Каковы основные достижения компании в прошлом году?
Скажу сразу: год стал самым успешным для нашей компании за всю её 22-летнюю историю. Несмотря на нынешние непростые условия мы достигли рекордных показателей по объёму продаж, вышли на новый для себя рынок этикеточного оборудования, значительно расширили и без того внушительный штат технических специалистов, а также добились абсолютного лидерства в сегменте цифрового раскроя.
Дабы не быть голословным, пройдусь по цифрам. За прошлый год мы осуществили 1324 инсталляции, а общее количество заявок, выполненных нашим сервисным центром, перевалило за 6600. Другими словами, ежедневно наши клиенты в среднем подписывали 27 актов на ремонт, запуск и регламентное обслуживание оборудования. Притом что выполнение некоторых заявок, например, инсталляции отдельных сложных комплексов iECHO, занимает до двух недель. Поэтому в реальности график работы наших специалистов был ещё напряжённей.
Поистине взрывной рост пришёлся на сегмент раскройного оборудования iECHO. За минувший год «Смарт-Т» удвоила количество инсталляций режущих плоттеров и автоматических раскройщиков — с 101 в 2022 году до 198 в 2023-м. И если год назад по объёму продаж мы прочно вошли в топ-3 мировых дистрибьюторов iECHO, пропустив вперёд лишь коллег из США и Турции, то сейчас идём ноздря в ноздрю, часто единолично занимая лидирующую позицию.
Касательно техники iECHO отмечу такой важный момент, как повторное приобретение, — лучший показатель удовлетворённости от её надёжной работы и экономической эффективности. На десятках предприятий работает уже по 2–3 единицы режущих плоттеров и раскройщиков, это стало нормой. Но есть и флагманы: на столичной швейной фабрике «Золотое Руно» установлено уже пять больших комплексов для раскроя настила iECHO GLS, а на крупном промышленном производстве в Ижевске, чьё название я не буду раскрывать, практически круглосуточно трудятся целых девять наших раскройщиков iECHO TK4S.
Директор «Смарт-Т» по маркетингу Дмитрий Грацков |
А как объясните такую динамику? Ведь промышленные раскройщики — продукт сложный и высокотехнологичный.
Одна из причин успеха iECHO кроется в нашем принципиальном подходе: сначала создать прочный фундамент для бесперебойной работы оборудования, а уже потом предлагать его потребителям. Мы никогда не занимались банальной «продажей железа», нам всегда было важно предоставить клиентам самые оптимальные технологии и условия для успешного прибыльного бизнеса. Именно поэтому наши инвестиции в сервисную службу, демонстрационно-испытательный центр и недавно созданный технологический отдел являются рекордными по масштабу, но без них невозможно обеспечить тот уровень поддержки клиентов, к которому мы стремимся.
Раз речь зашла о сервисе, приведу ещё несколько цифр: на сегодня 87 штатных технических специалистов холдинга «Смарт-Т» работают «в полях». Это беспрецедентно даже по мировым меркам, что уж говорить про отечественный рынок. Из них 28 — инженеры по профилю оборудования iECHO, причём они есть в каждом из одиннадцати наших региональных представительств — от Санкт-Петербурга до Новосибирска, от Минска до Алматы и Ташкента.
А как проходит обучение новых специалистов и внедрение в сервисный центр?
У нас активно применяется система наставничества. Новый инженер прикрепляется к опытному, вместе с ним ездит на ремонты и запуски; не просто наблюдает за работой, а довольно скоро и сам принимает в ней участие, начиная с простых операций. Как показывает практика, трёх месяцев вполне достаточно, чтобы «второй номер» стал самостоятельным, а ещё через полгода-год — полноценным специалистом, способным обучать прибывающих новичков.
Приоритетное внимание «Смарт-Т» уделяет непрерывному обучению своих технических специалистов |
Разумеется, в холдинге отлажен непрерывный учебный процесс на базе нашего центрального демозала. В этом году он значительно расширился — его площадь составляет 900 м2. Это позволило разместить в нём около 50 единиц разнообразного оборудования, которое наряду с ежедневными демонстрациями потенциальным клиентам используется и для обучения наших инженеров.
Растёт и развивается наша обширная электронная «База знаний», куда стекается информация от производителей и от наших технических специалистов. Это внушительный по объёму ресурс, аккумулирующий весь наш многолетний опыт.
А как изменился рынок оборудования и есть ли особые приметы времени?
Надо констатировать, что завершился глобальный процесс переформатирования рынка печати и раскроя в целом. Западные и японские поставщики практически окончательно ушли с рынка (однако мы, к слову, продолжаем поставки наиболее популярных моделей принтеров Mimaki), а их место заняли высокотехнологичные и активно развивающиеся производители из КНР. Миф о «китайских гаражниках» окончательно канул в лету, примером тому — истории компаний, где еженощно трудятся по несколько принтеров ARK-JET, оказывающихся в эксплуатации в 2–3 раза доступней западных аналогов без потери в качестве готовой продукции.
На производстве фотообоев Print Walls работает четыре экосольвентных принтера ARK-JET SOL 1600 |
Несмотря на давнишние разговоры о скорой кончине экосольвентная печать и не думает сдавать позиции. Изменилось лишь одно: на смену японской технике, зачастую недоступной условному небольшому региональному рекламному производству, пришли недорогие современные скоростные принтеры, работающие на качественных бюджетных чернилах и способные радикально изменить позиции даже крохотного начинающего печатного бизнеса. Наглядный пример — наш абсолютный бестселлер, экосольвентный принтер ARK-JET SOL 1600, количество инсталляций которого в минувшем году достигло 187 единиц. Это абсолютный рекорд продаж для России! Ещё важнее, что во многих компаниях трудится уже по 2–3 единицы этой модели, а на столичном производстве фресок и обоев PrintWalls — целых 4 принтера.
Активно развивается рынок цифровой текстильной печати. Отмечу характерную черту российского рынка: если в ряде стран (Турция, Индия) основу этого сегмента формируют несколько крупных игроков с парком промышленного оборудования, то в России таких грандов попросту нет. Вместо них неуклонно растущий розничный спрос на «текстильную цифру» удовлетворяют сотни и тысячи относительно небольших компаний, использующих на производстве несколько современных текстильных принтеров и гибко реагирующих на запросы заказчиков.
Активно развивается рынок цифровой текстильной печати. И здесь отлично «выстрелили» наши GongZheng и ARK-JET. Доступные, неприхотливые и надёжные машины с недорогими чернилами быстро завоевали доверие клиентов.
И здесь отлично «выстрелили» наши GongZheng и ARK-JET, оснащённые двумя, тремя или четырьмя печатающими головками последнего поколения Epson i3200. Доступные, неприхотливые и надёжные машины с недорогими чернилами быстро завоевали доверие клиентов. Красноречиво о популярности этих машин говорят цифры: объём продаж текстильных принтеров ARK-JET для сублимационной печати в 2023 году увеличился по сравнению с предыдущим в шесть раз и составил 63 единицы. Взяв резвый старт менее года назад, отличную динамику демонстрируют и принтеры GongZheng; количество их инсталляций превысило три десятка, а в этом году, судя по активному спросу, приблизится к сотне.
А как дела с УФ-принтерами и оборудованием для постпечатной обработки? Наряду с экосольвентом эти направления наиболее востребованы у рекламщиков.
И здесь нам есть о чём рассказать. В 2023 году мы поставили 72 УФ-принтера. Больше трети из них — планшетные машины Sprinter, где явным фаворитом является модель TC–CF2513 с рабочим полем 2,5×1,3 м. Остальные инсталляции — принтеры ARK-JET, среди которых отмечу рулонный ARK-JET UV 1800 с рабочей шириной 1,8 м и конфигурацией CMYK + W, а также планшетную модель ARK-JET UV6090 G5i с размером стола 60×90 см (CMYK + W + V), особенно популярную у производителей сувенирной продукции.
Отличные результаты демонстрируют наши режущие плоттеры VULCAN — универсальная планшетная модель FC-500VC/FC-800VC для постпечатной обработки полиграфии или изготовления упаковки и компактный станок SC-350 с листовой автоподачей для высечки стикеров и этикеток. Если в 2022 году мы установили 93 плоттера VULCAN, то в 2023-м число инсталляций выросло в полтора раза и достигло 139 штук.
Каковы планы и приоритетные задачи у холдинга «Смарт-Т» на 2024 год?
Одна из основных целей — дальнейшая экспансия на рынке оборудования для цифровой печати и отделки этикетки. Сформированный нами солидный портфель (промышленная ЦПМ Dilli, отделочное оборудование Brotech, станки для лазерной и механической высечки Darui, а также тонерный принтер с белым цветом) позволяет успешно конкурировать с другими поставщиками, а ведущие позиции наших партнёров-производителей на мировой арене укрепляют веру в успех.
Важной задачей остаётся работа на рынке раскройного оборудования. Здесь возможности техники iECHO выходят далеко за рамки традиционной швейной, мебельной, упаковочной или рекламной отрасли. Промышленное производство в России наконец-таки развернулось в полной мере, и трудно назвать его области, где нет наших раскройных комплексов. У нас амбициозные планы на этот счёт, и мы не видим препон, которые помешали бы очередной раз удвоить продажи iECHO. Это похоже на снежный ком: чем больше мы проводим инсталляций этого оборудования, тем сильнее волна позитивных отзывов и тем чаще появляются желающие автоматизировать своё производство именно с помощью станков iECHO.
Пять комплексов для раскроя настила iECHO GLS на швейной фабрике «Золотое Руно» (Москва)
|
Мы не видим препон, которые помешали бы очередной раз удвоить продажи iECHO. Это похоже на снежный ком: чем больше мы проводим инсталляций этого оборудования, тем сильнее волна позитивных отзывов и тем чаще появляются желающие автоматизировать своё производство именно с помощью станков iECHO.
Безусловно, будем укреплять наше лидерство в сфере поставок расходных материалов. Сейчас по объёму продаж экосольвентных и текстильных сублимационных чернил мы вышли на первое место на рынке. К беспрецедентным объёмам поставок немецких экосольвентных чернил Marabu добавились недорогие альтернативные чернила Artix производства КНР; вместе они сумели улучшить показатели 2022 года в несколько раз. Отличную динамику показывают наши чернила для текстильной сублимации — их продажи в прошлом году выросли на 186%.
И конечно же, продолжим наращивать поставки и расширять ассортимент цифрового печатного оборудования для типографий и рекламных производств. Широкоформатные принтеры — это самый массовый рынок, где мы традиционно сильны и чувствуем себя как рыба в воде.