101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

А что случилось? Изменения на рынке производства упаковки

  • 20 мая 2023 г.
  • 1304
Год назад наблюдались панические настроения: все ждали самого худшего. Что же случилось? Какие изменения произошли в упаковочной отрасли после ухода с российского рынка зарубежных производителей и поставщиков сырья? Как изменились спрос и интерес со стороны клиентов? Эти и другие вопросы обсудили с экспертами в области упаковки во время Public talk на выставке-конкурсе POPAI Russia Awards 2023.

О ситуации на рынке производства упаковки рассказали руководитель Фабрики «ТароПак» Борис Богуславский и директор типографии FineArtPrint Дмитрий Степанов.

 

2022 год — как он прошёл для вас? Плюсы, минусы, подводные камни?

Борис Богуславский

Борис Богуславский: Ожидания действительно были самыми худшими. Февральские события и последовавшие за ними санкции спровоцировали уход с отечественного рынка зарубежных производителей и поставщиков сырья. Итогом стали перебои с бумагой и картоном, тонером и красками. Но, как ни странно, ситуация не застала нас врасплох: на тот момент уже были выделены бюджеты, закуплены впрок расходные материалы. Поэтому 2022 год для нас прошёл относительно спокойно.

Дмитрий Степанов

Дмитрий Степанов: Паника случилась, когда за неделю было снято более 80% заказов. Многие компании, для которых мы изготавливали упаковку, приостановили деятельность на территории России. Но затем всё постепенно стабилизировалось, открылись новые возможности. На смену импортным пришли российские бренды, в том числе те компании, которые ранее заказывали упаковку в Китае. Из-за перегрузки логистических центров им пришлось переориентироваться на российские типографии. В результате количество заказов прибавилось, и год мы закончили с положительной динамикой.

 

Одно время мы наблюдали изменения внешнего облика упаковки: она серьёзно упростилась, стало меньше цветов. С чем это было связано?

Д.С.: Тридцать лет страна жила на европейских красках, бумагах, картонах и химии. Все технологические процессы были отлажены. И когда эта система дала сбой, а запасов сырьевой базы в стране осталось только на ближайшие три месяца, волей-неволей пришлось экономить. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на прилавках появились обесцвеченные упаковки с минималистичными дизайнерскими решениями. Это длилось недолго, месяца 3–4. Потом на смену европейским технологиям пришли китайские. Какое-то время у них были проблемы с качеством расходных материалов, но постепенно всё наладилось.

Б.Б.: Больнее всего санкции ударили по цифровой печати. Именно здесь наблюдался самый большой дефицит расходных материалов. Отсюда и экономия тонера из-за нехватки картриджей, и упрощение внешнего вида конструкций коробок. Приходилось объяснять клиентам, что сейчас мы не можем напечатать упаковку такого высокого качества, как раньше.

 

А какие изменения произошли в индустрии упаковки с точки зрения спроса и интереса со стороны клиентов?

Б.Б.: Для российского рынка упаковки 2022 год прошёл под знаком импортозамещения. Мы взяли курс на производство презентационной упаковки — кейсов (чемоданчиков) с ложементом. Уход зарубежных брендов простимулировал выход на рынок отечественных производителей — малого бизнеса, которому было необходимо красиво представить свой новый продукт. Спрос на премиум-упаковку сейчас действительно большой. Вот на ней мы и сосредоточили основное внимание: разрабатываем оригинальные конструкции, экспериментируем с новыми материалами для ложемента.

А что случилось? Изменения на рынке производства упаковки

Как развитие и новый виток популярности маркетплейсов сказались на упаковке?

Б.Б.: Сегодня торговые онлайн-площадки решают многие проблемы: они в какой-то степени стали заменой закрывшимся офлайн-магазинам. Сюда хлынул поток товаров из Китая, которые необходимо «переобуть» в более презентабельную упаковку перед продажей. Продавцы с маркетплейсов стараются не экономить на упаковке: заказывают красивые и прочные конструкции, которые защищают товар при транспортировке.

Д.С.: Популярность онлайн-площадок для торговли растёт, а с ней растут и объёмы производства упаковки. Но помимо сложных премиальных конструкций со всеми видами отделки (фольгированием, 3D-лакированием и т. д.) требуется и обычная дешёвая гофроупаковка.

 

Есть разные оценки рынка производства упаковки: от «Всё плохо, и до стабилизации ещё далеко» до «Всё хорошо, а мы справились лучше, чем сами ожидали от себя». Какую оценку вы можете дать?

Б.Б.: Вспоминается хорошая пословица: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Импортозамещение и рост популярности онлайн-площадок для торговли оказали влияние на объёмы производства упаковки. Типографии довольно быстро оправились от шока, приняли вызов и перестроили производства под новые реалии: сместили вектор в направлении азиатских стран. Кроме того, несмотря на все сложности и перипетии судьбы, нам удалось расширить парк оборудования. Причём не только китайского и отечественного производства, но и собственного. Мы разрабатываем и собираем свои машины. Не на продажу, исключительно для себя. Это различные роботизированные устройства, прессы, ЧПУ-станки.

Д.С.: По моим наблюдениям, 90% компаний справились с ситуацией лучше, чем ожидали. Для нас март прошёл под знаком нервозности и неопределённости. Когда были приостановлены практически все контракты, а наши основные клиенты массово покидали российский рынок, мы испытали настоящий шок. В один день компания лишилась практически всех заказов. По сути, произошла остановка предприятия. Но когда страсти поутихли, а на горизонте появились новые заказчики, работа полностью возобновилась. К концу года мы вышли на хорошую прибыль. Так что результаты превзошли все ожидания.

 

Прошёл полный календарный год (даже чуть больше) с момента изменений в нашей жизни. Мы узнали, что нам гарантировано только одно — непостоянство условий работы. Можно ли сделать аккуратные прогнозы на будущее?

Б.Б.: Мы живём в оперативном регулировании: решаем задачи сегодняшнего дня. Пока нет экономической и политической стабильности, никто не знает, что будет завтра. Поэтому прогнозировать очень сложно. По сей день остаётся нерешённой проблема с кадрами. Их сейчас катастрофически не хватает. Открываются новые возможности для развития собственного производства, а людей нет. На рабочие специальности идут без особого энтузиазма: все хотят быть менеджерами и управленцами. Кроме того, Москва растёт за счёт жилого фонда, а производственные площади, напротив, сокращаются. Однако ехать за пределы МКАД для типографии — не самое удачное решение.

Д.С.: По моим прогнозам, резкого роста объёмов производства в упаковочной отрасли ждать не стоит. Но в сегменте премиальной упаковки всё будет хорошо. Некоторые производители зарубежной парфюмерной и винно-водочной продукции уже вернулись на российский рынок. 2023 год пройдёт для большинства типографий ровно, без взлётов и падений. Сильные игроки останутся на рынке и займут места ушедших участников, которые устали бороться с ветряными мельницами. Преодолеть трудности помогут новые ниши, стратегии и диверсификация бизнеса. Мы, например, собрали и запустили в работу собственную автоматическую линию по производству канцелярских папок. Сейчас выводим это направление на рынок. Нужно искать альтернативные варианты, которые помогут подстраховать основной бизнес.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38