Семь раз отмерь, один раз отрежь
|
«Нужно действовать сейчас: лучший момент для запуска текстильного бизнеса представить сложно, — заверил генеральный директор “Текстиль и Технологии” Юрий Ефремов. — Главное — определиться, что именно вы хотите производить».
Текстильный рынок сегодня напоминает рынок полиграфии 20 лет назад. На одном пространстве уживаются мэтры цифровой печати и небольшие печатные центры. При этом маленькие предприятия имеют большую гибкость и возможность выполнять заказы оперативно. В последнее время опустились цены на расходные материалы. Сыграл на руку предпринимателям и уход многих текстильных брендов с российского рынка.
Самый простой и результативный метод для запуска текстильного направления, по мнению Ефремова, — это сублимационная печать. Процесс состоит всего из двух этапов — печать на бумаге и термоперенос изображения на ткань. Кроме того, сублимационная печать хорошо калибруется и поддерживает заданные цвета более 12 месяцев, т. е. один раз откалибровали и год в этот процесс можно не вмешиваться. Старт производства облегчает и большое количество информации по сублимационной печати — всё описано буквально в деталях, а также широкий ассортимент российских тканей, которые всегда в наличии. «Только не покупайте сразу оборудование, — предупреждает Юрий. — Сначала “потренируйтесь на кошках”: найдите подрядную организацию и сделайте пробную мини-коллекцию. Прочувствуйте весь процесс, протестируйте материалы и оборудование, предложите клиентам новый продукт, и вы поймёте, насколько то, что вы задумали, подходит под вашу бизнес-модель».
Если нет опыта в текстильной печати — ничего страшного. Серьёзные компании-поставщики всегда поддержат клиента. Например, наша компания проводит тренинги сотрудников клиентов на регулярной основе, каждая продажа сопровождается полным курсом обучения персонала, с разным уровнем углубления в нюансы технологии печати по ткани по запросу заказчика.
|
Поддержала коллегу и менеджер по продажам и работе с клиентами ГК «РУССКОМ» Мария Кулигина. «Торопиться с покупкой оборудования действительно не стоит, сначала надо всё просчитать. Цифры решают многое», — подтвердила она. Продолжая тему сублимационной печати, Мария рассказала, какое оборудование может понадобиться компании на первых порах. По её мнению, все предприятия цифровой текстильной печати можно условно разделить по объёмам производства: начального уровня с объёмом печати от 1 до 3 тыс. метров в месяц, небольшие компании с выходом около 3 тыс. метров в месяц, продвинутые с выходом свыше 5 тыс. метров в месяц. Для каждого из таких уровней необходимо подбирать
сублимационные текстильные принтеры и каландровые термопрессы соответствующей производительности для обеспечения бесперебойной работы. В «РУССКОМе» такие расчёты провели, и готовы дать рекомендации своим клиентам. Мария особо подчеркнула, что все цифры в её расчетах даны приблизительные — для понимания масштаба — и нуждаются в уточнении в каждом конкретном случае.
Ткань тоже имеет значение
Ещё одним ключевым условием успешного запуска текстильного бизнеса является качественный дизайн.
|
«Текстиль — это мода. Мы видим, как развивается рисунок сегодня. Спрос на стоковые изображения падает, люди хотят эксклюзив», — констатирует основатель Solstudio Textile Group Александра Калошина.
Кроме того, печать на ткани — это материаловедение. Необходимы глубокие знания самого текстиля: умение его выбирать, понимать рынок. «Обязательно учитывайте тот факт, что вам придётся вести работу по улучшению качества поставляемой ткани. И как бы его не улучшали, если вы заказываете ткань в Китае, будьте готовы к тому, что она придёт с дефектами», — предупреждает Александра. Именно поэтому, запуская текстильный бизнес, нужно искать специалиста по ткани.
Во всём мире принято считать, что цифровая печать не даёт брака. Но для России «цифра» — относительно новое направление, поэтому количество брака у нас огромное. Российского клиента, в отличие от европейского, трудно заставить сделать даже цветопробу: он до сих пор не понимает необходимость этих затрат. «Процесс становления текстильного рынка небыстрый, но рано или поздно мы придём к мировому уровню. Наш клиент будет делать не одну, а несколько цветопроб, и тогда неприятных сюрпризов на печати станет меньше», — уверена Александра.
Понимание цвета — сложнейшая наука, а цветовое зрение воспитывается годами. Без него получить нужный результат практически невозможно. Настоящий профессионал первым забьёт тревогу, если с цветом что-то не так. Кроме того, с цветопробой работает не только дизайнер, но и печатник. Он настраивает машину, профили, понимает температурные режимы и при необходимости должен предупреждать о рисках. Так работает весь мир!
Под знаком качества
|
Как добиться хорошего качества печати на текстиле, рассказал Григорий Суменков, коммерческий директор «Текстиль и Технологии». Первый показатель качественной печати — это яркие и насыщенные цвета. Второй — чёткие и ровные линии. На рисунке не должно быть размытых контуров, перехода цветов с одного изображения на другое. Ещё одно непременное условие качества — однотонные цвета должны иметь одинаковую яркость и оттенок: чёрная плашка обязана быть чёрной на протяжении всего дизайна, а не уходить в серый цвет. Как добиться таких результатов? Прежде всего необходимо использовать расходные материалы со стабильными свойствами.
«Партия расходников, которую вы купили сегодня, не должна отличаться от партии, которую вы приобрели месяц назад. Малейшие изменения характеристик чернил могут привести к драматическим изменениям конечного результата», — предупредил Григорий.
Помимо этого, необходима стабильная работа оборудования. Если каландр не может поддерживать определённую температуру на протяжении всего цикла работы, брака не избежать.
|
По мнению руководителя службы поддержки ГК «РУССКОМ» Вадима Сухаря на повышение качества влияет индивидуальный подход к каждому клиенту, у которого устанавливается оборудование. Помимо инженеров, занимающихся инсталляцией, на площадке клиента обязательно работают технические консультанты, которые занимаются обучением операторов, настройками цвета и при необходимости проводят цветопрофилирование под материалы и задачи заказчика. Одновременно на месте разрешаются все вопросы операторов по обслуживанию и эксплуатации оборудования, что помогает избежать множества проблем в дальнейшем.
Еще одним фактором повышения качества печати стало создание «РУССКОМ» собственной «Школы операторского мастерства», деятельность которой направлена не только на первичное обучение, но и на повышение квалификации операторов различного оборудования. «Школа» предлагает много готовых решений в текстильной печати: детская, форменная и спортивная одежда, домашний текстиль, детские игрушки, атрибутика для болельщиков, мебельные чехлы, световые короба на ткани и т. д. А если нужна разработка технологического процесса для создания новых продуктов, специалисты компании смогут провести углублённое тестирование и подобрать подходящую технологию нанесения изображения, режима закрепления или термопереноса.
Меняется мир, и «цифра» меняется вместе с ним
|
«Не стоит планировать инвестиции на три года вперёд, надеясь, что канал продаж останется без изменений», — рекомендовал Михаил Антипин, директор «Первой цифровой типографии» (г. Иваново).
Всё меняется очень быстро. Прелесть цифры именно в её скорости и гибкости. «Что позволяет сотворить цифра сегодня? Это цифровой дизайн, цифровая печать и цифровые каналы продаж. Причём можно не только придумывать и выпускать продукт, но и упаковывать», — подчеркнул Антипин. Смысл цифры в вариативности: есть возможность оперировать большим количеством видов товаров. Цифра «растёт» даже в кризис. Крупные полиграфические производства сокращаются, при этом часть их объёма переходит в цифру. Люди начинают экономить, партии выпускаемых товаров уменьшаются — всё это способствует развитию цифровой печати. Однако цифровой продукт не заменит полностью аналоговый. Аналоговое производство даже в текущей ситуации никуда не денется, уверен Антипин. Цифра заберёт часть рынка, и этой части будет достаточно. «Сейчас как никогда важна диверсификация бизнеса. Продукт, который вы производите сегодня, через год может быть совсем другим, как и сам покупатель, для которого вы его делаете. Бизнес-модель не живёт дольше двух лет», — отметил Михаил.
|
Ещё один совет относительно запуска текстильного бизнеса — в пару к цифре нужен швейный цех. Конечный продукт делать выгоднее, считает Антипин. С коллегой согласен и Евгений Тимощенко, директор цифровой типографии «Вишнёвый пирог». Несколько лет назад он был уверен в обратном, а сегодня у типографии своё швейное производство. «Шить научились очень быстро, причём всем коллективом. В этом году выручка нашей компании по текстильному направлению составит около 50 млн руб., — заявил Евгений. — В сравнении с полиграфическим бизнесом, при примерно той же маржинальности, в текстильном бизнесе задействовано в два раза меньше сотрудников, а потоковость заказов в два раза выше. Соответственно, эффективность гораздо больше».
Работа с маркетплейсами
Чем хороши для продаж текстиля маркетплейсы? Во-первых, они позволяют прощупать рынок и получить оперативный ответ, по мнению Михаила Антипина. Во-вторых, это быстрые деньги. В-третьих, достигается прямой контакт с потребителем. Из минусов можно назвать негатив (брак, нарушение поставок, работа самой площадки), который всегда проецируется на продавца. Еще один подводный камень – если растёт рынок продаж на маркетплейсе, это не значит, что и ваш бизнес будет расти такими же темпами.
|
Коллегу дополнил Андрей Короб, технический и креативный директор ГК «Тексимпорт»: «Нужно понимать, куда и зачем вы двигаетесь. Как бы обнадёживающе ни звучали слова предыдущих экспертов, после объявления частичной мобилизации объёмы продаж на маркетплейсах упали на 70–80%. Остаётся делать ставку на высокое качество производимого продукта либо на серийное производство».
Безусловно, наблюдать за тем, как сегодня развивается текстильное направление, очень интересно. Сейчас это не дополнение к основному бизнесу, а самостоятельный сегмент, который прекрасно себя окупает. Деньги в текстильной печати есть, но не каждому они достаются. Пробуйте, запускайте – не важно, каким бизнесом вы занимаетесь, а важно, что вы несёте в мир.
Григорий Суменков: «Недавняя поездка в Турцию для изучения бизнес-возможностей приятно удивила меня. На рынке, ассоциирующемся у многих с ширпотребом, практически не осталось брака. Отчётливо видно, что у турецких клиентов появился спрос на качество. Объяснить это просто: инфляция в стране достигла 80%, люди богаче не становятся и хотят покупать товар, который прослужит дольше. В России прослеживается такая же тенденция».
Полную версию видеозаписи конференции «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати» можно посмотреть на нашем YouTube-канале