101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как напечатать «тот самый» цвет?

  • Анастасия Ивченко
  • 22 сентября 2022 г.
  • 8643
Если для нас, полиграфистов со стажем работы в отрасли, очевидна проблема с цветом, то для людей, которые приходят к нам в типографии со своими прекрасными макетами, это шокирующая новость. Они же так долго утверждали цвет с дизайнером! Как это он будет не таким же на печати?

Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!

Один из самых важных, болезненных и, порой, неуловимых вопросов в полиграфии — это цветопередача, попадание в «тот самый» цвет заказчика, повторяемость того самого фирменного цвета. Ведь если в офсетной печати технологический процесс и конечный результат более-менее предсказуемы (спасибо стандартам), то в цифровой печати цвет более «гуляет», и его приходится буквально вылавливать чуть ли не на кончиках пальцев. И когда речь о коротких тиражах, нерентабельных для офсета, без «цифры» не обойтись. Я хочу поговорить про цвет именно в цифровой печати, имея в виду в основном сегмент листовых ЦПМ.

Если не предупредить клиента или дизайнера, что цвет на печати будет не таким, как он смотрится на экране, то можно услышать от клиента после получения тиража: «А цвет то не тот, у Вас что-то с печатной машиной, она не так печатает/печатник накосячил/не попали в мой цвет на мониторе» и так далее по списку…

Хотя на сайтах всех типографий, в подписях всех писем при утверждении макета всегда указывается: без цветопробы претензии к цвету не предъявляются. Но многие ли это читают?.. Поэтому важно специально проговорить этот момент с клиентом, если ему важен именно такой фирменный цвет «свежей травы», «мокрого асфальта», «утренней розы», «как у Тиффани» и т. д. И если вопрос принципиальный и клиент готов за это платить дополнительно, в офсете нам могут помочь цвета Pantone, в цифре такой роскоши мы лишены.

Поэтому в таких случаях лучше не запускать тираж без цветопробы. Точности в цветопередаче это не прибавит, но хотя бы не будет сюрпризов. Благо, в «цифре» нет проблем с печатью одного листа, и эти минимальные затраты на цветопробу вполне оправдают себя радостными глазами заказчика при получении конечного тиража.

Как напечатать «тот самый» цвет?

 

Попасть через год

Или вот ещё ситуация: клиент пришёл заказать повторный тираж с того же самого макета, с которого печатали и в прошлый раз. Но с того дня прошёл месяц или полгода, или год... Печатается тираж, отдаётся клиенту, а он в ответ присылает фото — вот то, что напечатали в прошлый раз, год назад, и что сейчас — оттенки разные, в цвет не попали. Кто виноват? Клиент же не посвящён в наши тонкости и ожидает свою продукцию точно такого же цвета.. Но с прошлого заказа столько воды утекло, сколько раз в печатной машине побывали руки печатника/мастера, сколько раз менялась погода/влажность/температура… Понятное дело, ловить прошлогодний цвет — как иголку в стогу сена.

Поэтому если заказчик пришёл через год и просит повторить тираж с полным попаданием в фирменный цвет — лучше снова сделать цветопробу заново и убедиться, что ожидания и реальность совпадают. Или не совпадают — тогда нужно делать цветопробы с вариантами цветов, выбирать «тот самый» и, соответственно, корректировать макеты. Или договориться с печатником, чтоб он «подшаманил» и «попал». Но это, скорее, исключение из правил... Но порой на что только не пойдёшь, чтоб порадовать и не потерять важного клиента, лишний раз его не мучая непонятными ему вопросами…

Та же ситуация, если клиент пришёл с образцом, напечатанным в другой типографии. В макете — CMYK тот же, а всё остальное — другое…

Ещё одна сложность в том, что у нас нет «линейки», единых стандартов, по которой можно было бы однозначно сказать, какие отклонения в цвете в пределах нормы (а они есть даже в пределах одного тиража), а где цвет действительно «какой-то другой». Всё строится на словах и личных ощущениях заказчиков, дизайнеров, менеджеров типографий. Кто о чем договорится…

Влияют на ситуацию и политические реалии. Меняются поставщики материалов, расходников, запчастей, а вслед за этим ухудшилась ситуация и с цветовоспроизведением. И порой сюрпризы вылезают даже там, где их совсем не ждёшь, где раньше не было проблем.

 

Как избежать перепечаток и разочарованных клиентов?

Первое. Предупреждать, предупреждать и ещё раз предупреждать клиента, который вряд ли изучает информацию на сайтах и читает подписи в письмах, о несовпадении цвета на мониторе и при печати. Письменно или на бланке утверждения заказа. Несмотря на то, что поначалу новая информация может его шокировать, впоследствии заказчик обязательно оценит такую заботу.

Второе. Всё-таки в случаях, когда цвет важен «именно такой» (это бывает не на каждом заказе), цветопроба — наше всё. И чем меньше времени от цветопробы до заказа — тем меньше, в конечном счёте, расхождений в оттенке при печати. Какой «срок годности» у цветопробы? Наверно, у каждой типографии свой, наработанный опытом.

Третье. Цветопробу делаем всегда на том материале, на котором будет печататься тираж. Ведь на бумагах с разным оттенком белого (как бы странно это ни звучало) один и тот же цвет будет восприниматься человеческим глазом как разные оттенки.

Четвёртое. Ламинация. Если «тот самый цвет» ещё и будет под ламинацией, и за отклонение от фирменного цвета заказчику оторвёт голову его руководство, то цветопробу точно стоит делать с той самой ламинацией, с которой будет делаться тираж. Ведь каждая ламинация — глянцевая, матовая или с эффектом «софттач» или любая другая — меняет оттенок в свою сторону.

Пятое. Цветопробу всегда делаем в двух экземплярах. Один — заказчику, другой — оставляем в типографии. Чтоб потом не возить тот самый важный листик туда-сюда, не искать его в закромах заказчика, и чтоб печатник в момент приладки не схватился за голову: «А где тот самый лист с цветом, в который попадать? Как это — у заказчика?»

Ловля цвета

И вроде проблема воспроизведения «того самого цвета» стара как мир, и вроде бы все уже отработали на своём опыте и множестве тиражей, отправленных в макулатуру, инструкции по предотвращению «сюрпризов» и недовольства клиентов. И тем не менее, эти же проблемы нет-нет да всплывают. Наверно, потому что не везде и не так чётко всё отлажено или потому что, человеческий фактор всегда играет роль в финальном результате.

Но несмотря ни на что, несмотря на все кризисы и тяжёлые прогнозы, уже с конца августа чувствуется начало бурного предновогоднего полиграфического марафона. По крайней мере, этот новогодний сезон снова обещает быть загруженным. А значит, мы ещё не раз вернёмся к вопросу обсуждения цвета с заказчиками, и снова будем объяснять важность цветопробы — цвета на отпечатанном листе, а не цвета на мониторе. Будем «ловить» этот капризный цвет, будем «попадать» в него, будем радовать клиентов ожидаемым результатом, а иногда — превосходить его. Иногда будем «не попадать», такова жизнь. Но всё-таки благодарностей и радостных глаз клиентов гораздо больше, чем расстроенных и негативных. Поэтому и не перестаём делать и совершенствовать то, что так любим!

Комментарий технолога

Поднимается сложный вопрос повторения предыдущего тиража, при этом методика не выработана — да, это очень сложно. Я сам выступаю и заказчиком, и исполнителем, и цветопробщиком, и настройщиком офсета, и конечно вижу всё те сложности, которые присущи нашему делу. Но менеджерские решения, описываемые автором, хорошие. То, что я, как технолог, всегда забываю напомнить, она не забывает: с клиентами надо «на берегу» всё-таки договариваться, и в этом есть своя правда — не можешь откалиброваться, то хотя бы договорись и проч.

Под цветопробой автор имеет в виду пробный оттиск на том же цифровом оборудовании, на котором будет идти печать заказа. Традиционно цветопробой называют несколько иное — некий абсолютно стандартный оттиск, а не то, что в данный момент получилось в конкретной типографии на конкретной печатной машине. Это несколько разные вещи — стандартная цветопроба и пробный оттиск.

Офсет стандартизован, «цифра» — нет, поэтому в «цифре» и нет стандартной цветопробы, а есть пробный оттиск на печатном оборудовании, что получается — то и проба. А для стандартной цветопробы и её точности есть ISO 12647-7, ни один оттиск с ЦПМ или с офсетной машины верификацию по этому стандарту для цветопробы не пройдёт. Но пробные оттиски на «цифре» можно делать легко — несколько вариантов сделать — чай, не офсет — это не дорого. Программы управления ЦПМ предоставляют оператору простой и интуитивно понятный интерфейс работы кривыми, как в Photoshop, и результат получаешь моментально. Эти кривые позволяют легко и непринужденно за пару-тройку итераций подогнать цифровой оттиск практически к любому образцу в том же цветовом охвате. То есть, на ЦПМ жаловаться, как на традиционный офсет, на сложность попадания в оттиск недельной или годичной давности не стоит. Даже в офсете такие проблемы решают — сложно, через пластины, а уж решить их в «цифре» с помощью DLP или кривых — совсем просто. — М.С.

 

Об авторе: Анастасия Ивченко, владелица типографии «Кредо Принт», автор курса по допечатной подготовке макетов «Грамотный дизайнер»

Статья публикуется в авторской редакции. Точка зрения Publish может не совпадать с мнением автора.

 

 

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30