101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как напечатать «тот самый» цвет?

  • Анастасия Ивченко
  • 22 сентября 2022 г.
  • 8327
Если для нас, полиграфистов со стажем работы в отрасли, очевидна проблема с цветом, то для людей, которые приходят к нам в типографии со своими прекрасными макетами, это шокирующая новость. Они же так долго утверждали цвет с дизайнером! Как это он будет не таким же на печати?

Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!

Один из самых важных, болезненных и, порой, неуловимых вопросов в полиграфии — это цветопередача, попадание в «тот самый» цвет заказчика, повторяемость того самого фирменного цвета. Ведь если в офсетной печати технологический процесс и конечный результат более-менее предсказуемы (спасибо стандартам), то в цифровой печати цвет более «гуляет», и его приходится буквально вылавливать чуть ли не на кончиках пальцев. И когда речь о коротких тиражах, нерентабельных для офсета, без «цифры» не обойтись. Я хочу поговорить про цвет именно в цифровой печати, имея в виду в основном сегмент листовых ЦПМ.

Если не предупредить клиента или дизайнера, что цвет на печати будет не таким, как он смотрится на экране, то можно услышать от клиента после получения тиража: «А цвет то не тот, у Вас что-то с печатной машиной, она не так печатает/печатник накосячил/не попали в мой цвет на мониторе» и так далее по списку…

Хотя на сайтах всех типографий, в подписях всех писем при утверждении макета всегда указывается: без цветопробы претензии к цвету не предъявляются. Но многие ли это читают?.. Поэтому важно специально проговорить этот момент с клиентом, если ему важен именно такой фирменный цвет «свежей травы», «мокрого асфальта», «утренней розы», «как у Тиффани» и т. д. И если вопрос принципиальный и клиент готов за это платить дополнительно, в офсете нам могут помочь цвета Pantone, в цифре такой роскоши мы лишены.

Поэтому в таких случаях лучше не запускать тираж без цветопробы. Точности в цветопередаче это не прибавит, но хотя бы не будет сюрпризов. Благо, в «цифре» нет проблем с печатью одного листа, и эти минимальные затраты на цветопробу вполне оправдают себя радостными глазами заказчика при получении конечного тиража.

Как напечатать «тот самый» цвет?

 

Попасть через год

Или вот ещё ситуация: клиент пришёл заказать повторный тираж с того же самого макета, с которого печатали и в прошлый раз. Но с того дня прошёл месяц или полгода, или год... Печатается тираж, отдаётся клиенту, а он в ответ присылает фото — вот то, что напечатали в прошлый раз, год назад, и что сейчас — оттенки разные, в цвет не попали. Кто виноват? Клиент же не посвящён в наши тонкости и ожидает свою продукцию точно такого же цвета.. Но с прошлого заказа столько воды утекло, сколько раз в печатной машине побывали руки печатника/мастера, сколько раз менялась погода/влажность/температура… Понятное дело, ловить прошлогодний цвет — как иголку в стогу сена.

Поэтому если заказчик пришёл через год и просит повторить тираж с полным попаданием в фирменный цвет — лучше снова сделать цветопробу заново и убедиться, что ожидания и реальность совпадают. Или не совпадают — тогда нужно делать цветопробы с вариантами цветов, выбирать «тот самый» и, соответственно, корректировать макеты. Или договориться с печатником, чтоб он «подшаманил» и «попал». Но это, скорее, исключение из правил... Но порой на что только не пойдёшь, чтоб порадовать и не потерять важного клиента, лишний раз его не мучая непонятными ему вопросами…

Та же ситуация, если клиент пришёл с образцом, напечатанным в другой типографии. В макете — CMYK тот же, а всё остальное — другое…

Ещё одна сложность в том, что у нас нет «линейки», единых стандартов, по которой можно было бы однозначно сказать, какие отклонения в цвете в пределах нормы (а они есть даже в пределах одного тиража), а где цвет действительно «какой-то другой». Всё строится на словах и личных ощущениях заказчиков, дизайнеров, менеджеров типографий. Кто о чем договорится…

Влияют на ситуацию и политические реалии. Меняются поставщики материалов, расходников, запчастей, а вслед за этим ухудшилась ситуация и с цветовоспроизведением. И порой сюрпризы вылезают даже там, где их совсем не ждёшь, где раньше не было проблем.

 

Как избежать перепечаток и разочарованных клиентов?

Первое. Предупреждать, предупреждать и ещё раз предупреждать клиента, который вряд ли изучает информацию на сайтах и читает подписи в письмах, о несовпадении цвета на мониторе и при печати. Письменно или на бланке утверждения заказа. Несмотря на то, что поначалу новая информация может его шокировать, впоследствии заказчик обязательно оценит такую заботу.

Второе. Всё-таки в случаях, когда цвет важен «именно такой» (это бывает не на каждом заказе), цветопроба — наше всё. И чем меньше времени от цветопробы до заказа — тем меньше, в конечном счёте, расхождений в оттенке при печати. Какой «срок годности» у цветопробы? Наверно, у каждой типографии свой, наработанный опытом.

Третье. Цветопробу делаем всегда на том материале, на котором будет печататься тираж. Ведь на бумагах с разным оттенком белого (как бы странно это ни звучало) один и тот же цвет будет восприниматься человеческим глазом как разные оттенки.

Четвёртое. Ламинация. Если «тот самый цвет» ещё и будет под ламинацией, и за отклонение от фирменного цвета заказчику оторвёт голову его руководство, то цветопробу точно стоит делать с той самой ламинацией, с которой будет делаться тираж. Ведь каждая ламинация — глянцевая, матовая или с эффектом «софттач» или любая другая — меняет оттенок в свою сторону.

Пятое. Цветопробу всегда делаем в двух экземплярах. Один — заказчику, другой — оставляем в типографии. Чтоб потом не возить тот самый важный листик туда-сюда, не искать его в закромах заказчика, и чтоб печатник в момент приладки не схватился за голову: «А где тот самый лист с цветом, в который попадать? Как это — у заказчика?»

Ловля цвета

И вроде проблема воспроизведения «того самого цвета» стара как мир, и вроде бы все уже отработали на своём опыте и множестве тиражей, отправленных в макулатуру, инструкции по предотвращению «сюрпризов» и недовольства клиентов. И тем не менее, эти же проблемы нет-нет да всплывают. Наверно, потому что не везде и не так чётко всё отлажено или потому что, человеческий фактор всегда играет роль в финальном результате.

Но несмотря ни на что, несмотря на все кризисы и тяжёлые прогнозы, уже с конца августа чувствуется начало бурного предновогоднего полиграфического марафона. По крайней мере, этот новогодний сезон снова обещает быть загруженным. А значит, мы ещё не раз вернёмся к вопросу обсуждения цвета с заказчиками, и снова будем объяснять важность цветопробы — цвета на отпечатанном листе, а не цвета на мониторе. Будем «ловить» этот капризный цвет, будем «попадать» в него, будем радовать клиентов ожидаемым результатом, а иногда — превосходить его. Иногда будем «не попадать», такова жизнь. Но всё-таки благодарностей и радостных глаз клиентов гораздо больше, чем расстроенных и негативных. Поэтому и не перестаём делать и совершенствовать то, что так любим!

Комментарий технолога

Поднимается сложный вопрос повторения предыдущего тиража, при этом методика не выработана — да, это очень сложно. Я сам выступаю и заказчиком, и исполнителем, и цветопробщиком, и настройщиком офсета, и конечно вижу всё те сложности, которые присущи нашему делу. Но менеджерские решения, описываемые автором, хорошие. То, что я, как технолог, всегда забываю напомнить, она не забывает: с клиентами надо «на берегу» всё-таки договариваться, и в этом есть своя правда — не можешь откалиброваться, то хотя бы договорись и проч.

Под цветопробой автор имеет в виду пробный оттиск на том же цифровом оборудовании, на котором будет идти печать заказа. Традиционно цветопробой называют несколько иное — некий абсолютно стандартный оттиск, а не то, что в данный момент получилось в конкретной типографии на конкретной печатной машине. Это несколько разные вещи — стандартная цветопроба и пробный оттиск.

Офсет стандартизован, «цифра» — нет, поэтому в «цифре» и нет стандартной цветопробы, а есть пробный оттиск на печатном оборудовании, что получается — то и проба. А для стандартной цветопробы и её точности есть ISO 12647-7, ни один оттиск с ЦПМ или с офсетной машины верификацию по этому стандарту для цветопробы не пройдёт. Но пробные оттиски на «цифре» можно делать легко — несколько вариантов сделать — чай, не офсет — это не дорого. Программы управления ЦПМ предоставляют оператору простой и интуитивно понятный интерфейс работы кривыми, как в Photoshop, и результат получаешь моментально. Эти кривые позволяют легко и непринужденно за пару-тройку итераций подогнать цифровой оттиск практически к любому образцу в том же цветовом охвате. То есть, на ЦПМ жаловаться, как на традиционный офсет, на сложность попадания в оттиск недельной или годичной давности не стоит. Даже в офсете такие проблемы решают — сложно, через пластины, а уж решить их в «цифре» с помощью DLP или кривых — совсем просто. — М.С.

 

Об авторе: Анастасия Ивченко, владелица типографии «Кредо Принт», автор курса по допечатной подготовке макетов «Грамотный дизайнер»

Статья публикуется в авторской редакции. Точка зрения Publish может не совпадать с мнением автора.

 

 

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Пути листового офсета

Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.

О людях-барометрах и кадровых проблемах

Случаи, когда таинственные люди-«барометры» демонстрировали чудеса интуиции, действительно, имели место в полиграфии.

Тренды брендинга 2024: что нового и почему?

Тренды — социально-психологическое явление в чистом виде. Они отражают происходящее и очень сильно зависят от контекста, который провоцирует то или иное поведение и потребности большинства людей. Грамотный менеджмент и маркетинг заключаются в правильном считывании этой ситуации и реагировании на неё — так мы получаем возможности.



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
    Проголосовало: 43