101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Что происходит в Центральной Азии?

  • Арман Жумагалиев
  • 12 марта 2024 г.
  • 1460
Полиграфический рынок последних лет.

Согласно последним оценкам, текущее население Центрально-Азиатского региона составляет более 80 миллионов человек: это 1% от всего населения Земли. За последние десять лет население Центральной Азии ежегодно увеличивалось в среднем более чем на один миллион человек. Такой демографический рост стал драйвером и для роста в полиграфическом сегменте. Но не только он.

Регион Центральной Азии (ЦА) включает такие страны, как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Первые две из них входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), поэтому фактически не имеют ограничений на передвижения товаров с Россией. При этом каждая из стран ЦА имеет прямой доступ к китайскому рынку оборудования и материалов, а у Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана имеется собственная сухопутная граница с КНР.

Объёмы полиграфического рынка и его особенности

Рис. 1. Оценка количества типографий в странах Центральной Азии

По субъективным оценкам в регионе Центральной Азии на сегодняшний день функционируют около двух тысяч полиграфических предприятий разного уровня. Например, в Казахстане имеется 150–200 офсетных типографий, 100–120 — флексотипографий и порядка 450–500 цифровых типографий, включая рекламные агентства и рекламно-производственные компании, имеющие собственные печатные мощности. В соседнем Узбекистане эти цифры как минимум в 1,5 раза больше. Только за счёт стабильного прироста населения в регионе ежегодно появляется несколько десятков новых полиграфических предприятий.

Но в целом полиграфический рынок центральноазиатских стран за последние несколько лет пережил такие же экономические потрясения, как и многие другие отрасли данного региона. Впрочем, специфика проблем, свойственных именно полиграфической сфере, наложила на них свой отпечаток.

Хронология событий выглядит следующим образом. Исторически после создания ЕАЭС в 2015 году привезти готовую полиграфическую продукцию в Казахстан стало стоить столько же, сколько привезти бумагу и краску. Поэтому большинство крупных региональных компаний размещали свои заказы на печать в более оснащённых и продвинутых российских типографиях, некоторые из которых ориентировались именно на работу с Казахстаном и постепенно увеличили долю заказов из ЦА до 80–90% своей общей загрузки. Примерно в эти же годы стало невыгодно размещать заказы в китайских типографиях, так как существенно усилился контроль на границе, а доставка готовой полиграфической продукции с уплатой всех официальных налогов и пошлин стала нерентабельной. По мере укрепления юаня и ослабления рубля печататься в Китае стало ещё менее интересно.

В 2020 году с началом пандемии коронавируса значительно снизился объём издаваемой коммерческой продукции в связи с массовым переходом бизнеса на интернет-технологии, но зато постепенно начали расти объёмы печати этикетки и упаковки. В 2022 году после введения санкций на поставку полиграфического оборудования и материалов в РФ в типографии Казахстана и других стран Центральной Азии перетёк большой объём заказов от брендов, которые раньше размещали их в российских типографиях.

В 2023 году полиграфический рынок в РФ более-менее приспособился на работу в новых условиях, перейдя на использование китайских и турецких расходных материалов. В связи с этим некоторые заказы на печать, которые ранее были переведены в Центральную Азию, стали возвращаться обратно в РФ, т. к. применение более дешёвых материалов позволило обеспечить более низкую стоимость изготовления тиражей. Более того, многие российские типографии стали целенаправленно искать клиентов в Казахстане, предлагая им более привлекательные цены. Однако далеко не всех заказчиков устроило изменение качества печати в связи с использованием более дешёвых материалов, несмотря на более привлекательную цену. Поэтому отток заказов обратно в РФ хоть и был заметным, но не оказался стопроцентным.

В связи с ощутимым ростом объёмов производства среди существующих проблем отрасли на первое место вышла кадровая. Нехватка специалистов замедляет развитие типографий в Центрально-Азиатском регионе, так как им приходится либо нанимать непрофильных работников, либо переманивать их друг у друга повышенными окладами.

Другой проблемой стало увеличение сроков поставок некоторых полиграфических материалов из-за запрета провоза товаров через границы Российской Федерации и Республики Беларусь. А благодаря переходу в РФ на использование китайских расходных материалов, многим типографиям региона ЦА также приходится применять их на производстве для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность по ценам, с одной стороны, а по срокам выполнения заказов — с другой.

Тенденции и перспективы

Рис. 2. Экспорт товаров из Германии в страны СНГ и Турцию за последние восемь лет

Прежде чем перейти к тенденциям на центральноазиатском рынке, нужно отметить, что многие американские, европейские и японские компании, потеряв для себя рынок РФ, пытаются всячески остаться хотя бы в Центральной Азии. Поэтому в 2023 году состоялось открытие местных представительств значительного числа иностранных компаний.

Это, наряду с реэкспортом, стало одной из главных причин существенного экономического роста во всех странах данного региона. По итогам 2023 года рекордсменом стал Кыргызстан, так как Казахстан и Узбекистан в большей степени были вынуждены принимать во внимание возросший риск введения вторичных санкций.

Для иллюстрации происходящих структурных и технологических изменений, в том числе на полиграфических рынках стран Центральной Азии, приведены графики на рис. 2. На графиках поставок в Казахстан и Кыргызстан виден существенный рост в 2023 году, что, безусловно, связано с увеличением реэкспорта продукции в РФ.

В связи с ростом заказов на печать этикеточной продукции в 2023 году большинство контрактов было заключено на приобретение флексографских и рулонных цифровых печатных машин. В частности, в прошлом году в Центральной Азии были введены в эксплуатацию ЦПМ Dilli, Konica Minolta AccurioLabel 230, Durst, три цифровые машины для облагораживания полиграфической продукции MGI, а в ближайшее время состоится инсталляция ЦПМ Konica Minolta AccurioLabel 400. Эта тенденция сохранится и в 2024 году.

Надо паковать

Упаковочных типографий в регионе пока немного, так как предприятий, выпускающих продукцию, которой требуется картонная упаковка, незначительное количество. Офсетных типографий в Центральной Азии тоже немного, а для печати рекламной полиграфии используется в значительной мере цифровое печатное оборудование. В 2023 году было много поставок листовых ЦПМ, и эта тенденция также продолжится и в 2024 году благодаря новым инвестиционным проектам.

По итогам 2023 года практически во всех типографиях региона ЦА наблюдался рост на 20–30% по сравнению с 2022 годом, что было обусловлено большим количеством заказов, ранее производимых в РФ. В 2024 году этот фактор, скорее всего, уже не будет доминировать. Более того, как уже отмечалось, в конце 2023 года наметился отток подобных заказов обратно в РФ. Однако в Казахстане в новом году намечается запуск многих новых производственных предприятий международных компаний, которые, избавившись от своих активов в России, инвестировали в открытие новых производств в регионе ЦА.

Для этой новой продукции потребуется большое количество упаковки и этикетки, что обеспечит региональные типографии новыми объёмными заказами. Помимо этого, наблюдается кратный рост на поставку продуктов питания из ЦА в РФ, после ухода с российского рынка европейских поставщиков. Для этих продуктов, в первую очередь фруктов и сухофруктов, также требуется изготовление упаковки и этикетки. Всё это должно обеспечить дальнейший рост заказов в типографиях ЦА в 2024 году.

Перспективный двадцать четвёртый

Согласно опросу, который мы провели, практически все средние и крупные типографии в регионе ЦА планируют либо расширение, либо обновление парка своего оборудования, так как все понимают, что в 2024 году это можно сделать наиболее эффективно и успешно. Но при этом все отмечают, что российские типографии оправились от шока после введённых санкций, адаптировались к новым материалам и китайскому оборудованию и пытаются вернуть заказчиков, которые перешли к размещению своих тиражей на печать в центральноазиатские типографии. Данный фактор может повлиять на ожидаемый рост объёмов в 2024 году и вызывает оправданное опасение у региональных типографий. Однако большинство из них полагает, что в 2024 году рост отечественных производственных предприятий в РФ загрузит российские типографии заказами на печать этикетки и упаковки настолько, что им будет не до переманивания низкими ценами заказчиков из Центрально-Азиатского региона.

Что касается поставок полиграфического оборудования и материалов, то в 2024 году процесс открытия в странах ЦА представительств иностранных полиграфических компаний, ранее базировавшихся в России и работавших оттуда на территории всего СНГ, постепенно будет завершаться. Те, кто не откроет представительство или не найдёт себе партнёра для работы в ЦА, скорее всего, просто уйдут с рынка.

В частности, Print Store удалось заключить много новых партнёрских договоров с европейскими, американскими и японскими производителями полиграфического оборудования и материалов, в числе которых Omet, Xeikon, GEW, Apex International, Toyo Ink, Rotometal, Swedev, Recyl Graphics, Fujifilm, KeenCut, Imago, Es-Te и прочие. Также компания подтвердила статус дистрибьютора 3М и начала отгрузки из Европы.

 

Об авторе: Арман Жумагалиев, директор Print Store — компания работает в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, России, а также в Испании.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Типография и люди

Участникам группы в Телеграм-канале «Клуб директоров цифровых типографий» хорошо знакомо слово «принтинг». Павел Адольфович Капель (типография «ИРМ-1») принёс его в «наши массы» и довёл практически до всех идею о том, что автоматизация в полиграфии способна творить чудеса. Правда, не все с этим согласны и не все готовы использовать эту информационную разработку для своих нужд, да и сам владелец не спешит внедрять её повсеместно, объясняя это спецификой заказов.

Два сотрудника, девять месяцев на первую книгу и один миллион от банка в последний момент

Это всё про «40 книг» — «маленькое издательство с большим сердцем», как о нём говорят его создатели. С учредителем и генеральным директором Еленой Пальцевой обсуждаем детские книги, общение с авторами и иллюстраторами, работу на выставках и фестивалях и стоит ли вообще затевать такое предприятие.

Зайти по-соседски: «Принт-консалтинг» на рынке Казахстана

Всё чаще российские компании выходят на рынок Казахстана: в нынешних реалиях это хорошая возможность для развития и укрепления бизнеса. Тем более что барьер для выхода на этот рынок минимален, а трудовые и правовые нормы очень близки к российским. О пути развития в этом направлении «НИССА Дистрибуция» рассказал директор по продажам Александр Броневицкий.

Аккуратная работа Acolor

Перенаправление торговых потоков, поиск новых контактов, большой рост интереса к отрасли со стороны российских коллег — это всё то, с чем столкнулись за последний год полиграфисты из Центральной Азии и многих других стран. О итогах прошедшего года рассказал директор алматинской компании Acolor Дамир Мансурбаев.

Книги вне времени

1 сентября было награждение лауреатов Национального конкурса «Книга года — 2022». Мероприятие состоялось в преддверии 35-й Московской международной книжной ярмарки, которая прошла со 2 по 5 сентября в Гостином дворе.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30