Представленная в первой части статьи (Publish № 6, 2021, стр. 34–36) хронология попыток освобождения из «объятий» триадного цветоделения помогает понять, сколь они крепки и сколь кардинально может поменяться жизнь тех, кто решится от них избавиться.
Становится очевидным, что принятию такого решения должна предшествовать тщательная подготовка, а также осознание его востребованности и чёткие формулировки тех целей, ради которых оно принимается.
Большое число успешных примеров реализации проектов многокрасочного цветоделения EGP (Enhanced Gamut Printing) на территории РФ приходится на индустрию упаковочной печати, где в подавляющем большинстве случаев используется флексографская технология. Отдельная тема для обсуждения — многоцветное растрирование в сферах цифровой и трафаретной печати.
Вот основные причины большого практического интереса работающих на упаковочном рынке «флексовиков» к многокрасочному цветоделению:
- огромный диапазон используемых в упаковке смесевых («пантонных») цветов;
- оснащение производств высококлассным многосекционным печатным оборудованием, способным обеспечить стабильную повторяемую печать и высокую точность цветового совмещения;
- внедрение на производствах и в репроцентрах современных формных процессов, позволяющих преодолеть «детские болезни» флексографии, препятствовавшие качественному воспроизведению изображений в светах и глубоких тенях;
- достигнутые успехи в сфере разработок алгоритмов гибридного и стохастического растрирования, а также наличие программных средств, отвечающих за их оптимальное применение.
Шире круг!
В чём же суть многоцветного цветоделения и какие задачи оно решает? Как известно, стандартная практика упаковочной печати — работа по триадной схеме CMYK, позволяющей имитировать во флексографии не более 55% цветов по шкале Pantone. Для того же, чтобы обеспечить воспроизведение остальных смесевых оттенков, триада, как правило, расширяется одним, двумя или тремя смесевыми (плашечными) цветами.
Такой подход решает утилитарную задачу увеличения цветового охвата по конкретным цветовым координатам, что вынуждает печатников регулярно (при поступлении каждого нового заказа) заменять содержимое красочных станций «пантонных» цветов.
Цветовой охват 7-красочного печатного процесса CMYKOrGrVi в сравнении с палитрой смесевых цветов Pantone Solid Coated |
Расширить цветовой диапазон, повысить точность отображения оттенков, обеспечить воспроизведение 80% и более цветов шкалы Pantone, избавиться от нежелательных простоев оборудования как раз и помогают алгоритмы многоцветного цветоделения.
Как упоминалось в первой части статьи, в течение последних 20 лет на мировой рынок было представлено немало специализированных систем. В ходе их разработки был успешно апробирован комплекс алгоритмов цветоделения, позволяющих устранить ряд трудностей, возникающих при печати фиксированной палитрой из семи или шести цветов.
Наибольшую популярность на российском рынке упаковочной флексографской печати получили две из них — Opaltone и Esko Equinox.
В первой отдали предпочтение базисному набору цветов CMYK + RGB, во второй — CMYK + OrGVi, хотя Equinox не исключает нестандартных решений. Например, использования вместо Violet цвета Reflex Blue, если он чаще встречается в макетах заказчиков.
Цветовой круг, включающий сектора триадных красок CMY и дополнительных цветов Red, Green, Blue |
Принцип работы обеих был схожим и базировался на расширении стандартного цветового охвата CMYK за счёт «вставки» цветовых секторов дополнительных красок между секторами триады CMY внутри координат цветового круга.
Как видно из наименований базисных наборов, отличие рабочих цветовых областей обеих систем заключалось в охвате разных частей красного и синего спектральных диапазонов. Так, создатели Opaltone выбрали более насыщенную часть красного и более светлую часть синего. Разработчики же Esko Equinox предложили своим пользователям работу в оранжевом и фиолетовом секторах цветового круга, поскольку цветовой охват в данном случае получался шире.
Соответственно, в тех областях, где парные триадные краски ранее были не в состоянии адекватно воспроизвести определённые тона красного, зелёного и синего спектров, их сочетания заменяются на соответствующую конкретной области спектра краску — оранжевую, зелёную, синюю или фиолетовую.
Намного точнее становится и воспроизведение других оттенков указанных цветовых поддиапазонов, благодаря добавлению к требуемой триадной паре дополнительной третьей краски. Что, в свою очередь, приводит к перераспределению процентных соотношений в пользу последней.
Цветовые развороты
Одна из основных проблем работы с фиксированной цветовой палитрой, без решения которой невозможна её полноценная и качественная реализация — устранение муара, то есть периодической узорчатой структуры на печатном оттиске, который может появляться при наложении друг на друга растровых решёток цветоделённого изображения.
Для борьбы с этим явлением растровые структуры в схеме CMYK обычно размещают под разными углами, значения которых составляют для жёлтого — 0° (90°), голубого — 15° (105°), чёрного — 45° (135°) и пурпурного — 75° (15°). Добавление же к данной схеме ещё трёх цветов задачу борьбы с муаром существенно усложнило. Компромиссное решение было найдено, базируясь на особенностях расположения цветов внутри цветового круга.
Суть его в том, что оранжевый и красный находятся в противоположных секторах относительно голубого цвета, а зелёный — относительно пурпурного и, следовательно, имеют мало шансов для совместного использования.
Печатные структуры, полученные в случае правильного (слева) и неправильного (справа) выбора углов наложения растровых решёток |
Поэтому было определено, что угол разворота растра для Orange и Red должен совпадать с углом разворота для Cyan, а угол для Green — с углом разворота для Magenta. Однако остался «подводный камень»: чтобы сохранить требуемый угол 30° между растровыми решетками, синему и фиолетовому, вместо угла жёлтой, был присвоен угол чёрной краски.
Итогом стала высокая вероятность возникновения муара при наложении растровых розеток чёрного и дополнительных цветов синего диапазона. Выходом из положения может быть использование чёрной краски лишь для обозначения контуров. Кроме того, поскольку чёрный цвет часто применяется для формирования нейтральных, но не ярких и насыщенных оттенков, в добавлении синего или фиолетового цвета, как правило, нужды нет.
В самых крайних случаях устранить муар, возникший от совмещения синего и чёрного, помогает широкий набор дизайнерских ухищрений, включающих применение стохастического растрирования для дополнительного цвета, использование объектного растрирования, увеличение используемой линиатуры растра.
Как, в частности, рассказал технолог по печати и допечатным процессам компании «Контрольный пакет» Александр Крупеньков, в тех зонах, где такие цвета пересекаются, выполняется разбивка макета по слоям, в каждом из которых проблемным растрам переназначаются углы. Подготовка подобных макетов, по его словам, требует большого времени и кропотливой работы.
Исключить возникновение подобных ситуаций помогает тщательный предварительный анализ готовящихся к печати макетов и специальные программные средства, фиксирующие наличие нежелательных растровых наложений. К примеру, подобный функционал предлагает Esko в дополнение к своей системе цветоделения Equinox.
Скриншот экрана программы Esko Color Pilot, отображающий стратегию цветоделения смесевых цветов по базису Equinox |
Наследники Opaltone
Активно заявившая о себе система Opaltone, к работе с которой в 2010 г. приступили в компании «Союз-Полимер» и чьи возможности с интересом изучали несколько других отечественных производителей гибкой упаковки, по ряду причин не смогла удержать на отечественном рынке своих позиций.
Тем не менее созданный ею задел не остался невостребованным. На основе базисных наборов, в той или иной степени приближенных к схеме CMYK + RGB, сегодня работает большая часть российских флексографских производств, практикующих многоцветное цветоделение.
Поддержку таких цветовых схем обеспечивают репроцентры «Репропарк» и «КолорСтандартСервис» в рамках параллельно и независимо реализуемого проекта, получившего название Multicolor. Названия более чем оправданного, поскольку возможности Multicolor не ограничиваются лишь работой в пределах указанного цветового охвата.
Как пояснили в обеих компаниях, в качестве основы для работы по схемам EGP может быть выбран любой оптимальный для каждого печатного производства цветовой базис, включая популярную и используемую в Esko Equinox схему CMYK + OrGrVi. Также возможны варианты CMYK + Pantone или любой заказной цвет — отдельно отметили специалисты «Репропарк».
Сравнение цветовых охватов CMYK и Esko Equinox (CMYKOGV) для 35% уровня светлоты |
Сравнение цветовых охватов CMYK и CMYKRGB для 25% уровня светлоты |
Выбор такого базиса — задача важная и непростая, поскольку он должен обеспечить точное воспроизведение подавляющего большинства смесевых цветов, печать которыми практикуется на конкретном производстве. Как, например, рассказал Крупеньков, вместо обычного зелёного они выбрали более тёплый Pantone 3405, а вместо стандартного синего — фиолетовый.
Кропотливую работу по выбору дополнительных базисных цветов методом проб и ошибок в свое время провели в компании «Пакетти Групп». По словам руководителя отдела допечатной подготовки Андрея Синодальнова, взамен чистого красного был промерен и выбран оттенок, занимающий промежуточное положение между Warm Red и более холодным красным. В качестве синего — чуть более холодный, чем Pantone 072. На роль зелёного был выбран колорант, близкий к Pantone 354.
Трёхмерное наложение полупрозрачного изображения цветового пространства CMYKRGB на цветовое пространство CMYK |
В частности, выбор последнего был связан с тем, что в тот момент у компании возник ряд затруднений с печатью упаковки, на которой размещались изображения ярко-зелёных салатных листьев.
Борьба за цвет…
Практически двукратное, в сравнении с CMYK, расширение числа базисных красок и соответствующее ему усложнение процесса цветоделения, разумеется, не может не повлиять на характер построения технологического процесса.
Как подчеркнул генеральный директор компании White Николай Степанов, где начиная с 2017 г. используется система Esko Equinox, для успешной работы с многоцветным цветоделением требуется принципиально иная философия и наличие печатного оборудования высокого класса.
Обязательными условиями становятся работа на высоких линиатурах, точность цветового совмещения и стабильность всех печатных параметров, начиная от спектральных характеристик используемых красок и заканчивая типом гравировки и величиной выноса анилоксов.
Степанов особо отметил, что залогом успешного внедрения Esko Equinox была его реализация в рамках технологии REVO Technology, предусматривающей поставку комплексного решения, включающего печатную машину, формное оборудование и все расходные материалы.
Несомненно, свой вклад в успех внёс и давно практикуемый в компании сквозной контроль производственных параметров, внедрённый более десяти лет назад после установки комплекса мониторинга печатных параметров Nikka ALIS. Формализация большинства технологических переменных и «работа по приборам» совершенно заслуженно позволяют директору White называть эту технологию «полуцифровой».
Пример набора цветовых полей CMYK + OrGrVi в системе Equinox, используемых при формировании мишеней для профилирования печатной машины |
Ключевое условие качественной стабильной печати EGP — сквозное профилирование формного и печатного процессов, возможность вывода точной цветопробы. Как отметил начальник отдела допечатной подготовки компании White Александр Навроцкий, благодаря выполнению этих условий заказчик, поставивший свою подпись под цветопробным оттиском, гарантированно получает тираж, полностью ему соответствующий.
Ключевая операция процесса построения цветового профиля печатной машины — измерение цветовых координат «патчей» на многостраничной цветовой мишени |
…и экономические преимущества
Налаженный технологический процесс EGP, обеспечивающий стабильную печать ярких насыщенных цветов в широком цветовом диапазоне, позволяет предприятию не только расширить клиентуру, но и получить ощутимые экономические преимущества.
В самом деле, постоянная «зарядка» печатной машины исключительно базисным набором красок избавляет от необходимости её остановок на перезаправку красочных станций. Согласно экспертным оценкам, полноценная работа в режиме EGP позволяет сэкономить до 53% рабочего времени печатной машины, ранее затрачиваемого на перемывку печатных секций.
Огромным плюсом технологии является возможность одновременной печати макетов в разных цветовых схемах. Как рассказал Крупеньков, стандартной практикой является работа машины в несколько ручьев, когда в одном идёт печать CMYK, во втором — «пантонами», в третьем — по схеме Multicolor. Реализовать такой подход по силам в любой современной 10-красочной флексографской машине.
Окно настроек цветоделения в программе Esko Color Pilot |
Экономия рабочего времени получается потрясающая. Если, по словам Крупенькова, стандартный переход с тиража на тираж длится около 1,5 часов, то в случае одновременной печати четырёх разноплановых заказов экономия составит 4,5 часа рабочего времени. «В случае же работы, например, в восемь ручьёв общее время переналадок сократится уже на 12 часов», — отметил он.
Кроме того, практика показывает, что объём потребляемых красок в среднем сокращается на 25%, поскольку толщина красочного слоя становится меньше при использовании высоколиниатурных анилоксов. Отпадает и необходимость в хранении больших объёмов красок смесевых цветов. Как рассказал технический директор компании «Союз-Полимер» Алексей Журавлев, после начала работы с системой Opaltone, а затем и Multicolor они сократили свои красочные запасы в четыре раза — с четырёх до одной тонны. Заметно уменьшился и расход растворителей, используемых для смывки красочных секций.
Существенно упрощается управление складом, когда его активный ассортимент, по сути, сводится к семи наименованиям колорантов. «Поскольку работаем только с базисными красками, а запасы смесевых цветов, которые не способен воспроизвести Equinox, минимальны, то как таковых красочных остатков вообще не образуется, — говорит Навроцкий. — Хотя объёмы потребления разных цветов могут варьироваться в зависимости от типа выполняемых заказов, все образовавшиеся по тем или иным причинам излишки будут гарантированно израсходованы».
Пример цветоделения изображения по базису CMYKRGB в программе Adobe Photoshop |
Пример цветоделения изображения по базису CMYKOrGrB с помощью плагина Equinox для программы Adobe Photoshop |
Экономика решает всё
Однако плюсов без минусов не бывает. Как рассказал Синодальнов, печать заказа в режиме Multicolor не всегда экономически оправдана на широкорулонной флексографской машине. В случае изготовления тиража одного вида упаковки с одним смесевым цветом работа с расширенным цветовым базисом может оказаться дороже, нежели печать по схеме CMYK + один «пантон». Если же в тираже таких видов пять или шесть, экономика становится более привлекательной.
По его словам, одним из главных препятствий, мешающих полноценному переходу печатной машины на постоянную работу в режиме EGP, всё же является нежелание ряда клиентов кардинально менять дизайн своих макетов. Находясь в состоянии постоянного поиска «где подешевле», они не хотят привязывать себя к одной, даже очень хорошей типографии. Ведь перепечатать их заказ в уникальном режиме EGP смогут немногие. Усложняет ситуацию и отсутствие какой-либо стандартизации в рамках существующих систем многоцветного цветоделения.
Фрагмент реальной упаковки и раскладка выполненного для неё многокрасочного цветоделения CMYK + GrRVi в программе Adobe Photoshop |
Необходимость переработки дизайна макетов не упрощает жизнь и самим печатным производствам. Крупеньков говорит, что для перевода всего портфеля заказов на работу с EGP им потребуется полтора-два года. На начальном же этапе внедрения новой технологии приходится мириться с компромиссным вариантом, периодически переводя машину с одного красочного базиса на другой.
Опытом достаточно безболезненного перехода на работу с системой Esko Equinox поделился Навроцкий. Поскольку основной задачей проекта, который стартовал с установки новой печатной машины, был выход на абсолютно новый рынок, то разработка дизайна всех заказов сразу осуществлялась под цветовой базис Equinox.
Перевод же всего печатного портфолио компании на новую систему цветоделения производился постепенно, по мере осуществления заказчиками плановых корректировок своих макетов.
Простые ответы для сложных задач
Непростой и трудоёмкий процесс перехода на многоцветное цветоделение, требующий немалых инвестиций и серьёзной перестройки технологического мышления, тем не менее основан на использовании понятных, апробированных и очевидных подходов.
Как заметил Крупеньков, «чем сложнее задача, тем проще на неё ответы». Да, переучить дизайнера, привыкшего жить в пространстве CMYK, будет непросто. «Вместе с тем, — говорит он, — в этой работе могут использоваться и используются всем известные программные продукты от компании Adobe».
В качестве средства формирования колористических рецептур, как это практикуют, например, специалисты «Репропарк», — программа Color Picker от Gretag Macbeth. Ещё более комфортной станет работа в среде приложений Esko, заметно упрощающих освоение и практическое использование системы Equinox.
Процедуры профилирования печатной машины под семикрасочный базис, осуществляемые путём измерения многостраничных цветовых эталонов, содержащих листы CMYK и комбинации дополнительных цветов с триадными, также выполняются с помощью общеизвестного инструментария.
Сделать же первые шаги на поприще многоцветного цветоделения, используя нестандартные базисные наборы из смесевых цветов, может помочь, как посоветовал технолог по предпечатной подготовке компании Printing Technology Consulting Александр Руденко, работа с бесплатной программой Pantone Connect.
В итоге дело останется «за малым» — за оценкой степени готовности производства и его сотрудников к «работе по приборам», а также способности формного и печатного оборудования соответствовать этим требованиям.
***
Автор выражает глубокую признательность Александру Дроздову (Legion Group), Константину Кучеренко («ВИП-Системы»), Андрею Синодальнову («Пакетти Групп»), Николаю Степанову и Александру Навроцкому (White), Александру Крупенькову («Контрольный пакет»), Алексею Журавлёву («Союз-Полимер»), Денису Сугробову («КолорСтандартСервис»), Андрею Кузнецову («Репропарк») и Александру Руденко (Printing Technology Consulting) за помощь, оказанную при подготовке данной статьи.
Об авторе: Игорь Кистенёв (ikistenev@yandex.ru) — технический писатель, независимый обозреватель и журналист, имеющий большой опыт работы в специализированной полиграфической прессе и в сфере продаж цифрового печатного оборудования.