Что такое полиграфия? Это не просто отпечатанный красивый дизайн. Классная полиграфия — это креативное и грамотное сочетание дизайна, идеи, материалов и полиграфических технологий (способов печати и отделки продукции). И если одна из этих составляющих хромает, классный продукт вряд ли получится.
Ещё лет 10 назад, когда я работала менеджером в типографии, большую часть заказов составляли тиражи без отделки. Да какая там отделка — к дизайнерам мало кто обращался, ведь «за 300 рублей я и сам макет нарисую, вот, нарисовал на бумажке, готово, печатайте». Но последние годы, которые я веду свой полиграфический бизнес, рекламная полиграфия с каждым годом становится всё сложнее, эксклюзивнее, интереснее. Это не просто печать, но уже часто — дизайнерская бумага или/и какая-либо отделка — лак/фольга/тиснение. Заказчики хотят «не как у всех» и «необычно», и многие готовы за это платить. Радует, что сознание не только крупных компаний, но и небольших фирм, их собственников поворачивается в сторону того, что за классным дизайном стоит обратиться к грамотному дизайнеру, к специалисту, а не к своему системному администратору или внуку главного бухгалтера. Ведь визуальная составляющая — важная часть бренда, его лицо. И затраты на эксклюзивную брендированную полиграфию — часть бюджета на продвижение и усиление бренда.
И дизайнеры стали интересоваться не только тем, как нарисовать красивый «дизайн», но и как использовать сложные технологии для создания такой эксклюзивной полиграфии. Они готовы учиться, развиваться в своей профессии, разбираться в видах отделок, в тонкостях допечатной подготовки макетов. И радуются как дети, когда видят даже только фотографию своих классных реализованных отпечатанных проектов. Ну а если удалось их вживую потрогать и подержать в руках — счастью дизайнера нет предела!
С каждым годом количество наименований полиграфической продукции с отделкой всё растет (по крайней мере у меня в компании, но думаю, так у многих), и уже мало где стоит просто цифровая печатная машина без какого–либо послепечатного оборудования для отделки продукции, помимо резака, биговки, фальцовки и режущего плоттера. В основном речь идёт о рекламной полиграфии небольшими тиражами: цифровая печать, шёлкография, красивые отделки — все виды тиснения, 3D-фольга, фольгирование, выборочный лак, плоттерная резка, вырубка и т. д. На стыке роста спроса на эксклюзивную полиграфию и появления большого количества начинающих дизайнеров ощущаются и сложности:
- незнание дизайнерами полиграфических технологий отделки продукции, неумение их эффектно применять в дизайне. Часто слышу от дизайнеров: «Я боюсь браться за сложную полиграфию, отказываюсь от заказов, так как не умею с ней работать»;
- незнание нюансов допечатной подготовки макетов для сложной полиграфии, отсюда сложности в диалоге с типографией;
- некорректные мокапы, на которые ориентируются дизайнеры и их клиенты;
- вопрос стоимости изготовления полиграфии с вау-эффектами, к которой клиенты не всегда готовы;
- сюда можно добавить и проблему неквалифицированных сотрудников типографий, которые не умеют грамотно работать с таким оборудованием, но это уже другая большая история. Целенаправленного обучения, насколько мне известно, нет или практически нет, и подготовка кадров ложится в основном на плечи самих типографий.
Классный продукт — это всегда совокупность факторов. И если дизайнер не знает, как выглядят технологии отделки, то он их не сможет применять в дизайне полиграфии. Особо пытливые и интересующиеся дизайнеры (а таких, по моему опыту, становится всё больше) набивают шишки на своём опыте, переделывают макеты по сто раз, ищут информацию в интернете или спрашивают опытных коллег. Но вопросов всё равно остаётся много. И я вижу, с какой жадностью и любопытством они познают все эти полиграфические процессы на моём курсе, а потом смело их реализуют в своих реальных заказах, восхищающих клиентов. И таких дизайнеров становится всё больше — бальзам на душу полиграфиста!
Мокап мокапу рознь
Отдельно хочется затронуть модную тему мокапов. Точнее, наконец прилюдно и от души их пожурить. Вообще-то идея мокапов отличная — показать клиенту заранее, как будет выглядеть готовый продукт. Мокап — трёхмерная модель объекта, с помощью которой можно наглядно продемонстрировать дизайн и оценить, как он будет выглядеть в реальности. Чаще всего мокап — это файл в формате PSD, который содержит слои и смарт-объекты. На подготовленный таким образом шаблон накладывают элементы айдентики, рекламные креативы или образ упаковки.
Только это всё-таки компьютерная графика, и порой от реальности она бывает ой как далека. И от некоторых мокапов мой полиграфический глаз начинает дёргаться. Потому что либо там непонятно, что это вообще за способ печати/отделки: нарисуют такое золото, что не поймёшь — то ли тиснение фольгой, то ли золотой пантон шёлкографией, честное слово. Либо понятна технология производства, но нарушены все техтребования и ограничения… Рамки (будь они неладны) поставлены прямо под обрез, большие плашки золотом, тончайшие линии сделаны потрясающе объёмными, конгрев на двусторонней продукции и так далее… Так и хочется сказать: создатели мокапов, вы что, издеваетесь?
Такой макет «заворачивается» типографией, и начинаются правки, переутверждения, дополнительная трата времени менеджера типографии, дизайнера, клиента… Поэтому на своём курсе после изучения технологий я разбираю с дизайнерами «нереальные» мокапы, которые точно не надо использовать. Поэтому мой совет дизайнерам — если вы смотрите на мокап и не понимаете, как это всё может быть сделано в типографии, или уточните у более опытных коллег, реально ли это воплотить, или не берите этот мокап в работу.
Да, дизайнерам важно понимать те технологии, которые они используют в макетах. Иначе это всё равно что купить права и без опыта вождения сесть за руль… Кстати, это касается и менеджеров типографий. Не раз слышала от своих выпускников душераздирающие истории о некомпетентных сотрудниках типографий, спихивающих вину за свой брак на дизайнеров. Но это тоже уже другая история. И с грамотными дизайнерами такой финт не пройдёт.
Типографии, заказчики и дизайнеры — мы все с вами в одной лодке, и чтобы работать слаженно, быстро приходить к классным результатам, не нужно быть как лебедь, рак и щука. Нам нужно уважать друг друга, играть по одним и тем же правилам, разговаривать на одном языке, да, полиграфическом. Я знаю не понаслышке, что в типографиях все хотят сдать клиентам классную качественную продукцию, работают на результат, и если и требуют правки в макетах, то не из вредности, а из желания избежать проблем и брака в производстве.
С развитием интернета часть «обычной» полиграфии ушла в онлайн, но ничто нам не заменит вау-ощущений от крутого приглашения, визитки, буклета, пакета и иже с ними на эффектной дизайнерской бумаге да ещё с лаком и конгревом, блеском фольги, тактильностью софт-тача. И несмотря на то, что каждый год у меня спрашивают: полиграфия ещё не умерла? Я, проработав в полиграфии уже почти 20 лет, отвечаю с железобетонной уверенностью: да полиграфия не то что не умирает, она с каждым годом становится всё краше и краше! И несмотря на кризисы и непонятные ситуации рынок эксклюзивной полиграфии, однозначно, и дальше будет развиваться.
|
Анастасия Ивченко, владелица типографии «Кредо Принт», автор курса по допечатной подготовке макетов «Грамотный дизайнер»
Статья публикуется в авторской редакции. Точка зрения Publish может не совпадать с мнением автора.