Сегодня мы поговорим о Сигенобу Кобаяси (1925–2010) и его патентованной шкале цветового изображения Color Image Scale на базе цветового пространства Манселла и на редкость удачном её применении для цветовой классификации и прогнозирования цветовых трендов в Японии.
Работая в 1967 году над созданием палитры для производителя автомобилей, Кобаяси опирался на ставшую в то время промышленным стандартом в Японии цветовую систему Манселла. Разработав каталог из 5000 образцов цвета, Кобаяси пришёл к выводу, что система Манселла нуждается в пересмотре. Он основал Nippon Color and Design Research Institute Inc, который работает и сейчас, постоянно продвигая созданную Кобаяси систему. Первый шаг, который он предпринял, — разработал первую проекцию системы (цветовую шкалу изображения), в которой отказался от прежних трёх координат цвета, объединив светлоту и насыщенность в одну координату — тон, и получил двухмерную таблицу. На ней можно было найти нужный цвет, оперируя двумя координатами — оттенком и тоном. В ней было 40 оттенков, основанных на цветовой системе Манселла, по 12 тонов для каждого оттенка (рис. 3), что составляло в общей сложности 480 хроматических цветов. Они сопровождались 10 ахроматическими цветами по шкале светлоты.
Рис. 1. Cхема работы |
Рис. 2. Шкала анализа мебели |
Рис. 3. Шкала цвета |
Цвет предлагалось задавать прилагательным на второй проекции системы (шкале наименований цвета в виде прилагательных, которых в итоге стало 130), что облегчало работу с цветом непрофессионалам.
Рис. 4. Шкала прилагательных |
Во время разработки системы оттенков и тонов Кобаяси также проводил непрерывные психологические исследования, чтобы определить цветовые образы, которые люди считают общими для определённых цветов. В 1974 году он обнаружил, что изображения цветов могут быть нанесены на график по 3 осям: «тёплый–холодный», «мягкий–жёсткий» и «прозрачный–сероватый». Об этом он объявил в презентации под названием «Теория шкалы цветного изображения и её применение» в 1977 году. Статья под названием «Цель и метод шкалы цветовых изображений» посвящена открытию этих трёх психологических осей цветового пространства и результатам анализа положения 130 цветов в этом семантическом пространстве. По большей части ось «тёплый—холодный» зависела от оттенка, ось «мягкий—жёсткий» зависела от аспекта светлоты, а «прозрачный—сероватый» зависит от аспекта насыщенности. Это доказывает, что три атрибута системы Манселла важны для описания цветов.
Прервём эту словесную и цветовую эквилибристику, чтобы отдать должное гению Кобаяси: он упростил палитру, сократив количество цветов, а также разбил цвета на группы, где внутри каждой группы находилось определённое количество названий этих цветов.
Сделав цветовую шкалу не физической, а, скорее, психологической, он открыл возможность анализа цветовых сочетаний через прилагательные и наоборот. К двум разработанным проекциям в любое время может добавляться и третья: к примеру, шкала изображения мебели. Поскольку одна ступень проецируется на другую, можно создавать цветовые сочетания на проекции цвета, выбрав нужные прилагательные на проекции прилагательных, увидев при этом, в какую категорию попадает та или иная категория мебели на третьей проекции.
Резкому распространению этой системы мешает то, что Nippon Color and Design Research Institute Inc не проводит вебинаров, предпочитая им очное участие в семинарах. Раздаточный материал на этих семинарах предоставляется также только на японском языке. Высокая цена программы ImageAnalyst (порядка 1500 евро), написанной для поиска цветовых сочетаний, также не способствует распространению системы Кобаяси.
Сейчас, когда вы читаете эту статью, в Японии уже листают свежий выпуск журнала, посвящённого цветовым трендам, — Season Image Color, архитекторы и дизайнеры интерьеров моделируют удачные цветовые сочетания, а любители моды жарко обсуждают текущие цветовые пристрастия в одежде. Дело Кобаяси живёт, и, возможно, спустя некоторое время мы тоже сможем познакомиться поближе с его разработками.