Ещё лет 15 назад я публиковал материалы об автоматизированном печатном и послепечатном оборудовании, модернизации различных типографий. Позже загорелся идеей внедрения автоматизированных систем управления и web-to-print-решений в полиграфии, сам участвовал в разработке и внедрении системы «Принт-Эксперт» в типографиях МГУ, НИУ ВШЭ, «Вишнёвый пирог» и других предприятиях отрасли, так что могу со знанием дела прокомментировать результаты опроса. Несмотря на небольшое количество участников, этот опрос получился релевантным. Кажется, что он достаточно точно оценивает существующее отношение полиграфистов к автоматизации.
Большинство участников высказалось за приобретение печатного цифрового оборудования, что абсолютно ожидаемо и, на мой взгляд, является просто синонимом обновления производства для цифровиков и диверсификацией для офсетчиков. Сюда же можно отнести и тех, кто проголосовал за автоматизированное послепечатное оборудование. Просто оно предлагается в меньшем ассортименте, поэтому и процент проголосовавших ниже. Понятно, что любое современное оборудование высоко автоматизировано. Думаю, что многие отдавшие свои голоса за эти пункты сомневается, что с помощью программных средств реально получить существенную выгоду. Одно дело — «железо в руках», и совсем другое — виртуальный цифровой код за сопоставимую стоимость.
Если же смотреть голоса по существу, то лидирует ПО для координации работы производственного отдела. Конечно, каждый понимает этот термин по-своему, но в любом случае речь идёт об автоматизированной системе управления типографией, включающей в свой состав весь процесс, начиная с отдела приёма заказов и заканчивая выдачей готовой продукции и составления различных отчётов. По своему опыту могу сказать, что автоматизация приёма заказов и допечатной стадии занимает более половины всех трудозатрат при внедрении. Так как от него зависит расчёт адекватной себестоимости и цены заказов, выстраивание техпроцесса, определение потребности в расходных материалах, планирование и составление графиков рабочих смен. Производственный модуль — для того, чтобы каждый сотрудник на своём рабочем месте получал актуальные задания для выполнения, а каждая стопа полуфабрикатов — маршрут следования по производственному участку, при функционирующем модуле приёма заказов, внедрить уже проще. Такое ПО стоит очень дорого (и ещё дороже для самостоятельной разработки), требует много времени и сил от каждого работника и особенно от руководителей предприятия для внедрения. Но полностью окупается при успешном запуске. Такая автоматизированная система управления становится в дальнейшем мозгом типографии, её собственным ноу-хау, помогающим развиваться и двигаться предприятию дальше. Например, мы за девять месяцев внедрили такую систему в типографии ВШЭ и за прошедшие с тех пор 5 лет увеличили производительность и выручку предприятия в три раза, открыли новые отделы (филиалы) и направления деятельности без заметных затрат на оборудование и роста числа сотрудников.
Следующим моментом для автоматизации участники выбрали ПО для работы web-to-print-сайтов, и это также легко объяснимо. Думаю, люди в основном имели в виду покупку готовых решений с конструкторами макетов, удобным интерфейсом на сайте для оформления заказа и доставки продукции. Плюс таких решений — относительная дешевизна и скорость внедрения, минус — неполная контролируемость и необходимость платить роялти с заказов вендору софта. Наша типография имеет такой софт в виде модуля к системе «Принт-Эксперт» (что потребовало чуть больших инвестиций на старте, но дало большую независимость). И по результатам пяти лет эксплуатации можем констатировать, что через сайт у нас в основном заказывают персонализированную сувенирную продукцию или самые простые печатные изделия, что хотя и составляет не более 5% от оборота типографии, но зато существенно разгружает рабочее время менеджеров. Вряд ли в век интернет-магазинов и маркетплейсов доля заказов с сайта будет выше, но и 5% заказов с нового рынка — достаточный мотив для инвестиций.
И совсем мало голосов набрали пункты об автоматизации контроля качества и ПО для автоматизации вёрстки, цветокоррекции и дизайна. Причина понятна: такие инвестиции будут окупаться дольше всего, и их экономическая выгода менее явная, чем у ранее рассмотренных случаев. К сожалению, не всегда заказчик готов платить более высокую цену за высокое качество печатной продукции. Хотя, разумеется, он будет требовать компенсацию или перепечатку при явном браке.
Конечно, сейчас главные темы для обсуждений — это санкции, подорожание материалов и оборудования, но это всё проходящее. А вот автоматизация — это генеральный тренд развития отрасли, и со временем общий уровень автоматизации российских типографий во всех перечисленных в опросе пунктах будет только расти. И чем раньше полиграфисты это поймут, тем лучше для их предприятий.
Об авторе: Марсель Шарифуллин, директор типографии НИУ «Высшая школа экономики»