Открыл новогодний «Cyan-огонёк» главный редактор Publish Игорь Терентьев, представивший победителей ежегодного народного голосования за лучшую обложку года Publish.
Лучшие обложки Publish в 2021 г. по итогам голосования на странице «Журнал Publish» в Facebook: Первое место занял Вячеслав Шмаков, второе — Светлана Овчинникова, третье — Евгений Кантаржи
|
Прирост, несмотря на сложности
Юлия Арешко: «По предварительной статистике, мы приблизились к 93–95% рублёвого оборота 2018 г., который был лучшим из трёх лет до пандемии» |
Затем выступила генеральный директор ГК «РуссКом» Юлия Арешко, отметившая, что жизнь в условиях пандемии коронавируса за два года стала привычной. Хотя рост продаж у многих российских поставщиков в уходящем году ограничивали сложности с поставками из-за осложнений с логистикой, нехватки сырья и комплектующих, в целом 2021 г. был для ГК «РуссКом» довольно успешным. «По предварительной статистике, мы приблизились к 93–95% рублёвого оборота 2018 г., который был лучшим из трёх лет до пандемии, — сказала Юлия. — За год продано около 20 промышленных планшетных принтеров Mimaki, что является, по нашим данным, лучшим в России показателем в этой категории оборудования разных производителей». Она отметила также, что за ноябрь и декабрь были проданы первые для этого поставщика четыре рулонных промышленных УФ-принтера Mimaki UJV55–320 с шириной печати 3,2 м. Кроме того, компания возобновила на новом уровне работу по текстильным принтерам Mimaki и выиграла тендер на поставку, среди прочего оборудования, гибридного текстильного принтера Mimaki Tx300P-1800 MkII для участка печати на тканях РГУ им. Косыгина. По словам Юлии, помимо этого, с лета 2021 г., когда на выставке Printech была представлена новая модель Mimaki TS100–160, до конца года было продано 30 таких принтеров. «Мы считаем, что будущее — за такими принтерами, как TS100–160, и будем активно развивать текстильный сектор», — добавила она.
Другое важное направление работы ГК «РуссКом» — сотрудничество с GMP (Корея) — выросло по объёмам закупок на 40%, хотя продажи не показали большого прироста. Юлия назвала этот результат выдающимся и объяснила, что продажи тормозились задержками грузов на 2–3 месяца из-за пандемии. Относительно предлагаемых компанией режущих плоттеров Graphtec Арешко отметила, что на рынке планшетных плоттеров есть тенденция перехода от моделей начального уровня к более сложным, но развивается она довольно медленно. Серьёзный прирост наблюдался в продажах рулонных каттеров Graphtec с автоподатчиком F-Mark.
Офсет, «цифра», CTP, ребрендинг, обучение
Александр Шабельников: «Год был богат на интересные установки и обновления» |
Подводя итоги 2021 г., технический директор «ЯМ Интернешнл» Александр Шабельников назвал несколько установок оборудования, в которых либо сама машина, либо монтаж показались ему интересными. Среди них запуск в типографии «Хатбер–М» (Черноголовка, Моск. обл.) 5-красочной офсетной машины Komori Lithrone G40 с лакировальной секцией. По словам Александра, эта гибридная машина первого формата уверенно печатает попеременно масляными и УФ-красками. Он отметил также установку в феврале 2021 г. первой в России струйной ЦПМ Komori Impremia IS29 формата В2 в типографском комплексе «Девиз» (Санкт-Петербург) и летом 2021 г. в ПИК «Идел-Пресс» (Казань) первой в России 5-красочной листовой офсетной машины Komori Lithrone G40 обновленной серии Advance, представленной рынку в 2021 г. По словам А. Шабельникова, Lithrone серии Advance стал еще более эффективным и, помимо расширенного формата, получил множество интересных для производства функций. Установленная в ПИК «Идел-Пресс» офсетная машина Komori Lithrone GL 540+С Advance оснащена PQA-камерой, отвечающей за автоматический контроль цвета, совмещение красок и отслеживание дефектов на оттиске.
Во время приёмо-сдаточных испытаний 6-красочной офсетной машины Komori GL29+C формата В2, проходивших в ИПК «Пензенская Правда» (Пенза), тестовая работа была напечатана по технологии Hexachrome. Также в уходящем году компания завершила два больших проекта в области защищённой печати.
В 2021 г. специалисты сервисной службы «ЯМ Интернешнл» установили несколько CTP-систем, среди которых есть модель, способная экспонировать не только флексографские пластины и термоабляционные плёнки, но и офсетные термальные пластины. По словам Александра, год был богат на ребрендинг до- и послепечатного оборудования. В частности, в «Московской газетной типографии» (Москва) введена в эксплуатацию обновлённая резальная машина baumannperfecta 132SE (ранее машины выпускались под брендом Perfecta) с боковыми столами увеличенного размера. В типографии «Артес» (Екатеринбург) установлен первый после смены названия фирмы-производителя автоматический пресс Eterna Ecut 1050 формата В1 (до середины 2020 г. оборудование поставлялось под торговой маркой Brausse). В ушедшем 2021 г. «ЯМ Интернешнл» установила пять единиц оборудования марки Eterna.
Компания стала активнее в онлайн-проектах. «Важным для компании и для меня лично стал проект короткометражек, посвящённых полиграфическому производству. Начали мы с цикла программ “Не так всё сложно” для технических специалистов типографий, а осенью запустили дополнительный цикл программ “Как это работает” для директоров и собственников типографий, начальников цехов и производств», — добавил Александр.
Успех, несмотря на сложности
Татьяна Климова: «Несмотря на сложности, мы увеличили объёмы продаж, перекрыв уровень успешного для нас 2019 г.» |
Технический директор «ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС» Татьяна Климова обратила внимание участников встречи на то, что её компания в основном продаёт расходные материалы, поэтому сильнее поставщиков оборудования почувствовала на себе проблемы с логистикой, перебои с сырьём и изменение цен. «Наши логисты и технологи прожили год в авральном режиме. Но, несмотря на сложности, мы увеличили объёмы продаж, перекрыв уровень успешного для нас 2019 г.», — сказала Татьяна. По её мнению, прирост на 17% по смесевым краскам в 2020 г. произошёл потому, что «все рванули в упаковку». В 2021 г. продажи «ОктоПринт Сервис» выросли ещё на 10% по количеству. Сравнение в денежном выражении Татьяна считает не совсем корректным.
Она подчеркнула, что компания сохранила уверенное лидерство по продажам форматных резинотканевых полотен, увеличив в 2021 г. продажи на 12% (в кв. метрах). «15 лет мы справлялись силами одного режущего плоттера Zünd, а в 2022 г. нам понадобится второй, который сейчас монтируют наши специалисты на новой производственной площадке», — сказала она и добавила, что прирост по продажам офсетных красок и химии составил 8%. На такую же величину выросли продажи флексографских красок на водной основе. Помимо девяти станций смешения офсетных красок и одной — красок для глубокой печати в Санкт-Петербурге, в прошлом году в ближайшем Подмосковье был открыт кластер по производству флексографских жидких красок на основе растворителей и воды, а также УФ-красок.
Компания продолжает развивать свой проект «Школа современного полиграфиста». В 2021 г. она провела более 20 бесплатных вебинаров и смогла вдвое увеличить посещаемость страницы на Youtube.
Уверенный рост
Илья Базылев: «Мы рассчитываем достичь или превысить уровень 2020 г. по результатам четырёх кварталов» |
Руководитель департамента маркетинга Ricoh Rus Илья Базылев на момент проведения «Cyan-огонька» располагал данными IDC о российском рынке по итогам трёх кварталов. На их основе он отметил рост на 17% в штуках продаж промышленных ЦПМ. При этом 46% из них составили средние и тяжёлые единицы оборудования. Илья подчеркнул, что растут деловая активность в сегменте коммерческой печати и интерес заказчиков к автоматизации процессов в типографии. «Продажи моделей Ricoh Pro C9200 и С9210 выросли на 25% по сравнению с прошлым годом, а в сегменте монохромных промышленных машин рост составил 17%. Мы рассчитываем достичь или превысить уровень 2020 г. по результатам четырёх кварталов», — сказал Базылев. При этом продажи лёгких ЦПМ Ricoh снизились на 15%. По словам Ильи, прошедший год отмечен большим количеством запусков новых моделей для широкоформатной печати на бумаге и текстиле. Продажи широкоформатных латексных принтеров Ricoh увеличились на 66%, и вдвое — футболочных принтеров Ricoh Ri 1000 и Ricoh Ri 2000.
Среди знаковых проектов уходящего года Илья назвал переоборудование типографии «Т8 Издательские технологии» и установку там двух монохромных рулонных ЦПМ Ricoh V20100 и одной цветной модели Ricoh VC20000, работающих в единой производственной цепочке с двумя листовыми ЦПМ Ricoh Pro C9200. По оценкам Publish, по набору оборудования и его общей мощности этот проект является крупнейшим реализованным в течение одного года за всё время существования рынка цифровой печати в России. Типография уже вышла на плановые объёмы: более 300 тыс. отпечатков в месяц на листовых машинах, 25 млн — на двух ч/б и более 10 млн — на цветной рулонных машинах.
Базылев также отметил презентацию на выставке Printech 2021 листовой ЦПМ Ricoh Pro С7200X с золотым и серебряным тонером на месяц раньше её премьеры в Европе. Первая установка такой машины состоялась в июне 2021 г., а к декабрю их установлено уже пять. Кроме того, за три квартала было продано 23 широкоформатных латексных принтера Ricoh Pro L5160E/L5130E с улучшенными техническими характеристиками и расширенным цветовым охватом за счёт добавления оранжевых и зелёных чернил. 27 января 2022 г. в Санкт-Петербурге, как и обещал Илья, открылся демонстрационный зал с шестью струйными принтерами Ricoh Pro L5160, которые будут выполнять коммерческие заказы объёмом в среднем 18 тыс. м2 в месяц. В нём представлены различные решения в области сервисов компании.
Остановился Илья также на установке на предприятии «Софрино» Русской Православной церкви планшетного УФ-принтера Ricoh Pro TF6250, заменившего по производительности несколько УФ-принтеров другого производителя. Кроме того, он позволяет автоматически наносить праймер, печатать белыми чернилами, на металлизированных материалах, имитировать лакирование с помощью прозрачных чернил.
Всерьёз и надолго
Сергей Зайцев: «В 2021 г. доля Canon в России значительно выросла в сегменте младших и средних ЦПМ» |
Руководитель департамента решений Canon для профессиональной печати (ProPrint) Сергей Зайцев начал своё выступление с заявления о том, что Canon возвращается на полиграфический рынок. И на этот раз надолго. По его словам, в 2021 г. доля компании в России значительно выросла в сегменте младших и средних ЦПМ, где её конкуренты присутствуют намного дольше, и сегодня она уверенно держит третье место в секторе цветных ЦПМ, сохраняя лидерство в монохромном. В 2022 г. Сергей обещал представить новинки и интересные проекты, а также побороться за лидерство по продажам цветных ЦПМ.
Акцент — на цифровой упаковке и этикетке
Михаил Кувшинов: «В 2020 г. мы сделали суммарный объём 2018 и 2019 гг. А в 2021 г. чуть-чуть перекрыли очень успешный для нас 2020 г.» |
Директор по развитию «НИССА Центрум» Михаил Кувшинов назвал 2021 г. достаточно позитивным для компании и её заказчиков. «В 2020 г. мы сделали суммарный объём 2018 и 2019 гг. А в 2021 г. чуть-чуть перекрыли очень успешный для нас 2020 г.», — сказал он, объяснив такой успех заблаговременной подготовкой к чему-то подобному и укреплением региональной сервисной структуры взамен структуры продаж.
По мнению Михаила, единственный сегмент роста в коммерческой полиграфии — цифровая печать. В частности, «НИССА Центрум» установила во II полугодии 2021 г. больше 10 ЦПМ Canon в сегменте 70+. Однако основной бизнес компании связан с ЦПМ для печати этикетки и упаковки. За прошедший год была продана одна листовая ЦПМ HP Indigo 12000 формата B2 (единственная проданная за год в России листовая ЦПМ формата В2), а в упаковке компания продаёт ЦПМ буквально с колес. В 2021 г. она получила статус лучшего в мире поставщика ЦПМ HP Indigo для печати этикетки и упаковки. «После успешного запуска в 2021 среднерулонной HP Indigo 25K в azimutprint в следующем году мы ожидаем дальнейшей экспансии в гибкую упаковку. У нас есть очень серьёзные и экономически интересные наработки в этой области», — подчеркнул Михаил и добавил, что компания добилась успеха в секторе печати на гофрокартоне, продав в прошлом году две ЦПМ производительностью более 1000 м2/ч нового для «НИССА Центрум» поставщика. Михаил отметил, что объёмы печати на единицу оборудования на гофрокартоне намного больше, чем в других областях упаковки этикетки. Соответственно, высок и экономический эффект.
Текстильные технологии и сервис
Юрий Ефремов (на фото cлева): «2021 г. — самый успешный в истории компании» |
Генеральный директор компании «Текстиль и Технологии» Юрий Ефремов и коммерческий директор Григорий Суменков (на фото справа) впервые принимали участие в «Cyan-огоньке». Они не считают себя поставщиками оборудования и расходных материалов в традиционном понимании. «На рынке текстильной печати уровень знаний у локальных поставщиков и потенциальных клиентов довольно низкий. Чтобы корректно реализовать поставку и сделать грамотное внедрение, мы работаем как сервисное и технологическое бюро. Крайне редко к нам приходят с готовым техническим заданием, в подавляющем большинстве случаев мы оказывает помощь заказчикам в проработке проекта. От того, насколько полно информирован клиент о технических возможностях и ограничениях печатного комплекса, зависит успех предприятия», — объяснил Юрий. Его компания существует 7 лет и специализируется на проектах стоимостью более 10 млн руб. с оборудованием, способным запечатывать в год более 1 млн м2 ткани. По его словам, оборудование, установленное компанией «Текстиль и Технологии», занимает 50% доли промышленных текстильных принтеров в России. Тем не менее компания занимается поставками и «маленьких» комплексов для печати на ткани стоимостью от 3 млн руб.
Ефремов назвал 2021 г. самым успешным в истории компании и объяснил этот успех так: «Фирменное промышленное оборудование всегда имеет спрос, в любое время. Все поставщики отгружали оборудование в сроки, указанные в контрактах. Мы не испытывали трудностей с поставками запчастей и расходных материалов, потому что мы предлагаем исключительно надёжное европейское оборудование, которое работает месяцами и годами, не ломаясь, с минимальным временем на обслуживание и технологические перерывы. Задержек в поставках запчастей и расходников из Европы в этом году не было». Юрий и Григорий считают, что правильно выбрали для компании узкую специализацию — цифровую печать по текстилю, в которой хорошо разбираются.
Суменков привёл цифры по итогам года: установлено 33 каландра MontiAntonio (больше, чем в 2019 и 2020 гг., вместе взятых); 35 сублимационных принтеров Epson и 4 итальянских промышленных текстильных принтера MS. Существенно расширилась география продаж. Основные объёмы заказов пришлись на текстильные предприятия, но были среди заказчиков и небольшие производственные компании, ориентированные в первую очередь на качество выпускаемой продукции.
Выставки: возврат к «живым» мероприятиям
Сергей Дитёв: «Ни одна из 12 выставок “КрокусЭкспо” в 2021 г. не была отменена или перенесена» |
Директор выставок Printech и RosUpack Сергей Дитёв обратил внимание гостей «Cyan-огонька» на то, что выставочная деятельность очень сильно пострадала от антиковидных ограничений. Однако ни одна из 12 выставок, организуемых Hyve Group в России, в 2021 г. не была отменена или перенесена. В них приняли участие компании из 69 стран. Заметно изменилось качество посетителей — всё больше людей приходили с конкретными запросами. «Благодаря хорошим отзывам об успешности выставок 2021 г., у нас очень удачно прошла кампания раннего бронирования. Более 60% выставочных площадей уже проданы», — сказал Сергей.
Екатерина Антонова: «Проходившая в виртуальном формате выставка drupa 2021 собрала 212 экспонентов из 35 стран мира и около 45 тыс. уникальных посетителей» |
Директор выставки upakovka, организуемой «Мессе Дюссельдорф Москва», Екатерина Антонова отметила, что именно upakovka/interplastica 2022 открывает выставочный год. В 2021 г. она была отменена в связи с эпидемиологической ситуацией. По словам Екатерины, за прошедший год головной офис Messe Duesseldorf смог провести 7 мероприятий, 6 из который — очные. Проходившая в виртуальном формате выставка drupa 2021 собрала 212 экспонентов из 35 стран мира и около 45 тыс. уникальных посетителей, более 82% которых — иностранцы.
Прогнозы, планы, пожелания
Участники эфира поздравили коллег с наступающим новым годом, пожелали здоровья и благополучия, а также рассказали о некоторых своих планах и дали прогнозы на ближайшее будущее.
Юлия Арешко заранее пригласила участников и гостей встречи сразу на два юбилея: 30-летие создания компании «РуссКом» и 20 лет сотрудничества с Mimaki, к которому производитель обещает сюрприз.
Александр Шабельников пообещал в начале 2022 г. объявить о сотрудничестве «ЯМ Интернешнл» с новым партнёром, выпускающим полный спектр расходных материалов для печатного цеха — от смывочных полотен до красок и лаков.
Татьяна Климова уверена в том, что 2022 г. станет годом битвы за сырьё. Наличие будет важнее цены. Поэтому выживут разумные хозяйственники.
Илья Базылев призвал меняться и перестраиваться. «Схемы, работавшие до пандемии, стали работать хуже. Не стоит бояться перемен. Они несут новые возможности, которые в ближайшее время дадут преимущества», — сказал он.
Михаил Кувшинов считает, что в 2022 г. рост цен будет ещё более быстрым, чем в 2021 г., но меры государства по усилению налогообложения тех, кто изготавливает упаковку, не отвечающую экологическим стандартам, предоставят огромные возможности тем, кто находит правильные решения.
Юрий Ефремов и Григорий Суменков уверены: в будущем успех будет сопутствовать профессионалам.
Все участники встречи согласны в одном: стоять сейчас на месте нельзя. У рынка есть потенциал, и извлечь его смогут те, кто будет «бежать изо всех сил и даже быстрее».