Старожилы помнят, а для остальных цитирую по нашей статье от 1997 г.: «Компания MetroMedia Technologies (MMT) является пионером на рынке широкоформатной печати. Разработанные инженерами MMT огромные машины (производятся компанией Gerber) представляют собой барабаны длиной 8 м и размером окружности 19 м, которые устанавливаются в специальных цехах и никогда не показываются на выставках. Внутри внешнего барабана вращается ещё один, внутренний, на котором закреплено виниловое полотно. Для нанесения на поверхность полотна краски используется управляемый компьютером пистолет-краскопульт. На одном барабане можно печатать изображения размером 7×18 м. Для получения ещё более крупных изображений вначале печатаются отдельные фрагменты, которые затем соединяются тепловым методом на специальном технологическом комплексе».
Удивительно, но эти махины, раскрашивающие, а не печатающие изображения стойкими акриловыми красками, до сих пор существуют (хотя уже и не там, где работали изначально). Например, они используются новой MMT в Дубае — MENA (MMT-MENA) — для изготовления очень специфической «наружки» заказчикам, которых не устраивают «стандартные» рулоны шириной 5 м.
Впрочем, для подавляющего большинства других рекламных применений прекрасно подходят вполне обычные широкоформатные принтеры — от настольных моделей до 5-метровых аппаратов. Почти все их привычные разновидности (кроме дорогих и громоздких промышленных) можно было увидеть на выставке «Реклама 2021». Её обзор в части широкоформатной печати стал темой номера (стр. 20).
Кое-что в нашем обзоре осталось за кадром. Например, мы не делали анализа используемых печатающих головок. Между тем происходит постепенная смена поколений — в многочисленных принтерах из Китая на базе любых технологий самыми популярными головками стали разновидности Epson i3200, представленные весной 2021 г. Разработчики специально создали их на базе технологии PrecisionCore micro TFP для OEM-производителей. Семейство с 3200 соплами включает несколько разновидностей для водных (A – от aqueous), УФ (U – от UV) и экосольвентных (E – от eco-solvent) чернил. Головка имеет 4 канала и печатает полосу шириной 33,8 мм. В режиме с фиксированной каплей 5 или 6 пл частота генерации составляет 43,2 кГц, в режиме с градациями от 3,8 до 9,3 пл — 21,6 кГц.
Заметно меньше было представлено моделей на базе головки Ricoh Gen6 (MH5320/MH5340), характеристики которой таковы: 1280 сопел, ширина полосы — 54,1 мм, 2/4 канала, частота генерации — до 50 кГц с переменной каплей (5–15 пл). Представляя эту головку, в Ricoh объявили, что она печатает быстрее и качественнее, чем Gen5, и совпадает с ней по форм-фактору, что должно облегчить задачу для OEM-партнёров. Но, судя по экспозиции на «Рекламе», вариант от Epson для партнёров пока предпочтительнее. Например, почти во всех DTF-моделях использовались именно головки i3200. Вероятно, сказались доступность головок и управляющей электроники к ним.
Кстати, о DTF, ставшей настоящим открытием выставки. Вероятно, в следующем году мы станем свидетелями бурного развития этой технологии. Наверняка появятся комплексные решения от более известных производителей. Возможно, популярность приобретут более чистые решения, в которых вместо порошка используются жидкие клеящие чернила. О выпуске первого подобного решения No Powder DTF Cobra Flex объявила в октябре американская Mosaica Group.
Что касается перспектив широкоформатной печати в целом, то они довольно позитивные. Да, не стоит ожидать роста в секторе наружной рекламы — здесь играют свою роль организационные меры по сокращению доступных поверхностей и перевод существующих на цифровые форматы. Зато по всем остальным направлениям работы будет только больше: от оклейки транспорта и декорирования автомобильных тентов до оформления розничных магазинов и учреждений, выставок, мероприятий и спортивных состязаний (да, они возвращаются), а также выпуска разнообразной текстильной продукции.
Да пребудет с вами Сила широкоформатной печати!