыл конференцию главный редактор Publish Игорь Терентьев, представивший обзор цифровых инновационных печатных, финишных и программных решений для листовых коммерческих типографий. Он отметил постоянный рост в отрасли интереса к автоматизации путём внедрения программных инструментов. При этом в типографиях практически все автоматизированные системы для допечатной подготовки — иностранного производства, а вот АСУ типографий в целом — отечественного. Специфика внедрения средств автоматизации в России такова, что затраты на них зачастую неэффективны из-за низкой стоимости рабочей силы. Однако есть и компании, такие как «Т8 Издательские технологии», «Экспертфото» и др., с высоким уровнем автоматизации — в них человек касается продукции считанные разы за все этапы её изготовления.

Игорь затронул основные тенденции на рынке ЦПМ и отметил, что за последнее время все крупные производители ЦПМ — Canon, HP Indigo, Konica Minolta, Ricoh, Xerox– существенно или полностью обновили модельные ряды цветных листовых ЦПМ. Kyocera вышла в сектор промышленной печати; Konica Minolta, Ricoh и Xerox освоили новые ниши и стали внедрять в младшие модели решения, «обкатанные» на старших моделях. Быстрыми темпами развивается коммерческая струйная печать на мелованной бумаге, а также листовая цифровая печать в форматах B2 и B1.

В области цифровой отделки и послепечати наблюдаются рост интереса к технологиям цифрового облагораживания как недорогим (на основе ламинаторов), так и специализированным; развитие производительных лазерных систем цифровой резки; переход к комплексной автоматизации техпроцессов печати и послепечати; появление более доступных цифровых послепечатных решений; рост количества отечественных производителей послепечатного оборудования.

Взаимодействие офсета и цифры в условиях реального производства

Организаторы конференции стремились создать объёмную картину внедрения цифровой печати в офсетных типографиях. В частности, об опыте освоения первой и единственной пока в России ЦПМ Komori Impremia IS29 в крупной офсетной типографии рассказали генеральный директор типографского комплекса «Девиз» Олег Киселёв и директор по развитию Полина Дружинина. Типографский комплекс «Девиз» был основан в 1995 г. как газетная типография. Сегодня доля выпускаемой предприятием листовой продукции составляет около 15%. «Мы начали цифровую деятельность с нанесения переменных данных на большие тиражи офсетной продукции. Для этого установили цифровые печатные модули на поточные линии, — рассказал Киселёв. — Три года назад сделали осознанный выбор в пользу гибрида традиционной и цифровой печати и использования ”цифры” в качестве опции, позволяющей эффективнее работать в офсетном бизнесе». По словам Киселёва, струйная ЦПМ Impremia IS29 с УФ-чернилами, способная запечатывать в том числе дизайнерскую, металлизированную и синтетическую бумагу, позволила не отдавать сторонним подрядчикам заказы крупных клиентов типографии. Идентичность отпечатков с офсетом и граница рентабельности 500 экз. дают возможность освоить рынок небольших тиражей многостраничной продукции.

Самым масштабным, перспективным и сложным по внедрению направлением Олег считает персонализацию, к которой, по его мнению, рынок не готов. «На Impremia IS29 мы можем печатать продукцию с переменными данными, в том числе и на офсетных оттисках», — сказал он. Кроме того, второй формат привлёк в «Девиз» заказы других цифровых типографий. В планах — возможная покупка рулонной ЦПМ и развитие по пути персонализации периодики.

«Нужно много усилий, чтобы на отлаженном производстве дать толчок новому направлению. И малые тиражи цифровой продукции этому отнюдь не способствуют, — добавила Полина Дружинина. — Пока двигаемся на авторитете руководителя цифрового производства и правильной идеологии». По словам Полины, коллектив «Девиза» очень верит в цифровую печать, хотя сейчас это направление почти не заметно на фоне газетной и журнальной печати. «Мы зовём цифровой участок “наши Сочи” потому, что во времена Советского Союза Сочи были витриной коммунизма. Наш участок — витрина будущего типографии», — сказала она.

О сложностях с послепечатной обработкой цифровых заказов в рамках офсетного производства говорил на конференции руководитель отдела цифровой печати «Тверской фабрики печати» Михаил Кузнецов. Цифровой участок возник там в 2007 г. с покупкой ЦПМ Xerox. В скором времени была приобретена ЦПМ HP Indigo 3050. «Раз мы изначально офсетная типография, то и к цифровым отпечаткам подходили с требованиями схожести с офсетом», — объяснил Кузнецов. Активное развитие цифрового подразделения с ощутимым ростом количества заказов началось в 2016 г. после установки на предприятии ЦПМ HP Indigo 7r. По словам Михаила, до 2016 г. количество цифровых заказов не превышало 30–35% от общего оборота, в 2017 г. достигло 46%, а начиная с 2018 г. преодолело уровень в 51% от общефабричных и ниже не опускалось. В 2021 г. прогнозируется уровень 54%. «Когда мы начинали, порог рентабельности цифровых заказов составлял 250–300 журналов. Сейчас — 500. И даже если журнал рентабельнее печатать на офсете, заказчики часто просят ”цифру”, так как им нужно быстрое исполнение заказа и они готовы за это платить», — сказал он.

Михаил признался, что, несмотря на рост количества цифровых заказов, у его подразделения возникают сложности из-за того, что оно находится внутри офсетной типографии и вынуждено использовать общее с офсетом послепечатное оборудование. «Офсетчики к нам относятся как к чему-то необязательному и не хотят выполнять послепечатную обработку малых цифровых тиражей, ссылаясь на большое количество приладок», — сказал он и пояснил, что приоритетность выполнения заказов определяет их рентабельность. В сезон более прибыльными являются офсетные тиражи, поэтому цифровые откладываются и приходится искать решения, чтобы выдерживать присущие «цифре» сжатые сроки; в межсезонье цифровое подразделение оказывается в более выигрышном положении. «Сложно, почти невозможно вплести цифровые и офсетные заказы в единую систему послепечатной обработки. Мы пока не нашли другого выхода, кроме как постепенно обрастать собственным послепечатным оборудованием», — подвёл итог своего выступления Михаил.

Соответствие цвета — легко

Главный технолог проекта cielab.xyz и технолог-колорист типографии «Буки Веди» Михаил Сартаков в своём выступлении «Согласование цветопередачи между традиционным триадным офсетом и “цифрой”: мейнстрим и частности» подчеркнул: покупая ЦПМ в офсетную типографию, нужно точно понимать, какой цвет она должна воспроизводить. По его мнению, цифровая печать позволяет получать как недостижимые для офсета насыщенные изображения, так и отпечатки, максимально приближенные по цвету к офсету. Если типография покупает ЦПМ для симбиоза с традиционным офсетом, качество цифровых отпечатков не должно отличаться от офсетных. Если «цифра» будет печатать лучше, чем офсет, последний будет выглядеть блёклым.

Михаил подчеркнул, что характеризация с помощью ICC-профиля и калибровка ЦПМ — штатные процедуры, которые оператор выполняет самостоятельно каждое утро и при смене запечатываемого материала. Это не вызывает сложностей благодаря поставляемому с цифровыми машинами спектрофотометру и ПО с наличием 5–10 профилей для разных материалов. «Калибровка позволяет повторить офсетный тираж на цифровой машине, сымитировав воспроизводимость профиля FOGRA 39. Но для получения идентичных отпечатков надо, соответственно, откалибровать и офсетную машину. Вот тут и появляются сложности, ведь в 99% случаев офсетная печать с линейных пластин без калибровки не укладывается в стандарт, а большинство типографий не калибрует линейные пластины», — сказал Сартаков и предложил собравшимся ознакомиться с разработанным cielab.xyz ПО для калибровки или аналогичными решениями зарубежных производителей.

Изменение цвета отпечатка путём регулировки триадных цветов на градационной кривой Konica Minolta Color Centro

Михаил считает обязательной калибровку и в офсетной, и цифровой печати, чтобы оттиски были идентичными. Рассказал он также и о дополнительном способе сделать цифровые отпечатки визуально неотличимыми от офсета. «Операторы ЦПМ часто забывают, что цифровой отпечаток легко и быстро можно подогнать по цвету к офсетному с помощью корректировки градационной кривой. Это очень удобная функция ЦПМ. Такая обработка — хлеб оператора, а он зачастую об этом не знает», — добавил Сартаков.

Без умного оператора

Ведущий продакт-менеджер Konica Minolta Business Solutions Russia Алексей Лукьянчук посвятил своё выступление «Предсказуемая цифра. Цвет и качество печати» возможностям ЦПМ Konica Minolta новейшего поколения.

По его словам, рынок лазерной цифровой печатной техники насыщается. Многие производители выпускают оборудование примерно одного и того же уровня. Качество цифровых отпечатков выросло, наряду с ассортиментом запечатываемых материалов и количеством финишных модулей в линию. «Производители предлагают много различных финишных модулей для ЦПМ, но в России они плохо покупаются, т. к. типографии, как правило, используют имеющееся финишное оборудование», — пояснил Лукьянчук.

Подробнее он остановился на возможностях автоматизации ЦПМ Konica Minolta, позволяющих машинам работать «без оператора, без умного оператора и даже с безумным оператором». «Наши машины многое делают сами, но дают оператору возможности корректировки настроек», — сказал Алексей, представляя участникам конференции устанавливаемый в линию модуль IQ-501 для автоматической коррекции цвета и приводки изображения. Это система технического зрения, которая может проверять цвета изображения одновременно с двух сторон листа. Встроенный спектрофотометр калибрует сканеры, считывающие цвет. «Konica Minolta стала первым производителем, внедрившим в младшие модели своих ЦПМ систему контроля качества. Она может использоваться во всех наших машинах, кроме С4065, и, возможно, подобные системы станут стандартом и для других брендов», — добавил Лукьянчук.

Продолжая тему, заданную Сартаковым, Лукьянчук сказал, что современные технологии позволяют измерять до печати практически все её параметры, в том числе плотность и равномерность основных цветов триады, и на их основе проводить линеаризацию печатного модуля и калибровку контроллера. ЦПМ Konica Minolta с модулем IQ-501 за 4 мин может автоматически создать полноценный цветовой профиль. Во время печати модуль корректирует приводку лица к обороту, обеспечивая диапазон отклонения 0,1–0,3 мм при заявленном значении 0,5 мм. Даже при скорости печати самой быстрой машины Konica Minolta, составляющей 140 стр. формата А4 в минуту, машина успевает сканировать каждый лист. Дополнением к IQ-501 является опциональная система автоматической инспекции качества. Во время печати все изображения сканируются и сравниваются с оригиналом по геометрии изображения и цвету. Дефектные листы машина отбраковывает и автоматически перепечатывает.

На стенде Konica Minolta на выставке Printech 2021 демонстрировалась ЦПМ AccurioPress С4080 с новым модулем подрезки в линию. Он выполняет обрезку полей, резку на листы, биговку и продольную и поперечную перфорацию

По словам Лукьянчука, разработки Konica Minolta, если не говорить о самих печатных модулях, в основном идут по двум направлениям — изготовление финишных модулей и автоматизация, способная снизить требования к квалификации оператора и повысить стабильность качества печати.

Факторы успеха

Конференция завершилась «круглым столом», на котором участники выразили общее мнение: передовые цифровые инструменты — от систем автоматизации до цифрового печатного и послепечатного оборудования — обладают всеми возможностями для обеспечения необходимой сегодня конкурентоспособности типографий. Типографии, не инвестирующие в цифровизацию, в ближайшей перспективе начнут заметно проигрывать своим более эффективным конкурентам.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Рентабельный УФ-ДТФ

В 2023 году начала поставки актуальных решений для UV DTF-печати «Алларт Сервис», предлагающая на эксклюзивной основе оборудование китайского бренда Oric



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22