Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!
Кажется, что если нельзя привезти что-то из Европы, надо везти из Китая или всё равно из Европы, но окольными путями — это первый и очевидный ответ на критическую ситуацию. Чем сейчас с упоением занимаются и большие, и маленькие компании, и даже частные лица — пару туб с тонером легко можно запихнуть в дорожный чемодан. Правда, в азарте оперативной суеты нередко наступает затишье в стратегическом планировании.
При внимательном изучении ситуации рынка оказывается, что многое или уже производится в России, или может производиться — возможности для этого есть. И мы все, затаив дыхание, можем надеяться, что не всё ещё потеряно для нашей, и не только нашей, отрасли. Но есть, как и всегда, одно «но»… Почти всё требуемое (как оборудование, так и расходные материалы) может при закрытии поставок с Запада быть найдено на Востоке.
Казалось бы, вот оно — прекрасное решение проблемы: нужно лишь перестроить логистику и, подождав от полугода до года, пока новые цепочки не заработают, продолжить жить по-старому. Однако нынешний кризис показал, как опасна зависимость (и технологическая, и ресурсная) от одного поставщика. Многие типографии, которые делали ставку на оборудование одного вендора, отлично это прочувствовали. Все планы, а самое главное, инвестиции могут в мгновение ока превратиться в не очень тёплые воспоминания.
Когда рациональные доводы в глобальной экономике перестают действовать, приходится опираться на собственные силы — то, что мы можем контролировать. Неужели это самый благоразумный выбор для нас? Скорее да, чем нет. Но в модели «для себя производим всё у себя» есть существенный недостаток. Это движение в сторону автаркии, и это не очень хорошо. Ведь здесь нас поджидают всем хорошо известные проблемы: снижение качества и эффективности производства, отсутствие новых разработок — а зачем что-то новое, если и старое ещё работает? Реально произвести много всего хорошего, но развитие возможно только в условиях конкуренции, которой в автаркии не бывает. И, как итог, за этим следует упрощение производственных процессов и деградация отрасли.
Дмитрий Старцев |
Есть ли средство от этого? Да, разумеется: выход на зарубежные рынки отечественных производителей оборудования и материалов — от станков до бумаги и красок с химией. Такая экспансия вроде бы напрямую не касается российской полиграфической отрасли. Но это не так. Работа на международных рынках (пускай и развивающихся стран) приведёт к конкуренции с другими иностранными поставщиками. Да, это непростой путь, но он единственный может привести российских производителей к логике их роста и развития: им просто необходимо будет внедрять новые технологии и использовать новые подходы в своей работе, чтобы быть конкурентоспособными. В итоге и внутри страны будет достойное оборудование и материалы по адекватной цене — выигрывают все. Hello, new world!
Мой телеграм: t.me/dmitrostartsev