В первую очередь книга будет интересна дизайнерам, художникам и иллюстраторам, всем, кто работает с цветом. Будь то разработка логотипа для компании, принт для ткани или иллюстрация в журнал.
Кроме того, у каждого есть собственное представление о значении и посыле цвета в зависимости от страны и культуры, где человек рос. Белый — на свадьбу, чёрный — на похороны в России, например. Во многих странах «код цвета» существенно отличается, и хорошо об этом знать. Поэтому, чтоб не поставить себя в нелепую ситуацию, эту книгу можно порекомендовать для чтения широкой аудитории.
|
В книге рассматривается одиннадцать цветов: красный, жёлтый, синий, оранжевый, пурпурный (фиолетовый), зелёный, розовый, коричневый, чёрный, серый и белый. Каждому цвету уделено много внимания, и он изучается с разных позиций. Это и история возникновения самого пигмента, и появления названия, его обозначающего, использование в разных странах и с разными целями, промышленное производство, искусство, торговля, химия, иногда биология. Очень много про цвет в литературных произведениях, кино, музыке, спортивной одежде и автогонках.
Вся книга это сборник коротких абзацев с каким-то фактом или историей относительно описываемого цвета. Временной последовательности у этих описаний нет. Сначала автор может рассказывать про значения слов в словаре 1785 года, потом про следы красителя в эпоху неолита, после чего переходит к средним векам, затем в канун Рождества 1968 года, а следом в Древний Египет. И так внутри каждой главы независимо от описываемого цвета идёт просто перечисление разных явлений, ситуаций или событий.
Рецепт чтения: выбираете нужный цвет и «ныряете» в самую разную информацию о нём.
Меня удивило относительно небольшое количество информации про научные исследования влияния конкретного цвета на людей, психологическую интерпретацию и общее значение цветов. Она есть, но мало.
Какая бы любопытная книга ни была, я рекомендую выбранные факты перепроверить. Так, совершенно случайно я обратила внимание на информацию, что фиолетовый цвет украшает флаги двух стран — Никарагуа и Доминиканской Республики. На флаге последней вроде как изображён фиолетовый попугай, чего я совершенно не помню, хотя в стране была несколько раз. Оказалось, это ошибка, вероятно, переводчика. Сиреневый попугай изображён на флаге Доминики — государства в Карибском море, расположенного на острове вулканического происхождения площадью 742,24 квадратных километра и с населением около 70 тысяч человек.
А вот флаг Доминиканской Республики совсем другой — трёхцветный: синий цвет на нём означает свободу, белый — веру и спасение, а красный — кровь и независимость. Как говорится: доверяй, но проверяй!
Закончу обзор одним из исследований, приведённом в книге. Journal of Educational Psychology в 2019 году опубликовал результаты опроса 6625 человек из 55 стран. Выяснилось, что по мере удаления региона проживания от экватора — и увеличения количества выпадающих осадков — повышается вероятность того, что жёлтый цвет ассоциируется у жителей конкретного региона со счастьем. В Египте, где среднее количество солнечного света в году составляет 3451 час (из возможных 4383 часов), жёлтый цвет приравнивают к радости менее 60% людей. В Финляндии, где мимолётное лето с полярным днём сменяет длинная и тёмная зима, жёлтый считают цветом радости примерно девять из десяти человек. Окружайте себя и близких жёлтым цветом!