101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Бумага всё стерпит: как решить проблемы с качеством проклейки и неравномерным мелованием

  • Любовь Баюшкина
  • 7 мая 2022 г.
  • 2623
Не всегда качество запечатываемых материалов соответствует требованиям типографии. Иногда бывает, что заказчик хочет использовать материал не по прямому назначению. Или типография вынуждена из-за дороговизны либо дефицита (отсутствия на складе поставщика) использовать не всегда качественную бумагу или картон.

По этим причинам могут возникать различные дефекты в офсетной печати: «крапчатость» («облачность») при печати растром, расслоение картона, непропечатка на «модных» картонах без мелованного слоя типа «крафт», наслоение бумажной пыли на офсетное полотно, «марашки» и т. д.

Что делать в таких случаях: заказ взяли в работу, а другой бумаги нет и не будет. Как минимизировать дефект на печати?

Для начала рассмотрим основные параметры, которые определяют качество бумаги или картона. Проклейка бывает поверхностная и в массе. Для чего она нужна? Цель проклейки — повышение водостойкости, прочности и жёсткости.

Поверхностная проклейка повышает прочность к истиранию и стойкость к выщипыванию. Она также снижает пылимость и ворсистость. Проклейка в массе повышает водостойкость и прочность, а проклейка меламиноформальдегидными смолами придаёт бумаге водопрочность.

Степень проклейки характеризуется максимальной шириной штриха, проведённого стандартными водными чернилами, который не расплывается и не переходит на оборотную сторону. На бумагу наносят штрихи длиной около 75 мм рейсфедером по линейке. Ширина первого штриха — около 0,25 мм, а каждого последующего возрастает ещё на 0,25 мм. Измеряют наибольшую ширину штриха, при которой ещё не наблюдаются расплывание и пробивание на оборотную сторону. Бумага считается непроклеенной, если расплывание менее 0,25 мм. С малой степенью проклейки — от 0,25 до 0,5 мм. Со средней степенью — от 0,75 до 1 мм. И с высокой степенью — от 1,25 до 2 мм.

Если у бумаги низкая поверхностная проклейка, то в процессе печати возникает сильное пыление. Печатник вынужден останавливать печатную машину через каждые 100–300 листов, а в рулонной печати — практически на пуске, чтобы очистить офсетное полотно от наслоения пыли. И не следует тратить время, увеличивать количество смывок и техотхода бумаги. В этом случае лучше поменять бумагу, если такая возможность есть. А если нет, то рекомендую сразу договориться с заказчиком о неизбежности отклонения по качеству оттисков. Но если всё-таки заказчик готов пойти на дополнительные расходы в листовой печати, то можно прогнать бумагу «на воду»: нанести так называемую грунтовку прозрачными белилами, обработать офсетное резинотканевое полотно средством для очистки и восстановления (снять липкость полотна). Или установить новое более шероховатое полотно с бóльшим коэффициентом Rz и Ra и снизить давление в печатной паре, в краску добавить пасту для снижения липкости, увеличить температуру красочных валиков до 26–27 °C (чем выше температура, тем ниже липкость краски).

Другая проблема — неравномерное мелование бумаги и, как следствие, неравномерное впитывание краски (выглядит как более насыщенные пятна по всем краскам фона). Печатники такой дефект называют «облачностью». В случае возникновения такого дефекта на печати офсетными триадными красками особенно это заметно на фиолетовых оттенках. Из своей практики могу порекомендовать поменять последовательность красконаложения: после чёрной первой поставить пурпурную краску, а затем синюю, что минимизирует дефект. Но тут необходимо учитывать, что оттенки изображения могут измениться. Как вариант, если красочность печатной машины позволяет, можно на первой красочной секции нанести матовый лак, который выровняет красочный слой и снизит дефект «крапчатости». Также можно поменять офсетную резину — поставить другую, с более мягким верхним покрытием, снизить давление в печатной паре.

Эти же рекомендации я даю, когда необходимо получить насыщенный белый кроющими белилами на крафт-материале: матовый грунт, далее закрыть слой под прессом следующей секции, а потом положить два слоя кроющих белил.

Если вы столкнулись с проблемой расслоения картона из-за некачественной внутренней проклейки, то в первую очередь необходимо акклиматизировать материал, а потом уже очистить офсетное полотно восстановителем для резиновых поверхностей. Далее следует снизить давление в печатной паре и липкость краски с помощью вспомогательных добавок, а также увеличить температуру красочных валиков и дуктора. Помогает и корректировка увлажняющего раствора: лучше убрать спирт до 8–10%, так как он сильный растворитель и делает краску более «короткой», а также снизить заданную температуру увлажняющего раствора до 8–10 °C.

В заключение хотелось бы сказать, что из любой ситуации есть выход и даже на бумаге невысокого качества можно получить достойный результат на печати.

Удачных вам тиражей!

Об авторе: Любовь Баюшкина (ljubov.bajushkina@oktoprint.ru) — начальник отдела технологов компаний «ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38