Кажется, ещё ни на одном отраслевом мероприятии я не видела столько народу. Практически у каждого стенда стояли очереди, в зонах для конференций не хватало стульев, на некоторых докладах приходилось стоять в проходах. Похоже, посетители приехали со всей России, чтобы своими глазами увидеть, как умирает полиграфия, но нас всех ждал сюрприз: жизнь на выставке бурлила и кипела как никогда. То ли это лебединая песня, то ли попытка аккумулировать силы для марш-броска в этой игре на выживание.
Посетителей выставок в «Крокусе Экспо» оказалось больше, чем можно было предположить
|
Два дня — два настроения
Сначала о настроениях. Первый день оставил чувство, что народ приехал на Printech и RosUpack с мыслью «на миру и смерть красна». Всем страшно, никто не понимает, что будет дальше, горизонта планирования нет, будущее туманно. Во всем сквозила тревога, а градиент настроений был размазан от «это катастрофа» до «нам всем хана» (и это самые мягкие формулировки). Главный вопрос рефреном звучал в личных беседах: «Как у вас с работой? Есть?» Постепенно вырисовывалась картина, что худо-бедно, но загрузка у всех есть. Кто-то просел с заказами, а кто-то даже подрос, но пока никто не закрылся. Собрав информацию, к концу первого дня, кажется, все выдохнули.
Нельзя сказать, что второй день был наполнен неуёмным оптимизмом, но всех, включая спикеров, заметно отпустило напряжение. Народ как-то собрался и начал вырабатывать конструктивные решения. Прямо по пунктам: директора типографий рассказывали о своей стратегии выживания, вендоры отчитывались, как решают проблемы поставок и ищут замену ушедшим производителям, технологи делились лайфхаками, как минимизировать дефекты печати, связанные с новыми, ещё не обкатанными расходниками и материалами. Как заметил модератор сессии «Работа в кризисных условиях» Дмитрий Старцев: «Всёпропальщики сегодня сюда не пришли».
Кажется, что в первый день все спустили пар, выплакались в коллективную жилетку, а дальше, как в скандальной песне Манижи — «Чего сидеть-то? Встала и пошла!», двинулись разгребать проблемы, и перед нами забрезжила надежда, что разгребём.
За два дня насыщенной программы нам удалось галопом пробежать по выставке, концентрируясь на своей нише, а именно на офсетной печати и изготовлении картонной упаковки, поэтому обзор будет сосредоточен на этих сегментах. Пластик и флекса остались за рамками нашего внимания, хотя этого добра было много.
Про оборудование | Под выставку было отдано три зала: два с лишком занимал RosUpack и кусочек одного достался форуму Printech. Логика распределения экспонентов была не совсем ясна, хотя в условном зале Printech всё же было больше поставщиков и производителей оборудования для типографий. Кое-кто даже не поленился привезти плоттеры, широкоформатные принтеры и скромную постпечатку типа фальцовщиков и ламинаторов: вокруг них было очень оживлённо. Но каких-то эффектных инсталляций печатного или послепечатного оборудования всё же не было. Так что настоящего, взрослого экшена не случилось.
Залипательный во всех смыслах манипулятор |
За экшен явно отвечали упаковщики, которые привезли всяких залипательных роботов-манипуляторов и разные аппараты для фасовки. Всё это двигалось, шумело, крутилось, исторгало пакеты и несомненно добавляло выставке динамичности.
Про бумагу и картон | Порадовали производители целлюлозно-бумажных материалов, их было много. Меня как конструктора картонной упаковки особенно интересовали производители мелованного упаковочного картона. В России их чуть больше, чем производителей гвоздей, а именно 2 штуки: «Кнауф Петроборд», на пределе сил варящий макулатурную «Неву», и «Кама», год назад родившая на свет одноимённый целлюлозный картон. С «Невой» все давно смирились, вопросов к ним уже нет, к «Каме» присматривались с надеждой, но сомневались в постоянстве качества. На горизонте маячили ещё белорусы с добрушским картоном, но про него и вовсе ходили слухи один страшнее другого.
Вся троица была представлена на выставке, и ко всем трём стендам стояли очереди. Никаких конкурентов у этих производителей теперь нет: будем учиться печатать на их материале. Остаётся надежда, что «Добруш» и «Кама» отзывчивы к обратной связи и работают над качеством своего картона. Пока все болезни своей продукции они списывают на отладку технологии и стартовые партии. Обещали, что дальше всё будет существенно лучше.
У стенда производителя мелованного картона «Кама» всё время было оживлённо |
Из кулуарных бесед: у всех троих производителей есть проблемы с каолином, из которого делается мелованный слой, поэтому, вполне вероятно, наше ближайшее будущее — печать упаковки на немелованных картонах. А что, это экологично и в тренде возврата назад в СССР.
Про картонную упаковку | Описывая участников широкими мазками, отдельно можно отметить пёструю группу экспонентов с новогодними коробочками. Их было заметно много. В нынешнем контексте это казалось странным: до Нового года как до Луны, никто не знает, доживём ли мы до него вообще, а тут весёлое новогоднее разноцветье. Хотя непоколебимая уверенность производителей новогодней упаковки в завтрашнем дне, конечно, внушает определённую долю оптимизма. Как говорится, спецоперация спецоперацией, а Новый год по расписанию.
Вторая крупная группа участников — производители готовой упаковки для фаст-фуда и еды навынос. Здесь был настоящий ажиотаж и даже давка. Если судить о будущем бизнеса по плотности толпы на выставке, то у фаст-фуда точно всё будет великолепно. Здесь, чтобы протиснуться мимо некоторых стендов, пришлось даже поработать локтями.
Про типографии | На выставке выставлялось довольно много типографий средней руки. Мне было интересно, как коллеги себя позиционируют, какую рекламную продукцию раздают гостям. И вот тут обнаружились странности: почти никто не заморочился с раздаточным материалом. У некоторых не было даже визитки, не говоря уж об образцах продукции. А то промо, что предлагали коллеги-полиграфисты, в основном было из серии «обнять и плакать». То ли народ спустил последние деньги на участие в выставке, то ли просто не посчитал нужным вкладываться в рекламу. Это грустно, ведь вымирает изысканный и красивый полиграфический жанр.
Особый трепет у меня вызвал абсолютно голый стенд с одиноким мужчиной за стойкой. На стенде не было вообще ничего: ни листка бумаги, ни плаката, ни какой другой заманушечки — только казённая надпись синими буквами «Типография ***» (не буду тут давать рекламу с названием). Это был сильный ход! Почти по Ильфу и Петрову — экспоненту не хватало только пены на голое тело и вселенской безысходности во взгляде, как у Эрнеста Павловича Щукина из «12 стульев».
Про расходные материалы | Среди участников было много поставщиков расходников для печатного и постпечатного оборудования. Здесь смело могу выделить компанию PPF — поставщика клише и фольги для разных видов тиснения. Вот кто по-настоящему заморочился с промоматериалами! Образцы у них были дивной красоты и великолепного качества. На фоне общего уныния их промо продукция выглядела яйцами Фаберже.
Невозможная красота от PPF — великолепные образцы тиснения фольгой |
Среди производителей расходников мелькали иностранцы. Мы общались с иранцами, сербами, китайцами и турками. Все готовы работать. Если говорить об иностранцах, то, конечно, очень непривычно на такой крупной выставке не видеть немцев. Пожалуй, их отсутствие больше остальных бросалось в глаза.
Про деловую программу | Деловая программа — то, что в итоге повлияло на наше решение ехать в Москву, так как на обеих площадках были заявлены интересные доклады. Не всё удалось послушать, но организаторы обещали выложить записи на сайтах выставок.
Деловая программа была хороша, но без пары ложек дёгтя всё же не обошлось. Выступления проходили в формате сеанса одновременной игры: в одно и то же время шли доклады в разных концах «Крокус Экспо». Нам, как полиграфистам-упаковщикам, приходилось постоянно делать болезненный выбор: по закону подлости самые интересные спикеры выступали синхронно.
Зоны для конференций размещались прямо в выставочных залах и имели условные границы в виде ограничительных лент. Слушать доклады было тяжело из-за постоянного гула посетителей, с которым не всегда справлялись микрофоны спикеров. К тому же организаторы, очевидно, не ожидали такого наплыва слушателей, поэтому стульев хватало не всегда.
Аншлаг на деловой программе: посетители жаждали информации о состоянии дел в отрасли |
Про первый день
Александр Иванов: «Я призываю к культуре бизнеса!»
В первый день все спикеры говорили в унисон, что отрасль ещё не оправилась после ковидных потрясений, как её накрыл небывалый, катастрофический кризис.
По замечанию председателя Клуба директоров цифровых типографий Александра Иванова, все как с цепи сорвались: кто-то задрал цены, кто-то закупился материалами впрок на пике курса, кто-то вывозил камазами офисную бумагу, пока ФАС притворилась мёртвой. Рынок штормит, но Александр Иванов призывает всех взять себя в руки и сохранять культуру бизнеса.
Александр Марков: «Рекламная полиграфия умирает, но упаковка и этикетка будут всегда»
Александр Марков, генеральный директор MDM Print, тоже начал с ковидных болей. В 2020 году выручка типографии упала на 72%, а количество заказов — на 55%. Чтобы выплыть, пришлось уволить половину штата и избавляться от мелких заказов, перенаправляя их во франчайзинговую сеть копи-салонов.
Февраль 2022 года и последующие санкции вывели боли типографии на новый уровень: в апреле выручка MDM Print снова упала на 72%. Несмотря на то, что успели сделать запасы, стал ощутимым дефицит расходников, на них выросла цена и увеличились сроки поставок. Вместе с ростом цен на услуги типографии упала покупательская способность заказчиков, а в довершение всего — «отвалились» иностранные клиенты.
Меняется и поведение клиентов: все гонятся за ценой, поэтому многие просчитывают стоимость тиража и бесследно исчезают. В то же время клиенты становятся более лояльны к качеству, которое страдает из-за бардака с расходниками.
Общая тенденция — вымирание рекламной полиграфии, зато этикетка и упаковка остаются в строю: в ковид 80% заказов в типографии пришлось на этикетку.
Максим Мережко: «Невозможно делать анализ, потому что нет правил игры»
Главный редактор PrintDaily Максим Мережко в жанре трагедии воспроизвёл картину хаоса, в который ухнула российская полиграфия. Уже через 2 недели после 24 февраля все крупные производители приостановили поставки в Россию, а в апреле пошли первые релизы о полном разрыве сотрудничества. Для иностранных компаний работа с РФ вошла в зону имиджевых рисков. У крупных производителей доля российского рынка всего 1–2%, поэтому репутация дороже прибыли. После первого шока все плавали впотьмах без какой-либо информации, только в апреле–мае начались робкие, обтекаемые разговоры. Но никаких прогнозов нет, потому что всё постоянно меняется.
Три проблемы, которые выделил Максим:
- Ни Индия, ни Китай не побегут нас спасать. Им не до нас. В Китае, например, только своих типографий 100 тысяч, а в России всего порядка 10 тысяч, включая мелкие цифровые.
- Действенной помощи от государства не будет: оно из своей параллельной реальности уже заявило, что производства обеспечены отечественными материалами.
- Фрахт разогнан более чем в 10 раз, непонятно, сколько вообще теперь будет стоить логистика.
Сергей Земляных: «Все договора пошли в унитаз»
Генеральный директор офсетной типографии «Вива-Стар» Сергей Земляных был очень эмоционален и мрачен. За время пандемии люди соскучились по нормальной работе, поэтому в начале 2022 года его типография наконец начала показывать рост. Ещё в марте на старых дрожжах рост был 20%, а уже в апреле все рухнуло на 50%, в мае — на столько же, потому что люди в шоке.
По бизнесу ударили не только санкции, но и действия государства. ЦБ обвалил курс рубля, поставщики в истерике устанавливали свои внутренние курсы, типографии в панике закупались бумагой втридорога, все перешли на 100-процентную предоплату. Паника привела к разрушению полиграфического рынка.
Риски производств многократно возросли. Из-за санкций каждая поломка оборудования грозит стать последней. Конечно, местные кулибины могут какое-то время чинить технику резинками от трусов, но долго на этой смекалочке не проедешь.
Многие типографии сейчас не закрываются только потому, что закрыть дороже, чем продолжать барахтаться. Выживают допотопные предприятия с архаичным оборудованием без кредитной нагрузки, живущие по принципу «клиент плачет, но берёт». Сложнее всех современным типографиям с хорошим оборудованием — им надо отдавать кредиты в то время, когда рентабельность стремительно падает, как и конечный спрос на полиграфическую продукцию. Никто в здравом уме сейчас не может поставить даже в лизинг новую печатную машину за 2 млн евро, потому что платить по счетам просто не с чего.
По мнению Сергея, ситуацию спасёт только вменяемая налоговая и кредитная политика государства, но пока мы лишь «платим НДС, как не в себя» и сидим ждём, когда умрёт другая типография, чтобы перехватить её оставшихся клиентов. Он всё же нашёл пару плюсов в ситуации для своей типографии, хотя и тут не всё так однозначно: сотрудники понимают состояние дел и больше не просят повышения зарплаты и не дёргаются в поисках новых мест. А ещё в производственных помещениях наконец-то навели идеальный порядок: теперь везде чисто и тихо, ведь работы-то нет.
Тем временем на сессии RosUpack спикеры старались не скатываться в глухую депрессию, хотя отмечали негативные последствия санкций в упаковочной индустрии.
Оптимистичный веник от «Бумпрома» |
Покупательский спрос снижается, и это отразится на производителях упаковки. Уже стало меньше тетрапака, а магазины отказываются от использования бумажных пакетов. Предрекают серьёзный дефицит этикеточной бумаги. Как отметил председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков, упаковка из бумаги и картона становится экологичней, но в то же время её становится меньше.
Михаил Сенаторов, представлявший подкомитет по развитию упаковочной и печатной индустрии ТПП России, обозначил 5 главных проблем отрасли:
- Импортозависимость России по материалам 60–100%.
- Пятый пакет санкций резко ограничил импорт из ЕС.
- Нарушенная логистика.
- Нет страхования торговых сделок, все перешли на 100-процентную предоплату.
- Дефицит оборотных средств для закупок и обеспечения потребностей предприятий.
Подкомитет пытается достучаться до небес и выбить от государства реальную поддержку производителей упаковки. Из предложений, которые уже удалось реализовать:
- ПП от 18 мая № 895 — поддержка стратегического импорта, льготная процентная ставка по кредитам на закупку и доставку сырья, материалов, оборудования (30% от ключевой ставки + 3 процентных пункта);
- с 28 марта обнулены ввозные пошлины;
- создан ситуационный центр при Минтрансе России для решения логистических проблем;
- субсидирование ОАО «РЖД» должно решить дефицит товарных мест.
Тезисы второго дня
Дмитрий Старцев: «Мы сами создаём информационный хаос»
Главный редактор Publish Дмитрий Старцев, модерирующий сессию второго дня выставки «Работа в кризисных условиях: взгляд из индустрии», подвёл краткие итоги первого дня Printech/RosUpack и призвал всех участников не плодить лишние сущности без необходимости. Будущее туманно, каждый выбирает свою версию событий и двигается, исходя из этого. Информационный хаос только усугубляет ситуацию.В любом случае, полиграфия останется, просто сейчас все процессы идут на ускоренной перемотке. Надо стараться двигаться вперёд кто как умеет.
Арсений Девдариани:«Нужно быть всегда готовыми к бою, как японские самураи»
Арсений Девдариани, руководитель проекта Printing.ru, сразу задал тон, не допускающий упаднических настроений. Ещё в доковидную эру их компания сделала ставку на автоматизацию бизнеса, организацию эффективных продаж и стабильного управления. Эта ставка сыграла во время пандемии: переход на удалёнку у них занял пару часов на перенастройку АТС. Пока все рвали на себе волосы, их компания уже работала как ни в чем не бывало. По словам Арсения, клиентам и партнёрам больше всего нужна стабильность, именно её и обеспечивает целая комбинация автоматизированных систем управления и партнёрская сеть проекта Printing.ru. «Нам не страшно, — говорит Девдариани, — если что-то встанет или закончится, то заказ всегда можно передать партнёрам». Проект Printing.ru из обычной типографии становится маркетинговой структурой, этакой Яндекс-лавкой от полиграфии. По мнению спикера, именно за этим направлением будущее тех, кто хочет делать деньги в нашей отрасли.
Евгений Тимощенко: «Обсуждая проблемы, мы остаёмся в парадигме проблем, обсуждая возможности, мы развиваемся»
Харизматичный Евгений Тимощенко из типографии «Вишнёвый пирог» сразу поставил главную точку над Ё: «Мы все умрём, и это факт», — с этим трудно поспорить. На этом мрачные предсказания закончились, и начался коллективный сеанс психотерапии с элементами финансового отчёта и даже с угощением самодельными снеками. По предложению Евгения, зрители подбирали синонимы к слову «кризис», и от первых непечатных ассоциаций смогли-таки вырулить к семантическому ряду «перемены — метаморфозы — возможности». Дальше дело пошло веселей, потому что с этим уже можно работать, ведь только концентрируясь на возможностях, можно развиваться. В «Вишнёвом пироге», например, особое внимание уделяют поиску новых идей и их воплощению в жизнь — для этого есть отдел развития. По мнению Евгения, главное в бизнесе — предпринимательское мышление, умение видеть потенциал, неудовлетворённый спрос, постоянно генерировать идеи. И если такого человека нет в команде, развития не будет, а всё, что не растёт, становится удобрением.
Все вместе ищем пристойный синоним к слову «кризис» |
В итоге секрет успеха своей типографии Евгений видит в комбинации нескольких составляющих:
- автоматизации бизнес-процессов;
- создании качественного продукта для людей;
- диверсификации;
- предпринимательском мышлении;
- правильной команде.
После утешительного сеанса психотерапии от «Вишнёвого пирога» на арену вышли прагматики — поставщики оборудования и расходников для полиграфии. Эта часть сессии была посвящена насущным проблемам и их решениям.
Сергей Щёголев из Konica Minolta показывал необыкновенную красоту, которую можно делать на их оборудовании. Все машины и расходники пока есть в наличии.
Ольга Гаврилова: «Надо барахтаться»
Ольга Гаврилова из «Макцентра» представила прекрасно систематизированный доклад о том, с какими производителями им пришлось расстаться и кого они нашли на замену. Здесь всё было чётко и по пунктам. Главный месседж Ольги Гавриловой — действовать надо быстро, и тогда проблемы будут решены.
Вадим Хольнов, генеральный директор компании «ДЖЕСТ», поставляющей восстановленное цифровое печатное оборудование, предрёк на рынке «вал китайщины» низкого качества и призвал покупателей быть осторожными. Самые большие проблемы маячат с электронными платами: если всё остальное можно достать относительно быстро, то поломка платы может привести к фатальным последствиям. Вадим видит ситуацию на рынке как возвращение в 90-е годы: гарантийных обязательств уже никто не даст, потому что теперь их никто не сможет выполнить. Вывод же у спикера был суров: «У кого нет сил, бросайте, продавайте бизнес, и с клетчатыми сумками — в Китай».
Про выводы
Общение с коллегами дало огромный заряд энергии и надежды, что мы все справимся. Среди нас слишком много энтузиастов, горящих своим делом, поэтому есть шанс, что полиграфия не умрёт под бременем санкций. Как говорится: «Где наша не пропадала! — Да где она только уже не пропадала!»
Два дня на выставке были похожи на настоящий сеанс психотерапии, и, как подметил кто-то из коллег, мы ещё не до конца упали, но, когда упадём, начнётся рост. Главное, не останавливаться и продолжать креативить. А уж в этом деле полиграфисты сильны, как никто другой. А судя по размаху новогодних упаковщиков, следующий год наступит обязательно, иначе куда они денут столько отпечатанных коробок?!
Об авторе: Елена Никонорова, конструктор-разработчик упаковки типографии «РоСК», Санкт-Петербург