«ГЭС-2» — культурная институция и современное городское пространство, основная площадка фонда V–A–C в России, открывшаяся в здании бывшей московской электростанции на Болотной набережной 4 декабря 2021 года. Это место, где искусство и культура становятся частью жизни людей. Фонд занимается выставочной, просветительской, перформативной и издательской деятельностью совместно с художниками, исследователями и публикой. Выпускаемые издания ориентированы на широкую аудиторию всех возрастов и самых разных интересов.
MMAM Выставка Павла Пепперштейна. Фото Паялина Ирина |
Детская серия фонда привлекла внимание необычным полиграфическим воплощением и сложными технологическими решениями. Плюс над оформлением изданий работают современные художники. Ещё в Советском Союзе в «рабочее время» детские книги оформляли художники — нонконформисты Эрик Булатов, Олег Васильев, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и другие.
Фондом V–A–C выпущено две книги Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» в 2020 году и «Алиса в Зазеркалье, или Сквозь зеркало и что там увидела Алиса» в 2024-м. Иллюстрировал их Павел Пепперштейн, сын Виктора Пивоварова и детской писательницы и иллюстратора Ирины Пивоваровой.
Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране Чудес. Художник Павел Пепперштейн. Фото Софья Ахметова
У первой книги формат блока 297×375 мм, он больше, чем формат обложки: 210×297 мм. Обложка из переплётного картона «Эскаборд» толщиной 1 мм с тиснением матовой белой фольгой с фактурой на первой и шёлкографией 1+0 пантоном на второй полосе. Книжный блок 148 полос печатался офсетом по бумаге «Классик» 80 г/м2 (пухлая 2,0) с разной цветностью полос: часть полноцветом, часть чёрным и пантоном, а одна полоса — только пантоном. Крепление КШС, заклейка корешка тканью «Саванна 5120» плюс приклейка книжного блока к обложке только последней полосой.
Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье. Художник Павел Пепперштейн. Фото Гоша Бергал
Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье. Художник Павел Пепперштейн. Руслан Шавалеев
Вторая книга печаталась в соответствии с принципом всей серии: крышка из переплётного картона толщиной 1 мм формата А4. Она меньше по размеру, чем блок, формат которого 240×297 мм. В блоке 168 полноцветных полос на бумаге «СЛ Графика» 120 г/м2, отпечатанных офсетом. Особенностью сборки является то, что часть форзаца с картонными сторонками короче, чем часть, приклеенная к блоку, для форзаца использовалась бумага «СЛ Графика Раф» натурального белого оттенка 300 г/м2, цветность форзаца — 5+5 (CMYK + Pantone 877). На картонных сторонках — тиснение белой фольгой. На открытом корешке расположено название книги — это элемент дизайна, включённый в печать блока, а не отдельное нанесение.
За производство обеих книг отвечало принт-менеджерское бюро Маяк. Сложным моментом в производстве была обложка первой книги из переплётного картона, которую надо было биговать, а не надсекать. В типография, где печатали блок, за биговку обложки не брались. Принт-менеджер «Маяка» пошла к другим подрядчикам и убедила их попробовать: они сделали прототип, протестировали — конструкция оказалась жизнеспособной. В результате над первым изданием работало два подрядчика.
Вторую книгу «Алиса в Зазеркалье» уже делали полностью в одной типографии, но только после того, как в «Маяке» убедили и доказали менеджеру типографии и начальнику производства реальность технологии на примере первой книги.
Ещё одна сложность — приклейка картона к блоку. Тут были эксперименты с подбором скотча, выбрали вспененный. Звучит просто, но на деле типографии не любят таких экспериментов. По вопросу скотча принт-менеджер «Маяка» консультировался у коллеги, который занимается развеской в музеях, в том числе и тяжёлых конструкций на неровных поверхностях. И в типографию пришли с готовым решением.
Третий вызов — большая площадь тиснения по переплётному картону. Мало кто хотел с этим связываться. «Маяк» опять пробовал и экспериментировал с разными подрядчиками и нашёл подходящего.
В результате книгу «Алиса в Зазеркалье, или Сквозь зеркало и что там увидела Алиса», выпущенную в 2024 году, делал один подрядчик. Но его пришлось убедить, уговорить попробовать, чтобы доказать, что типография может всё это сделать сама на своей базе без привлечения других производств!
И тут важно участие третьей стороны, которая не только заинтересована в реализации заказа, но и хорошо знает технологию производства и имеет большой опыт и экспертизу решения непростых и нестандартных полиграфических задач. Этим и занимается «Маяк», помогая не только выпустить сложные и интересные издания, но и типографии поверить в свои возможности.
Хочу добавить, что до 16 декабря в «Мультимедиа Арт Музей» на Остоженке проходит выставка Павла Пепперштейна «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье», где можно увидеть иллюстрации художника, созданные для изданных книг.
Дом культуры «ГЭС-2», Москва, Болотная набережная, 15. Время работы: понедельник — воскресенье 11:00–22:00. Вход свободный по регистрации.
«Мультимедиа Арт Музей», Москва, Остоженка, 16. Время работы: ежедневно, кроме понедельника 12:00–21:00. Вход по билетам.