Бизнес-возможность
Как бизнес узкорулонная цифровая печать занимает особое место. Во-первых, она нацелена на рынок этикетки (и, в определённой степени, гибкой и картонной упаковки). Это огромный и вечный рынок — люди могут перестать читать и писать, но не есть и пить. Во-вторых, доля цифры здесь уникально высока, около половины по числу заказов или устанавливаемых новых машин, десятки процентов по деньгам (тиражи короткие). В-третьих, и самое главное для нашего изложения, — для того, чтобы серьёзно войти в этот сегмент, по минимуму необходимо всего две единицы оборудования суммарной ценой около полумиллиона долларов, что кратно ниже стартовых инвестиций в соседних рыночных нишах. Сюда же — эти машины, делающие добрый десяток технологических операций, будут управляться двумя операторами в смену максимум, автоматизация на очень высоком уровне. И, соответственно, высока производительность труда.
Сегментация
Профильная консалтинговая компания I. T. Strategies, Inc. следующим образом классифицирует цифровое печатное оборудование, способное печатать цифровую этикетку в узком рулоне.
- S1 — малые принтеры, в том числе настольные, — и не рассматривает их при анализе рынка.
- S2 — начальный уровень. Сюда аналитики относят использующие различные технологии печати устройства ценой до $250 тыс. от Konica Minolta, Epson и принтеры на базе головок MemJet.
- S3 — всевозможные гибридные устройства, в том числе модульные системы, включающие как цифровой, так и аналоговый компонент, дооснащение аналоговых машин цифровыми системами и «настоящие» гибриды, сконструированные таковыми.
- S4 UVIJ — ЦПМ струйной печати, использующие УФ-чернила.
- S4 EP — электрографические ЦПМ на жидком (HP Indigo) и сухом (Xeikon) тонере.
S1 — малые принтеры
Оборудование сегмента S1 стоит от пары до нескольких десятков тысяч долларов и обеспечивает скорость печати примерно до 10 м/мин. Этого достаточно, чтобы обеспечить потребности магазина в ценниках и, с некоторыми ограничениями, протестировать возможности выхода на рынок с более серьёзным железом. Если оставить в стороне настольные решения с совсем уж игрушечной производительностью, то основу этого сегмента составляют электрографические принтеры, приспособленные для рулонной подачи. Они комплектуются рулонными же режущими плоттерами, обеспечивающими высечку и резку в ручьи. Облагораживание, то есть лак, фольга и пр., кроме исключительных случаев недоступны. Обычно недоступна и белая краска, читай, работа с металлизированными и прозрачными запечатываемыми материалами.
Примером оборудование может служить пара машин, с которых типографии «Альфа Принт» (Екатеринбург) начала практическое освоение цифровой печати. Видно, что после ввода в эксплуатацию профессионального оборудования такой принтер может быть использован как удобное место хранения.
Тонерное устройство печати и режущий плоттер были первым шагом в цифровую печать этикетки для типографии «Альфа Принт», Екатеринбург |
Однако по сравнению с профессиональным такое оборудование в разы медленнее и уступает по возможностям. При этом трудозатраты, расходы на помещение и пр. накладные расходы сравнимы. В результате конкурировать с вооружёнными профессиональными ЦПМ типографиями оказывается крайне затруднительно.
S2 — начальный уровень
Сегмент начального профессионального уровня S2 до 2022 г. в России был представлен оборудованием Konica Minolta. По сути это также цветной копир, оборудованный рулонной намоткой и размоткой.
Ранняя модель — bizhub PRESS C71cf. Намотчик, копир и размотчик ещё не спрятаны под единый кожух |
Однако есть важное отличие от принтеров сегмента S1: Konica Minolta удалось обеспечить более высокую скорость — до 23,4 м/мин у актуальной модели AccurioLabel 230. На такой скорости, несмотря на отсутствие белого цвета и ряд ограничений, типа невозможности работать с крайне популярными полиэтиленовыми плёнками, бизнес, по опыту ряда клиентов, уже может складываться. Особенно с учётом того, что в довоенной реальности профессиональные ЦПМ для этикетки сегмента S4 (HP Indigo, Durst) стоили в два и более раз дороже.
Однако в современной реальности, после смены решений западных производителей на восточные, сегмент S2 в России практически схлопнулся. Китайское оборудование сегмента S4 стоит ненамного дороже при принципиально лучших характеристиках.
S4 — профессиональные ЦПМ
Приведём реальные цифры. «НИССА Центрум» ранее проводила акцию с ценой 330 000–350 000 за ЦПМ LabStar 330S. Подобные цены возможны и у других производителей. Но эти 330–350 тысяч за машину с одинарным или двойным белым соответственно и до 50 м/мин, что в 2 и более раз быстрее машины класса S2.
В 2022 году состав брендов узкорулонных ЦПМ для печати этикетки принципиально изменился. За 2022–23 год было установлено:
- 2022. Hanglobal 2 + 1, то есть 2 шт. у клиентов и одна в демозале «НИССА Центрум»;
- 2023. Hanglobal — 5, Haotian — 1, Jetsci — 1, Pulisi — 1, Flora и Dilli — по одной в демозале у «Терра Принт» и «Смарт-Т» соответственно;
- 2024 считать пока рано, но есть информация о продажах оборудования Hanglobal, Haotian, Pulisi.
Видно, что это в основном китайские бренды. Исключения — индийский Jetsci и корейский Dilli — лишь подтверждают правило. Если считать по штукам — огромное преимущество у Hanglobal. Учитывая, что подобное преимущество было у «НИССА Центрум» и с HP Indigo, мы предполагаем, что его движущая сила — сервис. Сервисная служба вообще доминирующая в компании. Офис продаж только в Москве, а сервисные центры — ещё и в Питере, Екатеринбурге, Новосибирске, Йошкар-Оле.
Как практический пример инсталляции приведу всё ту же типографию «Альфа Принт», установившую в 2023 г. ЦПМ Hanglobal LabStar 330S и финишную линию Vision MDF 330.
Hanglobal LabStar 330S и Vision MDF 330 в типографии «Альфа Принт», Екатеринбург |
Эти машины взяли на себя возросшую до коммерческого уровня нагрузку в области цифровой печати. Как и все машины этой марки в России, ЦПМ LabStar 330S оборудована двойным белым цветом, но не использует два дополнительных канала. Это вообще характерно для российского рынка. Двойной белый (или хотя бы одинарный, если двойной недоступен у производителя) крайне популярен. Он позволяет работать с металликами и прозрачными плёнками. А вот всякие дополнительные цвета — оранжевый, зелёный, фиолетовый — покупают у всех производителей исключительно редко. Причина понятна. Дополнительный цвет в струйной печати — это и дополнительная цена ряда головок, и их износ. Причём если печатать мало, износ мал не будет, ровно наоборот. Струйная машина требует дополнительного обслуживания, любит загрузку и «жрёт» чернила при её отсутствии, чтобы головки не засыхали. При этом с точки зрения заказчика этикетки добавление оранжевого или фиолетового хоть и делает цвета ярче, но точно не настолько, чтобы его рука сама тянулась к кошельку.
Как и всегда в этом бизнесе, после ЦПМ стоит финишная линия. В случае «Альфа Принт» — это поставляемая «НИССА Центрум» с 2022 г. Vision MDF 330. Vision — самый популярный бренд финишных линий последних лет в России, в 2023 г. установлено девять единиц у клиентов, десятая — в демозале Vision MDF 330. На серьёзном втором месте с шестью инсталляциями — Rhyguan. Остальные производители могут похвастаться лишь единичными успехами.
Если сравнить картинки профессиональной финишной линии и режущего плоттера, установленных в «Альфа Принт», можно отметить, насколько они отличаются по размерам. И, главное, по возможностям. Финишная линия, собираемая как бы из кубиков, кроме высечки, удаления облоя и продольной резки в ручьи практически всегда несёт в себе флексосекции, нанесение фольги, часто — шёлкографию, купольную металлизацию и пр. Результат — профессионально выглядящая этикетка. Типография, должным образом укомплектовав финишную линию, способна реализовывать любые, самые изощрённые, современные требования к готовой продукции.
2+
Как было сказано, двух машин — ЦПМ и финишной линии — достаточно по минимуму. Но именно по минимуму. Очень полезна, так как разгрузит гораздо более дорогое оборудование, простая машина для перемотки, инспекции, продольной резки в ручьи. На фото — вариант, выбранный в «Альфа Принт» вместе с ЦПМ и финишной линией. Конкретно эта — производства Vision, но подобных недорогих машин множество.
Перемоточно-инспекционная машина с функцией бобинорезки |
Их функциональность может существенно отличаться, например, внедрение видеоинспекции сильно поднимает как ценность, так и цену машины.
Полная цифровизация
Некоторым недостатком описанных финишных линий является то, что они — аналоговые, то есть требуют применения форм и штампов. Недостаток этот чаще всего теоретический — формы высечки не очень разнообразны, а полуротационная высечка во много раз быстрее лазерной, не говоря о плоттерной резке. Но появляются первые отечественные инсталляции чисто цифровых финишных систем. Сравнимые с профессиональными ЦПМ скорости высечки на режущем плоттере недостижимы, но возможны с применением лазера, обычно двухлучевого. Особенно это интересно при применении не совсем обычных для индустрии материалов, например фольги.
Golden Laser LC350 в типографии ML Group (ex-«МИЛК»), крупнейшего производителя упаковки из фольги в России |
Для цифрового облагораживания (выборочный лак и фольга) используются струйные технологии, где лак служит клеем для горячей или холодной фольги.
Демонстрация эффектов цифрового облагораживания от компании DMS |
Но всё это выходит за рамки минимального набора оборудования на старте бизнеса.
Внимательный читатель мог заметить, что за кадром остался класс S3 — гибридное оборудование. И вовсе не потому, что оно сегодня не интересно или не актуально. Напротив, остро актуально и интересно настолько, что не вмещается в рамки этой небольшой статьи.
Михаил Кувшинов, «НИССА Центрум».