Вместо пролога:
У нас были цифровой лазерный принтер, несколько режущих плоттеров, два струйных принтера, ламинаторы, постпечатка, наполовину заполненная готовой продукцией, и целое море разноцветных отпечатков, листовок, рулонов и обрезков, а также ящик клея, несколько катушек проволоки, пара коробок скрепок, двухсторонний скотч и 12 невыполненных заказов. Не то, чтобы всё это было категорически необходимо для успешного бизнеса, но если уж залез в полиграфию, то к делу надо подходить серьёзно.
Среднее полиграфическое производство можно описать, как весьма любопытный набор оборудования и расходных материалов, которые должны выполнять одну священную цель — пачкать бумагу за деньги. И, чтобы делать это успешно, надо точно знать, что у тебя есть, на сколько оно загружено и что в итоге ты отдаёшь своему заказчику в качестве товара. Я думаю, многие вздрагивают, вспоминая, как же выглядит их любимый производственный процесс, в котором заказ дрейфует между разными подразделениями, и иногда подаёт сигналы бедствия. И чем больше процессов между приёмом заказа и его выдачей, тем выше вероятность, что заказ где-то будет потерян, сроки сдачи сорваны, а клиент будет нервничать и заставлять нервничать менеджеров.
|
Чёртов заказ, после того как ты отдал его на производство, становится похож на пьяницу, как в старом ирландском романе: полное расстройство вестибулярного аппарата, расплывшаяся картинка перед глазами, потеря операционных процессов, сроки реализации затягиваются, начинаются бояки, отказывает то один, то другой станок — разрыв дипломатических отношений между производством и отделом продаж.
Да, это наказание для всех маленьких и не очень типографий, которые выросли из любимого хобби и стали взрослым печатным производством. На раннем этапе управление было очень простым, потому что директор — он же менеджер, он же печатник, он же закупщик, он же владелец бизнеса — точно знает, что творится в его компании и несёт ответственность за результат исключительно самостоятельно. Но успешный бизнес имеет неприятную тенденцию разрастаться. Надо расширяться, искать помещение под офис и производство, думать о сложном и передавать простые процессы нанимаемым сотрудникам. За всё это будете отвечать вы: за качество печати, за потерянные заказы, за недополученные деньги, за расходники и вообще все большие и маленькие процессы. Ведь вы владелец бизнеса и человек, определяющие его стратегию и развитие. А так хочется уехать на море или слетать в горы, чтоб насладиться заслуженным отдыхом. Но как оставить свой бизнес и быть уверенным, что всё будет работать без вас? Ведь бизнес, как юный подросток, оставленный родителями один в квартире первый раз, устроит вечеринку, последствия которой ещё долго будут семейной ценностью, с которой сдувают пыль перед каждым удобным и не очень случаем.
Печатник уже всё сдал, постпечатная обработка давно уже закончилась, но сборка ещё напряжённо потела над тиражом — он долго выходит. Первый час вы ждёте, а в начале второго часа начинаете проклинать того кретина, который принял этот заказ не согласовав ТЗ.
Рано или поздно процессы перерастают стандартные процедуры, когда единоличное управление было единственно верным решением. Бизнес увеличивается и требует налаживания сложных взаимосвязей, которым нужна максимальная чёткость и минимальные затраты времени. Система учёта покидает уютный Excel и переезжает в бухгалтерские программы, а отчёты — в Power Bi. CRM уже не звучит как страшный сон отдела продаж, становится полноценным инструментом, с которым работают и продажи, и маркетинг, и производство. Наступает эпоха автоматизации — решительный шаг к отлаживанию процессов на каждом этапе от получения заказа до его выдачи клиенту. В идеальном мире это звучит как сказка, в которой менеджер принимает заказ, заносит его в ПО, учитывающее все нюансы по изготовлению тиража, строит прогнозы его реализации, оценивает наличие необходимых расходных материалов и позволяет отслеживать состояние в режиме онлайн. Настоящая мечта, идеальный инструмент для работы успешного бизнеса.
Он сотрясал полиграфию, продавая «расширение сознания» под названием «автоматизация», даже не задумываясь о беспощадных лапах реальности, поджидавшей в засаде всех тех людей, которые восприняли его чересчур серьёзно. После перехода от Excel к CRM, автоматизация, должно быть, показалось ему совершенно логичным продолжением.
Есть ли такие инструменты в реальности или это всего лишь чьи-то мечты? Конечно, есть, и они успешно реализованы в современных и стремительно развивающихся типографиях. Прозрачность процессов, которая достигается с помощью инструментов автоматизации, позволяет контролировать возможности бизнеса, предсказывать потенциальные сложности, управлять складом, экономить время на реализацию проектов. Однако за этими словами скрываются годы работы программистов и сотни часов работы на проведение тестов. Многие компании, вступившие на путь автоматизации, потом оставили эту затею. Кто-то — в начале пути, кто-то — ближе к счастливому финалу, не добежав буквально последние метры, а кто-то до сих пор пытается подружить отделы между собой, собирая паззл из несовместимых блоков. Но именно те производства, кто смогли преодолеть сложнейший путь внедрения, кто пересилили себя, кто пережили взлёты, торг, депрессию и приняли, как в своё время CRM, автоматизацию — именно они будут теми самыми евангелистами автоматизации. Именно их имена будут звучать не только на сцене, но и за кулисами мира печати. На них будут смотреть с завистью и восхищением. Каждый захочет прикоснуться к их бизнесу и стать частью большой печатной машины.
Старые слоны, прихрамывая, уходят умирать в холмы; старые полиграфисты набирают заказов и печатают до последнего листа бумаги на своих невъ*бенных офсетных машинах.