Уже не первый раз при воплощении темы номера, посвящённой автоматизации, дизайнеры используют винтажные метафоры. Но прогресс налицо: если ещё в 2010 г. коллеги из Tomatdesign нам предложили обложку про автоматизацию в стиле «Флинстонов» (воспроизводим её ещё раз — она прекрасна), то нынешний вариант от студии Magic * Camp уже переносит нас на много веков вперёд — во времена, которые многие помнят лично! И, кстати, если вы посмотрите на рекламу Labelexpo Europe 2022 на четвёртой полосе обложки, то и там увидите винтажные мотивы. Мы в тренде!
Тема номера посвящена автоматизации листовой офсетной печати. Инноваций здесь много, и, что особенно приятно, о многих из них мы уже можем судить по опыту российских практиков. Мы лично видели, насколько высокоавтоматизированные машины устанавливались в прошлом году в типографиях Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода. Руководители типографий во время представления новых машин отмечали, что автоматизация оказывает положительное влияние на производительность. Это подтвердили и коллеги, с которыми мы общались по телефону во время подготовки статьи. Резервы повышения производительности офсетной печати велики, и они ещё долго не будут исчерпаны. В первую очередь — за счёт внедрения передовых опций автоматизации. Кстати, это особенно справедливо, когда речь идёт о модернизации старых машин — там прирост производительности при оценке «до и после» оказывается особенно велик. И, как правило, инвестиции в подобные решения вполне по силам большинству типографий.
Но, занимаясь внедрением автоматизации, желательно не забывать видеть картину в целом. Это может показаться банальным, но очень важно, чтобы все элементы технологического процесса были сбалансированы по производительности — начиная от приёмки заказов и допечатных процессов и заканчивая послепечатной обработкой и выдачей готовых заказов. Нет никакого смысла тратиться на покупку современной высокоавтоматизированной офсетной машины, если вы не будете успевать готовить для неё формы, а в послепечатном цехе главным инструментом для вас ещё долго будут оставаться «ручники».
Именно поэтому мы стараемся замечать новые решения об автоматизации на всех этапах техпроцесса и рассказывать о них подробнее. Особенно приятно то, что разработчики стали уделять больше внимания потребностям небольших типографий. Удачные решения немедленно получают распространение на рынке, а их поставщики пожинают плоды своей дальновидности. Свежий пример — огромная популярность на рынке малоформатных планшетных режущих плоттеров с автоподачей, появившихся всего пару лет назад. Наверняка найдутся покупатели и на решение EFI Fiery Finishers, только что отмеченное наградой EDP Awards 2021 (с полным списком победителей вы можете ознакомиться на стр. 6 этого номера) и позволяющее удобно связывать допечатные и послепечатные процессы в малых типографиях. Рекомендуем также обратить внимание на послепечатный модуль Konica Minolta TU-510 для установки в линию с ЦПМ Konica Minolta. Его обзор вы найдёте на стр. 14 этого номера. Концепция универсального послепечатного модуля резки, биговки и перфорации в линию с ЦПМ пока нова на рынке, но для многих типографий она наверняка покажется привлекательной. Ведь такое решение позволяет перенести часть загрузки с послепечатного участка на печатный и сберечь время.
Мы не призываем внедрять автоматизацию, потому что это модно. Каждый шаг на этом пути должен быть взвешенным, обеспечивая общее повышение производительности. А другого пути у типографий просто нет…