101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Что нового на рынке печатающих головок

  • Сергей Белокуров
  • 21 ноября 2022 г.
  • 1332
Мне посчастливилось 20 лет назад попасть на рынок широкоформатной печати, и взаимодействие со струйными технологиями длится и по сей день. Жаль, конечно, что не удалось застать самые первые новинки в этой индустрии, которая в начале 2000-х годов уже вовсю набирала обороты.

Рынок печатающих головок постоянно развивается и меняется: довольно активно выпускаются новинки, разрабатываются технологии, которые меняют рынок. Лидеры в разных нишах сменяются с течением времени. Не знаю, обращали ли вы внимание на то, что происходит на этом рынке, но хотелось бы осветить общие тенденции и новинки этого рынка за последнее время.

MEMS-технологии

Чтобы использовать печатающие головки для высококачественной однопроходной печати, нужно увеличивать физическое разрешение головки. А это можно сделать, если использовать микроэлектромеханические системы (сокращённо — МЭМС или MEMS). Благодаря им кое-кто из производителей перешёл к производству головок с разрешением 600 npi (дюз на дюйм), а некоторые другие — перешагнули предел 1200 npi (до 4800 npi). Сложно сказать, будут ли в ближайшее время представлены решения с более высоким физическим разрешением печатающей головки. Но по факту — 1200 dpi с размером капли в 2 пкл может дать такое разрешение, которого будет достаточно для печати сюжетов практически любой сложности и почти по любым носителям.

Проточные головки и обычные: side shooter против end shooter

За многие годы поисков правильного перевода на русский названия технологий side shooter и end shooter я не нашёл. И по факту при общении мы просто используем словосочетания для определения технологий как «проточная» и «обычная» головка.

Разница двух технологий в следующем. End shooter (обычная головка) — когда чернила заходят в голову и выйти через дюзы могут, если их «выдавит» пьезокристалл из чернильного канала. Side shooter (проточная головка) — когда чернильный канал идёт не сверху вниз, а «сбоку» головки (внутреннего протока) и проходит, как горная река, через «скалы» пьезокристаллов. Этот способ заставляет чернила постоянно и активно циркулировать в системе подачи чернил (в том числе внутри печатной головки), из-за чего система подачи чернил — более сложная и дорогая. Но зато один из больших плюсов — это отсутствие проблем с забившимися дюзами по причине «завоздушивания» дюзного чернильного канала.

Первая компания, которая начала рекламировать и продавать печатающие головки данной технологии, была XAAR (модель 1001), первые образцы лично я видел в декабре 2005 года в Кембридже (Великобритания), в лаборатории XAAR. С тех пор вышло не одно обновление это печатающей головки. Также и Seiko, Fujifilm, Konica Minolta запустили производство печатающих головок с «проточной» системой циркуляции чернил. Нельзя сказать, что эта технология ставит крест на технологии «обычной» головки, ведь такие компании, как Ricoh, Kyocera, Epson, Toshiba-TEC, выпускают только такой тип головок и даже не думают о других технологиях.

 

Epson вышла в широкие массы

Долгие годы Epson использовала печатающие головки сама и продавала их напрямую только производителям из Японии — Roland, Mimaki, Mutoh. И очень много лет, несмотря на то, что другие компании — производители принтеров хотели использовать эти головки в своих станках, Epson не продавали головки кому-либо ещё. Я помню, как я в своё время встречался на выставках с представителями Epson, общался с ними на предмет сотрудничества, но всегда получал отказ в ответ на просьбу получить печатающие головки напрямую от них. И вот менее пяти лет назад Epson решила открыть свои продукты для всего рынка, и теперь многие головки, включая самую, пожалуй, сейчас популярную Epson i3200, можно покупать напрямую с технической поддержкой Epson для разработки своих собственных принтеров.

Головки для высоковязких чернил

Пожалуй, самая объёмная книга про струйную печать, которая только существует, — «Струйная печать в индустрии» Вернера Запки — почти 2000 страниц. И в самом начале книги автор перечисляет недостатки струйной печати, среди которых — невозможность печати чернилами с высокой вязкостью.

На данный момент есть разделения двух типов чернил по головках, в которых они используются. Например, Ricoh, Konica Minolta, Xaar, Fujifilm — это головки, в которых используются чернила так называемые «высоковязкие», а Kyocera, Epson — это головки для «низковязких» чернил. Хотя по факту, если мы возьмём технические данные, то разница будет в том, что «низковязкие» чернила при рабочей температуре должны иметь показатель вязкости в пределах 3–4 сР* и «высоковязкие» — в диапазоне 8–12 сР. Разница не выглядит слишком большой, если учесть тот факт, что 1 сР — вязкость воды, оливковое масло имеет вязкость 84 сР, а автомобильное масло — 400 сР.

Эта разница имела значение пять лет назад, теперь — нет. Quantica из Германии выпустила печатающую головку, которая, во -первых, может без проблем работать при температуре до 110 °C (ближайшая по такому параметру головка Spectra Galaxy работает при температуре до 90 °C) и, во -вторых, печатать жидкостью с вязкостью до 300 сР. Это колоссальный рывок для рынка 3D-печати (для них это очень важный параметр) и любых задач, где нужно, например, сделать «выпуклую» финишную обработку отпечатка, чтобы он и смотрелся, и тактильно был объёмным. Пока головки Quantica использует на своих модулях и печатных машинах для 3D-печати. Но посмотрим, как у них всё пойдёт дальше с ОЕМ-партнёрами.

Первая китайская

В конце 2018 года было грандиозное событие, которое, видимо, все пропустили. Китайская Suzhou Ruifa Printing Technology Co. выпустила печатающие головки SUREjet. Она презентовала продукт, показала технические параметры: одна из моделей имела сумасшедшее физическое разрешение в 4800 npi. Из этих характеристик мы видим, что головка — термоструйная. Но больше нет никаких новостей от этой компании. Возможно, они пачками отгружают головки, но больше никто из игроков рынка ни о компании, ни о их продукте не слышал — что-то пошло не так. А других новостей из Поднебесной пока нет.

Куда идут деньги

Свои стратегические планы производители держат в секрете. Но периодически на каких-нибудь конференциях кто-то из них раскрывает часть информации. И уже не первый год звучат два — упаковка и текстиль. Производители видят в них перспективу для вложения денег в продвижение и развития головок для этих ниш. Так что, коллеги, держите нос по ветру!

 

Об авторе: Сергей Белокуров, директор по маркетингу и развитию компании BIGPRINTER. Разбирается в загадках струйных технологий, sergey@belokurov.ru

* Сантипуаз (сП) — единица системы сантиметр-грамм-секунду (СГС) для измерения динамической (абсолютной) вязкости.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Опыт коллаборации «РоСК» и «ППФ»

Типографию «РоСК» и компанию «ППФ» объединяют давние партнёрские отношения. За спиной годы сотрудничества и интересных, сложных проектов. «РоСК» — офсетная типография, специализирующаяся на полном цикле производства картонной упаковки: от разработки дизайн-проекта до сложных видов финишной отделки. «ППФ» — компания, специализирующаяся на производстве готовых решений и разработке новых технологий тиснения. В арсенале «ППФ» широкий ассортимент фольги для отделки полиграфической продукции, инструмент для тиснения, а также оснастка для приладки. Планы организовать творческую коллаборацию зрели давно, и наконец у нас всё сложилось.

Флексо-счёт

Считаем себестоимость во флексографской печати — как?

Пути листового офсета

Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
    Проголосовало: 43