Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!
Да, налицо многосторонний 3D-кризис, включающий в себя последствия ковида, эффект от санкций и продолжение сжатия полиграфии. Но куда бежать, что делать бедному полиграфисту (который только недавно был довольно состоятельным полиграфистом)?
Для начала хорошо бы понять, как меняется страна, в которой мы живём. Мы знаем, что газеты и журналы, широкоформатные рекламные носители да и визитки, в целом, уже заменены онлайновыми, электронными способами представления информации. Мы знаем, что ковид и санкции привели к драматическим сокращениям рекламных бюджетов. Одновременно с этим мы знаем про импортозамещение и развитие отечественного производства. Не нужно быть глубоким аналитиком, чтобы увидеть, что те части полиграфии, которые связаны с рекламной печатью, журналами и газетами, находятся в наиболее глубокой рецессии, по сравнению с производителями этикетки и упаковки. Промышленная же печать, которая является частью процесса производства, только растёт.
С дальнейшим распадом глобализированного мира, в России, мне очевидно, будет больше отечественных товаров. Будет больше коробок и пакетов для их упаковки. Потребуется больше этикетки и больше инструкций к ним. Будет больше строительных и декоративных отделочных материалов с печатью. Мы будем печатать микроэлектронику и аддитивно производить детали станков и готовых изделий. Список можно продолжить самостоятельно.
Для типографии среднего размера вписаться в производственную цепочку какого-то серьёзного производителя продуктов питания, электроники (да, будет отечественная электроника), игрушек, мебели, отделочных панелей — это решить свою проблему с загрузкой оборудования. Усилия должны быть приложены к тому, чтобы существующие инвестиции в виде парка оборудования креативно использовать в интересах растущего российского производства. Например, при посещении одной из журнально-рекламных типографий я заметил, как там наносились трафаретом линии размеров на войлочные стельки. Это очень конкретный пример того, как типография вписывается в современную производственную реальность.
Отдельно хочется сказать про цифровую печать. Всем полиграфистам, которые приобретали серьёзное цифровое печатное оборудование, я говорил одно — вы берете партнёра в свой бизнес в лице его вендора. И он устанавливает правила и будет решать, на каких условиях вам работать и работать ли вообще. Конечно, я не мог представить себе, что многие производители цифрового печатного оборудования соберутся и дружно оставят российский рынок. Но это произошло!
На фоне разговоров про параллельный импорт и новые каналы поставки, возможно, стоит вспомнить про то, что пылится по углам в большинстве типографий — на неиспользуемые офсетные печатные машины. Возможно, пришло время их привести в порядок и включить в производственный процесс либо продать тем, у кого офсета ещё нет. Было время, когда печаталось намного больше полиграфической продукции, а никакой цифровой печати ещё не было. Как писал Владимир Маяковский: «В курганах книг, похоронивших стих, железки строк случайно обнаруживая, вы с уважением ощупывайте их, как старое, но грозное оружие». Он писал про свои стихи, но это вполне относится и к старым добрым офсетным печатным машинам. В России есть на чём печатать и без тонеров, завезённых задорого через Турцию и Казахстан.
Активная торговля с Азией — это неизбежная дорога для России. В Китае есть основная часть того, что требуется для российской полиграфии — огромная промышленность по расходным материалам, разнообразное производство станков для струйной, офсетной, флексо и трафаретной печати, широкий спектр компьютеризированного финишного оборудования. Да, там нет собственных тонерных машин и аналогов HP Indigo, но про опасность этого пути я писал выше. Несмотря на ковидные ограничения, надо идти по этой дороге, развивая связи с Китаем и другими странами Азии. Многие делают это уже давно, к своей выгоде.
|
Если обобщить, то стратегически полиграфия должна, на мой взгляд, целенаправленно двигаться в сторону российской промышленности, всех её отраслей, где возможно сотрудничество. Во-вторых, целесообразно подумать об использовании в этих целях всего существующего оборудования, в том числе временно отставленного в сторону. И, в-третьих, имеет смысл оснащать своё производство при помощи дружественных стран, в первую очередь Китая. Теперь вы знаете, что делать.
Об авторе: Михаил Нестеренко, генеральный директор «ИНТЕРМИКРО», поставщик оборудования с 1995 года, блогер.
Статьи в рубрике «Мнение» публикуются в авторской редакции. Точка зрения Publish может не совпадать с мнением авторов.