101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Ткани с историей

  • 7 октября 2023 г.
  • 5228
Практически невозможно определить время зарождения ремёсел, корни которых теряются в глубине веков. Если следы первых гончаров и их труда можно обнаружить при раскопках и по сохранившимся изделиям или их остаткам определить возраст, то поиски материальных следов ткачества весьма затруднительны, ведь растительные и животные волокна недолговечны, подвержены истлеванию и разрушению.

Сначала люди просто плели пальцами узкие ленты, привязывая один конец к поясу. Это было что-то вроде примитивного вязания. Такой вид изготовления долгое время оставался распространённым в Средней Азии, где люди были кочевниками и не могли носить с собой большие тяжёлые ткацкие станки.

Ткачество — это процесс изготовления тканей за счёт последовательного переплетения продольных и поперечных нитей. Ткачеству предшествовало плетение, которое не требовало никаких приспособлений, достаточно иметь некоторые навыки, свободные руки и сырьё. Изначально сырьём были полоски шкур и сухожилия диких животных, молодые побеги деревьев и кустарников, трава, лианы. То есть всё, что было в наличии на той или иной территории. Древние люди могли ткать ленты сидя верхом на лошади, что было важно для кочевников. Далее ленты сшивали по длинной стороне и получали куски ткани, из которых делали килты, юбки, пояса и накидки.

Открытое зимой 1853–1854 года в Швейцарии озёрное поселение людей каменного века удивило исследователей хорошо сохранившимися образцами грубых тканей из лубяных волокон и шерсти. Некоторые из них были раскрашены естественными красителями и передавали орнаменты и изображения фигур людей и животных.

Изображённый на картине мужчина Древнего Египта одет в килт, изготовленный сшиванием пяти или шести полос ткани

Поначалу весьма грубые и примитивные, а далее всё более искусные изделия плетёной обуви и одежды, подстилок, корзин для переноски и хранения показали важность такой продукции и перспективы использования. Изготавливать одежду из плетёных и сшитых полос было значительно легче и быстрее, чем выделывать шкуры животных, такая одежда повсеместно использовалась в местностях с тёплым климатом.

Именно холодный климат не позволил племенам, проживающим на севере Европы, отказаться от традиционной одежды из грубых шкур в пользу тканей весьма продолжительное время. Одежда служила не только защитой от непогоды, она позволяла показать социальное положение владельца, подчеркнуть статус. Большое значение имела одежда и для служителей разных религиозных культов.

Важной причиной возникновения ткачества явился переход от кочевого образа жизни людей к оседлому. Доступ к шерсти домашних животных, окультуривание крапивы и льна положительно повлияли на производство нити и развитие ткачества. Ряд историков предполагает возникновение ткачества в одно время с началом активного использования огня и строительства укрытий (жилищ). В ряде исследований говорится, что история нанесения рисунка (орнамента) началась именно в виде окрашивания первых тканей, и только спустя время человек начал наносить изображения на глиняную утварь и на стены жилищ.

Устройства с горизонтальной рамой

Станок для примитивного ткачества нельзя назвать станком в привычном смысле этого слова, более точное определение — это приспособление. В первом приближении — это рама для натягивания продольных нитей и вплетания между ними нитей поперечных. Продольные нити носят название ОСНОВЫ, поперечные нити называются УТОК. Существовало два вида расположения рамы: горизонтальная и вертикальная. В местности с тёплым засушливым климатом использовали горизонтальную раму, жёстко закреплённую на земле. Она занимала много места, но была удобнее в работе.

Устройство с вертикальной рамой
Переносная вертикальная рама

В климатических зонах, где осадки выпадали регулярно, использовали переносную раму, установленную вертикально для возможности перемещения её внутрь помещения при непогоде.

Для подвешивания нитей основы часто использовали ветви деревьев.

Рама из деревьев
Изображение ткацкого устройства с вертикальной рамой на древнем кувшине

Подобные устройства для изготовления тканей использовались практически на всех территориях нашей планеты, наиболее значимыми являются Египет и Месопотамия.

Древний Египет

Наиболее старые исторические находки тканей в Египте датируются 3400–3500 годами до н. э. Благоприятный сухой климат и многочисленные захоронения дали исследователям многочисленные артефакты той эпохи. Египетский метод мумификации и захоронение вместе с покойным одежды, утвари и предметов обихода сохранили многие из них до наших дней. Уже тогда египетские ткачи (в основном мужчины, в отличие от большинства культур, где ткачеством занимались женщины) могли выделывать ткани из нитей одинаковой толщины с плотностью 50 нитей на сантиметр по основе и 60 нитей на сантиметр по утку. В Древнем Египте разводили овец, выращивали лён. Первые ткани были льняными, либо мастера использовали шерстяную пряжу для нитей утка и для декоративной отделки. Также встречаются и полностью шерстяные полотна.

Ткани, которыми были обернуты египетские мумии, показывают, что люди Древнего Египта владели ткацким мастерством в совершенстве. В отдельных тканях египетских мумий плотность по основе превышает 200 нитей на сантиметр, в то время как современное ткацкое оборудование не позволяет производить ткани с плотностью по основе большей, чем 150 нитей на сантиметр. Так, например, повязка на лбу мумии, хранящейся в одном из английских музеев, сделана из полотна с плотностью по основе 213 нитей на сантиметр. Линейная плотность пряжи в этой ткани 0,185 текс (т. е. масса нити длиной 1000 метров составляет 0,185 грамма). Масса одного квадратного метра такой ткани составила бы 5 граммов, наши современники не умеют делать ткань такой малой плотности.

Ткани различных видов переплетения использовались египтянами для изготовления одежды и украшений на различных празднествах, из них делали драпировку и шили знамёна. Основа, как правило, была крученой в две, три, а иногда четыре нити, уток всегда был однониточным. Многочисленные образцы египетских тканей хранятся в Государственном Эрмитаже.

Древнее Двуречье (Месопотамия)

Плетение и ткачество были широко развиты в Древнем Двуречье. Для плетения чаще всего использовали тростник. Тростниковыми плетёнками прикрывали полы, ими завешивали дверные и оконные проёмы, стены домов. Из тростника плели корзины для хранения продуктов в домах, документов в храмах и дворцах. Более тонкие вещи плели из травы. Ведущую роль в хозяйстве Двуречья играла культура финиковой пальмы. Из её листьев делали вожжи для повозок, кнуты, оснастку повозок и некоторую мебель.

Ткачеством занимались как рабы, так и свободные ремесленники. Рабы работали под началом надзирателя в «доме ткачей» в царских и храмовых хозяйствах и делились на две категории: старших и младших ткачей. Свободные ремесленники жили в особом квартале ткачей. Среди первых текстильных материалов были шерсть и лён. В VII веке до н. э. после завоевания Вавилона Синахерибом народы Двуречья познакомились с хлопчатником. «Деревья, дающие шерсть», упоминаются в летописях того времени.

Известные в древности вавилонские ткани славились большим количеством цветов и сложностью рисунка. По Плинию Старшему, именно в Вавилоне была изобретена многоцветная вышивка.

Найденные при раскопках медные и бронзовые иглы говорят о том, что вышивка и шитьё в Двуречье были известны, возможно, ранее 1100 лет до н. э.

Техника ткачества народов Древнего Двуречья пока остаётся неизвестной, так как до сих пор не найдено ни деталей ткацких станков, ни их изображений, неизвестна нам и технология ткачества.

Производство ткани из шерсти

Около 11 тысяч лет назад на территориях современной Европы и Азии люди стали разводить овец. Закономерно, что первые ткани были изготовлены из шерсти. Также разводили других животных, коз и верблюдов в засушливых районах Азии.

Гравюра с изображением разных видов домашних животных, из шерсти которых делали ткань

Шерсть наряду с лубяными волокнами была первым волокнистым материалом, пригодным для изготовления тканей. В том или ином виде шерстяные ткани производили практически на всех территориях, качество весьма разнилось от региона. Ткани производились для собственных нужд, в торговле были замечены позже. На тот момент в первую очередь перевозили наиболее ценные и редкие товары, шерстяные ткани же производились повсеместно. Постепенно, по мере распространения и культивации льна и хлопка, ткани из этих растительных волокон замещали ткани шерстяные. Выращивание растительных волокон проще, чем животноводство, требует меньших ресурсов. Ткани из растительных волокон получались более изящными и разнообразными по свойствам.

В современном мире ткани, изготовленные из хлопка, занимают наибольшую долю среди всех натуральных тканей. Но ещё недавно лён занимал главенствующее положение.

Производство ткани из льна

Лён дикий

Лён в диком состоянии произрастал на обширных территориях в границах между Персидским заливом, Каспийским и Чёрным морями. В течение тысячелетий он культивировался народами Месопотамии, Ассирии и Египта.

Остатки льняных тканей были найдены при многих раскопках поселений древних людей. Наиболее старая ткань найдена в Турции и датируется около 6500 года до н. э. Постепенно выращивание льна распространилось в Европу и на Дальний Восток.

Полотняные ткани пользовались большим спросом, из них делали одежду для богатых сословий и служителей религиозных культов.

В Древнем Риме производство тканей из льна получило распространение во II–I веках до н. э. и начиная с I века стало преобладать. На территориях, входящих в границы Римской империи, научились делать паруса (Галлия), тонкие ткани производили на Юге Европы (Испания). Однако импорт тонких изысканных тканей из Египта не прекращался. В Древней Греции лён импортировали вплоть до IV века, далее начало развиваться собственное ткачество из льна. Но тонкие ткани поступали из Египта и Сирии.

В Средневековье качественные льняные ткани делали на территориях современной Испании, Италии, Франции. С середины XVII века лидерство производства льняных тканей перешло к Англии.

Схема формирования и образец ткани полотняного переплетения*

На Руси выращиванием льна и конопли для производства из них разных изделий занимались с древнейших времён. Географическое положение не давало преимуществ в торговле, поэтому ткани производились и использовались для собственных нужд. Тем не менее значение ткачества отражено в славянских мифах и сказаниях. Например, бог солнца Ярило ездил по небу в колеснице, одетый в белую льняную рубаху. Хорошо известна русская сказка о Василисе Премудрой, которая могла за одну ночь соткать тонкую ткань и сшить из неё рубаху. В других сказках русские богатыри одеты в белые рубахи и шатры у них из белого полотна. В деревнях каждая девочка с ранних лет училась мастерству прядения нити и ткачеству, сначала помогая старшим, и далее становилась мастерицей в возрасте 12–14 лет. Устройства для ткачества стояли в каждой семье, женщины изготавливали ткани в свободное от хозяйственных работ время. Кроме домашнего изготовления распространение получило монастырское ткачество, что давало хороший стабильный доход. Со временем качество ткани улучшалось, выработка увеличивалась. Изделия из льна и пеньки (конопли) использовались не только в домашнем обиходе, они заняли важную часть в торговле Новгорода и Пскова с другими русскими княжествами. С XIII века изделия русских мастериц стали известны за границами Русского государства. Позднее лён, пенька и полотна из них стали играть значительную роль в российском экспорте. Вывоз льна и пеньки увеличился в XVI веке после начала торговли с Англией, поставка шла через Белое море. В Москве производство ткани разворачивается в XVII веке, когда из Твери перевозят ткачей, была основана Хамовная слобода (хоман — индийское название тонкого белого полотна). Качество изделий было столь высоко, что для царского двора использовали только русские ткани и не покупали заграничные. Резкое развитие производства ткани получило при Петре I, строящийся флот нуждался в большом количестве парусов и одежды для матросов. Первым льняным предприятием стал Казённый Хамовный двор, основанный в 1696 году, он уже через 4 года начал производство парусины. В 1706 году вышел царский указ о создании Полотняного завода, были выписаны мастера из Амстердама с оборудованием и необходимыми приспособлениями. Однако получать качественные тонкие полотна для изысканной одежды не получалось по двум причинам: на Руси не было опыта производства широких полотен и страдала выделка нити. Получать качественную нить из льна ручным способом (прядильный станок будет изобретён только через 70 лет) в промышленных объёмах было решительно невозможно. Ситуация улучшилась, когда в 1718 году завод был передан в управление обрусевшему голландцу Ивану Тамесу, а в 1719 году к заводу было приписано село Кохма со всеми дворами, где Тамес построил полотняную фабрику. Место было выбрано удачно: почвы способствовали выращиванию льна, в окрестностях села Иванова исторически проживало много женщин, большое количество ручьёв и рек обеспечивало нужды мойки и отбелки тканей. История русского ткачества подробно представлена в Музее ситца в г. Иваново.

Льняные ткани по своим гигиеническим свойствам превосходят ткани из всех известных натуральных волокон, но выращивание и обработка льна весьма трудоёмкий и затратный процесс. К началу XIX века лён теряет лидирующие позиции и уступает хлопку.

Производство ткани из хлопка

Ткани с историей

Первые ткани из хлопка появились в Индии, где были найдены образцы, датируемые приблизительно 3000 годом до н. э. К Индии относятся и первые упоминания о торговле хлопчатобумажными тканями, которые начали появляться с развитием торговых путей, в основном с арабскими караванами. Распространение хлопка медленно продвигалось в соседний Китай, где первые ткани датируются 2600 годом до н. э. Начало активного распространения и культивации хлопка приходится на время походов Александра Македонского. Одной из первый стран после Индии, где началось выращивание хлопка, был Египет. Но ещё достаточно большой период для нитей основы продолжали использовать лён, а хлопок только для нитей утка. Древние римляне, завоевав восточное и южное побережье Средиземного моря, вывезли большое количество хлопковых тканей, о количестве можно только догадываться, но есть упоминание, что армия Цезаря носила форму, сделанную из хлопковых тканей. Упоминаний о собственном производстве хлопка римлянами нет.

Весьма рано с культивацией хлопчатника познакомились жители Средней Азии, которая лежала на перекрёстке великих караванных путей. Большую роль в распространении и продвижении хлопка сыграли арабские завоеватели и купцы. Завоевав Испанию в VIII веке, они привезли туда технологии выращивания и обработки хлопка, но после изгнания арабов в XIII веке хлопкоткачество в этом регионе пришло в упадок.

Большую роль в распространении хлопка сыграли крестовые походы, благодаря им Генуя и Венеция стали центрами торговли со странами Востока. Из Италии хлопкоткачество распространилось в Швейцарию, далее в Германию, где центром текстильного производства стал город Ульм. Далее из Германии во Францию и, в итоге, в Англию. В числе ввозимых в Англию товаров хлопок упоминается в начале XIII века, но вплоть до XVII века значимого производства хлопковых тканей не было. Всё изменилось с изобретением в Англии прядильных машин «Дженни» и «Мул» и началом их повсеместного использования в конце 1770-х и начале 1780-х годов.

В России до Петровских времён хлопкоткачество распространения не имело, первые попытки выращивать хлопок были в Астраханской губернии по указанию царя Алексея Михайловича, но успехом они не увенчались. Первые положительные результаты получил обрусевший голландец Иван Тамес в 20-е годы XVIII века на своей фабрике, где ранее было успешно запущено производство тканей из льна.

Устройство ручного ткацкого станка

Станок с жёсткой рамой (горизонтальной или вертикальной) не позволял изготавливать ткани длиной более 2 и очень редко 3 метров. Наиболее часто производили ткань шириной до 60 см и длиной не более метра. Только с появлением на раме валиков подачи и приёмки стали производиться более широкие и длинные ткани.

На валик подачи (навой) предварительно наматывали нити основы, в соответствии с будущей плотностью ткани и предполагаемым рисунком. Например, для изготовления ткани шириной 60 см и плотностью 100 нитей на 1 см на подающий валик необходимо намотать 6000 нитей одна возле другой. Если на навой намотать нити разного цвета, то на ткани получим продольные цветные полосы. Товарный валик предназначен для смотки готовой ткани. Таким образом, процесс ткачества становился условно непрерывным и зависел от длины намотанных на навой нитей.

На первых устройствах рамного типа ткач вплетал в нити основы нити утка руками, что было непроизводительно и неудобно. Самое распространённое плетение — тканое. Нити утка проходят последовательно поверх каждой чётной нити основы и снизу каждой нечётной нити основы. Процесс вдевания нити утка между нитями основы будет более простым, если последовательно поднимать или опускать все чётные (или все нечётные) нити. В образовавшуюся щель (называется полузев) ткач заводит нить утка. Один из способов — установить поперёк нитей основы дощечку (бердо) с отверстиями и прорезями. Количество отверстий и прорезей равно количеству нитей основы. Чётные нити продевают в отверстия, нечётные располагают в прорези.

Бердо современного ручного ткацкого станка
Ручной ткацкий станок

Последовательность действий ткача выглядит так:

  1. Поднимает бердо, продетые в отверстия чётные нити поднимаются, а нечётные (находятся в прорезях) остаются на той же высоте (рис. а).
  2. Проводит в образовавшийся полузев нить утка и подбивает её деревянной планкой, чтобы ткань была плотной
  3. Опускает бердо, продетые в отверстия чётные нити опускаются, а нечётные (находятся в прорезях) остаются на той же высоте (рис. б).
  4. Проводит в образовавшийся полузев нить утка и подбивает её деревянной планкой, чтобы ткань была плотной.

Процесс непрерывный, пока на валике подачи есть нити основы.

Схема ткачества с бердо

Поднимать нити можно не только с помощью дощечки с отверстиями. В некоторых культурах нити подвязывали к верхней планке с помощью петелек. Поднятие планки (ремизки) поднимало чётные нити. Логичным усовершенствованием стало появление второй ремизки, которая отвечала за подъём нечётных нитей, таким образом полузев открывался всегда вверх. Далее придумали не только поднимать чётные нити, но и одновременно опускать нечётные, и наоборот. Это формировало полный зев и значительно упрощало протяжку нитей утка. Поначалу ремизки приводили в движение ремнями, чуть позже ручной ткацкий станок оснастили педалями (подножками) и перекинули приводы ремизок через верхний вал. Таким образом, нажатие на одну педаль одновременно поднимало чётные нити и опускало нечётные, нажатие на вторую педаль опускало чётные нити и поднимало нечётные. Достаточно скоро появились многоремизные станки, что позволяло выборочно поднимать и опускать не все чётные (нечётные) нити, а строго определённые. Таким образом значительно расширялся ассортимент тканей узорчатых. Усовершенствовался и процесс введения утка. Одним из первых вариантов был деревяный прутик, которым проталкивали нить. Чуть позже уток проводили длинной деревянной дощечкой, на которую наматывали нить.

Устройство станка с приводом ремизок педалями

Ткацкий станок с приводом ремизок педалями имел большое значение, так как полностью освобождал руки ткача для введения утка и подбива ткани, это было особенно важно при работе с шёлковыми нитями. В Греции горизонтальные станки, в том числе и многоремизные, появились начиная с III века до н. э. В Римской империи ткацкие станки имели аналогичную конструкцию.

Горизонтальный ремизный станок стал основным орудием ткачества на территории современной Европы в средние века. Точную дату повсеместного перехода к таким станкам установить сложно, исторические документы определяют весьма размытые временные границы. Общность значения слова «бердо» в большинстве славянских языков показывает, что горизонтальный ткацкий станок был известен в Древней Руси начиная с X века.

Джон Кей

Первый этап промышленной революции XVIII века начался с появлением прядильных машин, история их появления описана в прошлом номере журнала. Важно отметить, что появлению прядильных машин предшествовало изобретение англичанином Джоном Кеем в 1733 году «летающего челнока» новой конструкции.

Изобретение состояло из двух новшеств. Первое связано с размоткой уточной нити. Ранее уточная нить разматывалась со шпули в радиальном направлении через отверстие в центральной части боковой стенки, что приводило шпулю во вращение. Это накладывало ограничение на длину нити, но важнее, что при её размотке вращение шпули (имеющей массу и инерцию) происходило неравномерно, что приводило к рывкам уточной нити и негативно сказывалось на качестве ткани. Кей предложил сматывать нить с уточной шпули в осевом направлении, при этом сама шпуля оставалась неподвижной. Второе новшество — Кей оснастил челнок роликами, которые позволяли челноку двигаться заметно быстрее.

Летающие челноки

Дооснащение ткацкого станка челночными коробками по бокам ботана (устройство для направления челнока и прибоя уточной нити к опушке ткани) и установка направляющих для движения челнока позволяли работать на широком станке одному ткачу. К сожалению, Джон Кей не получил финансовой выгоды от своего изобретения. Производители отказывались платить патентные отчисления автору, а ткачи, которые теперь работали в два-три раза интенсивнее, искренне ненавидели Кея и считали его виновником их тяжёлого положения. Несмотря на противодействие ткачей, «летающий челнок» за четверть века стал повсеместно использоваться в Англии, а далее и по всему миру. Старший сын Кея Роберт тоже стал изобретателем, в 1760 году он придумал первый в мире многочелночный механизм с подъёмными коробками. Именно увеличение выработки ткачей привело к массовой нехватке пряжи, что подтолкнуло английских изобретателей к созданию прядильных машин.

Буквально к середине 1780-х годов создалась обратная ситуация: прядильные мастерские изготавливали большое количество качественных нитей, но тогдашние ткацкие производства не успевали перерабатывать нити в ткани.

Эдмунд Картрайт

Изобретателем первой механической ткацкой машины стал англичанин Эдмунд Картрайт, получивший патент в 1786 году.

Картрайт был родом из богатой семьи и получил блестящее образование, но в области литературы, он писал стихи и статьи. Изобретателем он был по своей природе, за 80 лет он запатентовал и создал много интересных устройств, ряд которых опередили своё время. В текстильной индустрии он сделал невозможное: без специального образования, без каких-либо сведений о работах других изобретателей Эдмунд создал станок, в котором операции зевообразования, пробрасывание челнока с уточной нитью, прибой, подача нитей основы и намотка готовой ткани выполнялись механически. Несмотря на прогрессивные идеи, физическое воплощение конструкции было несовершенно, построенная Картрайтом в 1787 году фабрика на 20 станков успеха не имела. В 1779 году Картрайт патентует чесальную и прядильную машины, в 1792 году — новую ворсовальную машину и механизм смены челноков. В 1791 году в Манчестере была основана ткацкая фабрика на невиданные тогда объёмы — планировалось установить 500 усовершенствованных станков Картрайта. Но местные ткачи увидели серьёзную угрозу своим доходам, и буквально через месяц фабрика неожиданно сгорела дотла. После пожара другие фабриканты отказывались ставить станки Картрайта, опасаясь поджогов со стороны местного ткацкого сообщества.

Модифицированная версия станка Картрайта

С начала 1800-х годов Картрайт концентрирует свои идеи на развитие орудий сельского хозяйства и способы повышения урожности. В конце жизни, в 1809 году, правительство оценило изобретения Картрайта и выдало ему премию в размере 10 000 фунтов «за большие заслуги в изобретениях ткачества». На полученные деньги Эдмунд купил ферму и продолжил заниматься сельским хозяйством.

Несмотря на отсутствие коммерческого успеха, идеи Картрайта имели революционный характер и вдохновили других изобретателей.

Механический станок Картрайта всё же был достаточно несовершенным и не мог оказать большого влияния на ручное ткачество. Но ситуация менялась, бурное развитие текстильной промышленности приводило в отрасль всё новых и новых людей. Отчасти это связано с массовым обучением профессии ткача в тюрьмах и сиротских домах, коих в тогдашней Англии было большое количество. Кроме того, в начале 1800-х годов в Англию хлынул поток бедствующих ирландцев, и буквально за пару лет положение ткачей стало катастрофическим из-за резкого падения цен на их услуги. Но время работало на механические ткацкие станки, с их помощью производительность ткача увеличивалась в среднем в два-три раза. Далее изобретения буквально посыпались одно за другим. Многие хотели приложить руки для улучшения существующих станков или изобретения новых, идея заработка от продажи устройств для ткацкого дела витала в воздухе.

В 1803 году выходит механический станок Уильяма Хоррокса, первый по-настоящему коммерчески успешный проект. Хоррокс модернизировал конструкцию и патентовал изменения в 1805 и 1813 году.

Станок Хоррокса

Английские текстильные компании не торопились внедрять механические станки, но после изобретений Хоррокса начали появляться фабрики, полностью оснащённые механическими ткацкими станками. Первая такая фабрика открылась в Манчестере в 1806 году, приводом для станков служила паровая машина. В 1818 году в Манчестере и его окрестностях было уже 14 фабрик, на которых работало около 2000 механических станков, а в 1821 году — 32 фабрики с общим числом станков около 6000. Так как недовольство ткачей не уменьшалось, фабрики часто поджигали. Для борьбы с пожарами здания всех текстильных фабрик стали возводить из кирпича и камня. Кирпич не горел, пожары прекратились.

В 1822 году Ричардс Робертс, механик из Манчестера, существенным образом модернизировал станок Хоррокса.

Станок Робертса

Фактически механический станок Робертса завершил технический переворот в текстильном производстве, станки его конструкции надолго определили не только английскую текстильную индустрию, но и поставлялись во многие страны Европы. Конечно, в то время были станки других конструкций, на особом месте стоит станок для сложного ткачества Жозефа Мари Жаккара.

В то время как производство простых тканей бурно развивалось по пути механического ткачества и повсеместно заменяло ручные станки, обработка фактурных тканей (рисунок получают не нанесением краски, а сложными переплетениями основных и уточных нитей) оставалась очень сложной.

Жозеф Мари Жаккар

Решение пришло в 1804 году с французским предпринимателем Ж. М. Жаккаром: он построил ткацкий станок, который позволял автоматически перемещать вверх и вниз отдельные нити основы с помощью перфорированной карты. Жаккардовый ткацкий станок, вероятно, является одним из важнейших изобретений в текстильной отрасли того времени. Помимо того, что он обрабатывал и производил очень сложные ткани, он снижал потребности в рабочей силе, ткачу более не требовался помощник, который перемещал отдельные группы нитей основы вручную. Несмотря на то, что новый ткацкий станок был инновационным и эффективным, он не получил одобрения и повторял судьбу многих других изобретений текстильной индустрии. Напротив, сами ткачи долгое время сопротивлялись его распространению, опасаясь потерять работу, а совет города Лиона даже приказал его уничтожить. Тем не менее к 1812 году во Франции уже работало 11 000 жаккардовых станков и через десять лет такая конструкция получила широкое распространение в большинстве стран мира: Англии, Италии, Германии и даже Китае.

Жаккардовый станок
Типичный ткацкий цех середины XVIII века в Англии

Резкое развитие ткачества в Англии явилось основной причиной технической революции. Постоянно увеличивающийся спрос на станки, металлические конструкции, камень и кирпич для постройки новых цехов активно развивал другие производства. Паровые двигатели стали весьма востребованы, под нужды новых производств требовались всё новые и новые паровые машины. Именно английская текстильная индустрия конца XVIII века явилась основной движущей силой технического перевооружения, что вывело Великобританию в мировые лидеры, коей она и оставалась вплоть до середины XX века.

Автор — Юрий Ефремов (y.efremov@t-textile.com), директор компании «Текстиль и Технологии», занимающейся поставками оборудования и расходных материалов для цифровой печати по текстилю.

* Полотняное переплетение — нить утка проходит через каждую чётную и нечётную нити основы, получаем прочную двухстороннюю ткань.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38