В начале 2022 года специалисты Konica Minolta ввели в эксплуатацию в липецкой типографии «Оптифлекс» комплекс цифрового облагораживания рулонных материалов MGI JETvarnish 3D Web. А в июне президент Konica Minolta Business Solutions Russia Александр Суворов посетил производство и встретился с руководством предприятия. Представляем вам его совместное интервью с исполнительным директором группы компаний «Оптифлекс» Владиславом Ковалёвым.
Александр Суворов, Konica Minolta (справа), видит в типографии «Оптифлекс» отличный пример того, как региональное производство работает с заказчиками по всей стране. Владислав Ковалёв, «Оптифлекс», уверен, что благодаря развитым логистическим сетям географических преград для их этикетки практически не существует |
Что сейчас является приоритетной задачей для российского офиса Konica Minolta?
Александр Суворов: Konica Minolta на российском рынке развивает разные направления, в числе которых — полиграфия, офисная печать, печать по текстилю и медицинское оборудование. Сейчас приходится говорить не о долгосрочных, а о текущих задачах: мы в первую очередь отвечаем за поддержание бизнеса наших клиентов в России. У нас очень большая клиентская база, и клиенты нам доверяют именно как производителю, предоставляющему отличный уровень сервиса на поставляемое оборудование и решения. Поэтому мы все силы, можно сказать, бросили на это направление. Естественно, есть определённые изменения бизнес-процессов, поэтому наша поддержка максимально нужна нашим клиентам — сейчас мы сфокусированы на этом.
Какие тренды в цифровой печати и отделке можно отметить на данном этапе развития рынка?
А.С.: Сама по себе цифровизация — это глобальный тренд, Konica Minolta активно вовлечена в этот процесс. Цифровые технологии имеют огромный потенциал роста в ближней и дальней перспективах. И даже кризисные ситуации этот тренд не меняют. Например, идёт индивидуализация продукции: люди стремятся делать что-то уникальное, персонализированное, ограниченное с точки зрения и тиража, и применения. Цифровые технологии максимально соответствуют этому положению вещей и нашим интересам. Повышение качества печати, индивидуализация, короткие тиражи, производство капсульных коллекций одежды — это всё то, что Konica Minolta может предложить рынку своими решениями.
Владислав Ковалёв: Уже лет пять мы видим основной тренд на сокращение тиражей и на увеличение видов продукции у каждого из наших клиентов. А, например, такой проект, как «Честный знак», требует персонализации всей продукции: индивидуальная маркировка даёт возможность отслеживать весь путь продукта — от создания до прилавка. К тому же у каждого производителя есть свои задачи по защите продукции от подделки: нумерация изделий в партии, кодирование дополнительной информации при помощи QR-кодов и т. п. Кроме того, многие производители хотят оптимизировать свои затраты, переходя к коротким тиражам, одновременно обновляя линейку своей продукции, тестируя спрос. И без цифровых процессов решение таких задач просто невообразимо, аналоговые подходы требуют в этом случае очень больших временных и производственных затрат.
А.С.: Короткие тиражи могут означать и производство буквально одного экземпляра. И «цифра» — экономичный и гибкий инструмент для реализации подобных задач. Гибкость — в непрерывной работе, в том, что не нужно останавливать печатную машину при смене тиража, тратить время на перенастройку и нести другие дополнительные затраты. Экономичность — в производстве нужного количества продукции для конкретного заказчика. При этом цифровая отделка продукции — особый вид «цифры» со своими преимуществами: сочетание разных видов отделки в одном оборудовании, работа на разных материалах, любые тиражи продукции, персонализация, универсальность, простота допечатной подготовки и многое другое.
Сегодня в парке типографии представлены современные флексопечатные машины линейного построения и перемоточно-инспекционные системы |
Насколько значимой является инсталляция MGI JETvarnish 3D Web?
А.С.: Konica Minolta — стратегический партнёр компании MGI, производителя передовых цифровых систем печати и облагораживания печатной продукции. Установка машины 3D Web для отделки в сегменте узкорулонной печати — знаковое событие, а также настоящее квалификационное испытание для нашей команды. Опыт работы с листовыми системами отделки MGI позволил нам уверенно провести установку и запуск рулонной системы. Для российского рынка запуск оборудования такого тяжёлого класса — значимое событие, ведь такие машины на производствах можно по пальцам пересчитать. Запрос на оборудование такого ранга говорит о зрелости клиентов и об уровне развития рынка.
В.К.: Для нас это был серьёзно обдуманный шаг, который на начало текущего года открывал нам множество возможностей развития. Наше производство всегда развивалось эволюционно: от флексомашин вертикального построения — к линейным машинам; от специализации на флексопечати — к постепенному развитию направления цифровой печати. Мы начали задумываться о возможностях отделки готовой продукции, её облагораживании ещё пять лет назад. Рассматривали варианты и аналоговых технологий, но они, если не начали «угасать», то как минимум достигли пика развития и остановились. Цифровые же — находятся в стадии роста, у них ещё всё впереди. Учитывая это, а также тренд на снижение длины тиражей, естественным выбором стало приобретение именно цифрового оборудования.
Есть ли примеры успешного внедрения цифровой отделки в российских типографиях?
А.С.: На сегодня выбор в пользу оборудования MGI уже сделали многие наши клиенты. Самый известный, наверное, — FineArtPrint, специализирующийся на производстве картонной упаковки (https://publish.ru/articles/202110_20014360). Мы с этой типографией вместе прошли весь путь осмысления и развития цифровой отделки. За девять месяцев типография вышла на полную загрузку своей машины B2 формата MGI 3D Evo, когда отделка продукции практически не останавливается. Сегодня они, определённо, лидеры в этом сегменте. Раньше конкурировали в одной плоскости, предлагая схожие продукты по близкой цене, а с появлением уникальной цифровой технологии отделки продукции сформировался отдельный поток заказов от постоянных и новых клиентов, оценивших прелести новой технологии.
Насколько привлекательна цифровая технология для заказчиков?
А.С.: Мы замечаем, что во многих типографиях нет полного понимания перспектив цифрового облагораживания: они пытаются примерить её на свои текущие заказы, на своих постоянных клиентов. Но эта технология приводит к ним совсем других, новых заказчиков, о которых они и подумать не могли, а постоянные клиенты придумывают совершенно новые виды продукции, которые не просматривались в начале. Так, типографии с новым отделочным оборудованием расширяют свою нишу на рынке, начинают отличаться от других, а масштабы спроса на такой вид отделки обгоняют прогнозы. Хороший пример здесь — типография OneBook, в которой была установлена первая в России и самая доступная из систем цифрового лакирования MGI — JETvarnish 3D One. Это один из наших топовых клиентов с точки зрения цифровых печатных машин, но сначала они не чувствовали потребности в цифровой отделке. Мы поставили им машину MGI на тестирование сроком на полгода, а уже через два месяца, почувствовав спрос со стороны клиентов на лакировку обложек книг, они были готовы её купить.
На производстве работают и рулонные ЦПМ, в том числе — Konica Minolta AccurioLabel 230 |
В «Оптифлексе», по сути, используется гибридная технология: печать идёт на флексографских машинах, а отделка выполняется на цифровой MGI. Это хорошо совмещается?
В.К.: Мы печатаем не только на «флексе», у нас большой парк и цифровых печатных машин. Но часть продукции действительно выпускается по гибридной схеме: напечатав этикетку на аналоговом оборудовании, потом можно сделать облагораживание её на цифровом. Правда, нужны некоторые технические доработки: дополнительные метки, необходимо использовать материал несколько другого формата, чуть более широкий. Но если учесть все эти нюансы, то никаких проблем с дальнейшей отделкой не возникает. Важно отметить, что машина MGI способна одинаково качественно облагораживать продукцию и флексо-, и цифровой печати. В обоих случаях машина способна применить весь арсенал возможностей, а особенно впечатляют клиентов тактильные ощущения этикеток с 3D-лакированием и фольгированием.
А.С.: Добавлю со своей стороны, какие типографии могут выиграть от внедрения технологий цифровой отделки: в первую очередь те, которые готовы разобраться в тонкостях технологии и творчески подходить к дизайну продукции, используя все преимущества машины и особенности материалов. А Konica Minolta помогает научиться работе с машиной и выстроить технологический процесс.
Но интересно ли это типографиям? Может, они даже не хотят вникать во все эти сложности…
А.С.: Сейчас очень сильно растёт количество запросов на 3D-отделку, и такое впечатление, что это только начало. Те, кто не знаком с цифровой выборочной лакировкой, думают, что она не даёт ничего принципиально нового, но технология MGI позволяет намного больше, чем традиционные способы отделки: переменная высота слоя лака, высокий глянец, яркость фольги, сочетание мелких элементов и плашек и комбинация лака и фольги разных цветов. Маркетинговые агентства, дизайнеры всё больше узнают об этих возможностях технологии и о её применении для выпуска премиальной продукции. Особенно привлекательным для заказчиков такой печатной продукции является то, что премиальная отделка помогает продвижению продукции и повышает её продажи.
Будут ли поставляться новые модели Konica Minolta и MGI в Россию?
А.С.: Сразу отвечаю — да, потому что, как мы видим сейчас, международные компании на российском рынке уже определились: кто может работать дальше, а кто нет. Вслед за словами должна идти кропотливая работа: как это наладить и в какие сроки. Вот этим сейчас мы и занимаемся, причём задействованы различные центры принятия решения. С точки зрения различных регламентов мы ищем правильные подходы и выстраиваем процессы, которые позволяют продолжить бизнес в тех условиях, в которых мы оказались. Это звучит не очень конкретно, но самое главное — да, мы видим желание и стремление компании поддерживать российский рынок и присутствовать на нём.
А можно ли говорить о каких-то новых регионах или рынках?
А.С.: Сам российский рынок мне видится очень перспективным — цифровизация явно всё не охватила. По моему личному мнению, есть хороший потенциал роста у компаний, которые находятся не в столичных городах, у них есть условия для выстраивания бизнеса с точки зрения поставок и в федеральные центры, и по всей стране. Вот на примере «Оптифлекса» видно, что география их поставок весьма обширна — выходит далеко за пределы Липецкой области.
В.К.: Да, заказы из регионов — для нас значимая часть, учитывая, что логистика развита сейчас и по России, и в ближайшие страны. Несмотря на текущее положение дел, логистические маршруты выстраиваются и стабилизируются. Поэтому не принципиально, где находится компания-производитель, по крайней мере, касательно этикетки. Ведь этикетка — такой продукт, который занимает относительно небольшой объём, немного весит, и если нужна доставка, то это не требует особых затрат. И для типографии главное — грамотно проводить маркетинговую политику, построить устойчивую финансовую стратегию развития, и можно работать в любом месте, в любой точке страны — всё решают логистика поставок материалов и логистика готовой продукции до заказчика. Мы этикетку оправляем и в Петропавловск-Камчатский.
Карта поставок продукции впечатляет, а на неё ещё не попали точки в Беларуси и Казахстане. В коридорах типографии стоят огромные стеллажи, на которых в тубусах хранятся ножи для высечки |
Как вы туда её доставляете?
В.К.: У нас есть договоры практически со всеми транспортными компаниями. А если это маленький заказ, условно — 1–5 роликов, то можно отправлять через службы доставки корреспонденции: они такую коробку с удовольствием довезут практически в любую точку России, да и мира, пожалуй. Любое производство основывается на людях, на оборудовании, на помещениях, в которых это оборудование работает. Расположение компании в регионе означает меньшие затраты на всё перечисленное. Плюс ещё и в том, что в столицах достаточно много административных барьеров, а здесь у нас с этим попроще, поэтому работать комфортнее.
В общем, переезжать в Москву не думаете?
В.К. (смеётся): Нет, если только филиал маленький откроем неподалёку с офисом Konica Minolta — у них удачное месторасположение, очень хорошие пути подъезда, рядом много свободных помещений, так что, может быть, где-нибудь в здании напротив.
А.С.: Мы наше сотрудничество поддерживаем по всем направлениям, тем более что облагороженная по технологии MGI этикетка становится известной и пользуется спросом по всей России. Нужно просто не останавливаться, продолжать двигаться вперёд, чтобы распространить её ещё шире, вплоть до ближнего зарубежья.