101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Ежедневники по-японски: проектирование процветания

  • Ирина Паялина
  • 19 марта 2025 г.
  • 230
Уже несколько лет в России продаётся ежедневник «Designing my life. Кайдзен — японская система осознанного планирования жизни». Publish разбирается, что такое «японские» ежедневники в России и чем они отличаются от ежедневников, сделанных в Японии.

Япония — страна с непривычной европейцам культурой, образом жизнью и традициями. Однако глобализация постепенно сокращает многие различия. Ваби-саби, икигай, какебо, сёсин и многие другие японские понятия уже несколько лет популярны в России. А концепция кайдзен, что значит «улучшение», плотно вошла в российскую бизнес-среду.

Генеральный директор Sanzen Paper Manufacturing Тосинори Хосино (слева) и директор фабрики в Канадзаве Кацухико Нагаи (справа). Фотография: Юки Иде

В апреле 2024 в Publish вышла статья «Больше порядка», в который мы расспросили издателей и производителей ежедневников о текущей ситуации на этом рынке и поделились их взглядом на будущее. Одной из компаний в обзоре было издательство «Питер», которое несколько лет печатает и продаёт ежедневник «Designing my life. Кайдзен — японская система осознанного планирования жизни». Это отечественная разработка редакции издательства, без использования японских образцов.

На запрос «японские ежедневники» на маркетплейсах Ozon и Wildberries можно найти самые разные блокноты и планинги с аниме, драконами, пагодами, героями Миядзаки и иероглифами на обложках. Большая часть таких канцтоваров не имеет отношения к продукции, сделанной непосредственно в Японии.

А что же в Японии?

В 2022 году Forbes Japan опубликовал исследование компании Cross Marketing об использовании ежедневников и планингов среди мужчин и женщин в возрасте от 20 до 69 лет, опросив 1100 человек: 42,5% ответили, что используют бумажные носители для записей планов. В эпоху цифровизации достаточно большое количество людей продолжают вести записи от руки. Есть прямая зависимость от возраста: чем старше, тем больше людей используют бумажный ежедневник. Люди 20 лет в 38,6% используют бумажный вариант, 49,6% — цифровой, а в группе старше 60 лет уже 60,8% используют бумагу и 39,2% цифру.

Ежедневники по-японски: проектирование процветания

Цели ведения записей, как в бумажных носителях, так и электронных: у порядка 80% — управление своим графиком, около 27% — график семьи, 25% — по работе, 21% ведут to do list, 17% пишут дневники и 13% список покупок.

Самые известные бренды ежедневников — Hobonichi, Midori, Nolty, Torinco, Kokuyo, Kunisawa, Delfonics и ряд других. У топовых японских производителей огромная линейка базовой продукции. Начинается она с большого разнообразия размеров. Помимо классических форматов А4, А5, А6, они много внимания уделяют компактным версиям: карманным и мини.

Внутреннее наполнение: на несколько лет, на год, ежемесячное, еженедельное, ежедневное, дневниковые записи также имеют большой ассортимент и непосредственно влияют на толщину и вес изделия. Внимание уделяется не только видам разлиновки страничек (клетка, линейка, точки и их сочетание), но и высоте строк и размеру линеек в миллиметрах с шагом 1 мм.

Ежедневники по-японски: проектирование процветания

Отдельный, максимальный фокус на качестве продукта: печати, сборке, используемых материалах и, в первую очередь, бумаге. Упоминаемую методологию кайзен японские производители используют при изготовлении продукции на каждом этапе. Отдельные технологические разработки держатся в секрете, а продукты многократно тестируются.

Особое место занимает бумага. Несмотря на всю технологичность, в Японии по-прежнему её много используют. У российских поставщиков таких нет. Одним из качеств своей продукции, на котором акцентируют внимание японские бумажные компании, является «взаимодействие между писателем, его бумагой и ручкой». Существуют таблицы, где рекомендуется бумага для разной деятельности, указываются характеристики и чем лучше по ней писать. Например, Kokuyo Campus 85 г/м2 — гладкая и прочная для ежедневного использования и письма шариковой ручкой, гелевой и карандашом, а вот Kokuyo THIN 52 г/м— тонкая и прочная, лучше использовать только с гелевой ручкой.

Ежедневники по-японски: проектирование процветания

В продукции одного из самых известных брендов ежедневников Hobonichi с 2024 года заменили бумагу Tomoe River плотностью 52 г/м2 от Tomoegawa Paper на новую, ей стала Tomoe River S 47 г/м2 от Sanzen Paper Manufacturing. Бумага стала тоньше и легче, но фабрику попросили сохранить её непрозрачность.

Генеральный директор Sanzen Paper Manufacturing Тосинори Хосино и директор бумажной фабрики в Канадзаве Кацухико Нагаи рассказывали в одном интервью о процессе создания Tomoe River S 47 г/м2 на их производственной базе. Кацухико Нагаи: «У каждого свои требования к бумаге, поэтому мы вносили коррективы после обсуждений ожиданий клиентов: как они хотят, чтобы чернила взаимодействовали с бумагой. Наша бумага для блокнотов изначально была разработана с упором на совместимость с перьевыми ручками, с составом, который уменьшает кляксы для чернил на водной основе. Мы сохранили эту часть характеристики бумаги, а также убедились, что другая ручка, которая имеет чернила на масляной основе с низкой вязкостью, не просвечивает через другую сторону бумаги».

Тосинори Хосино: «В Японии было четыре компании, которые производили тонкую бумагу. Oji F-Tex, Nippon Paper Papylia, Tomoegawa и Sanzen. Теперь, когда Tomoegawa прекратила выпуск бумаги Tomoe River, осталось три. У всех трёх разные машины и разные источники целлюлозы, так что вы заметите эти различия. Процесс изготовления тонкой бумаги настолько отличается от стандартной, что есть такая поговорка: «Здравый смысл для тонкой бумаги — бессмыслица для стандартной бумаги». Производство тонкой бумаги включает измельчение сырой целлюлозы и очень тонкую нарезку волокон. Стандартная бумага не требует таких манипуляций. Чем тоньше волокна бумаги, тем дольше длится процесс изготовления — скорости гораздо ниже. Стандартные бумагоделательные машины работают со скоростью около 1000 метров в минуту, в то время как наша машина для тонкой бумаги работает со скоростью 250 метров в минуту. На изготовление бумаги Tomoe River S уходит в 4 раза больше времени, чем на производство стандартной бумаги». Нагаи дополняет: «В дополнение увеличивается время сушки, больше запасов не проходят контроль качества, потому что тонкая бумага легко мнётся, резка и упаковка сложнее, потому что поверхность бумаги очень скользкая. Есть и другие трудности, которые возникают в процессе производства, но благодаря всему этому вы получаете действительно высококачественный продукт».

Ежедневники по-японски: проектирование процветания

При выборе бумаги для ежедневников учитываются не только плотность, толщина, гладкость, прочность, а ещё тактильное восприятие пальцами и удобство использования любого пишущего инструмента, включая перьевую ручку. Производители думают про «ощущение перемещения пишущего инструмента по бумаге». Её цвет должен быть комфортен глазу и сочетаться с цветом печати. Приятна должна быть и обложка, а планер обязан пережить многократное ежедневное использование, быть удобным, раскрываться на 180 градусов и не разваливаться. И главное, взаимодействие должно приносить эстетическое удовольствие. Слова производителей подтверждаются многочисленными тестами и экспериментами с бумагой и чернилами в ежедневниках от потребителей.

Планер для японцев часто многосоставная модульная продукция, которую пользователь собирает под свои нужды. Выпускаются постоянные обложки, в которую можно собрать несколько частей: просто блокнот, ежедневник или еженедельник, дополнительный бонусный блок, например, для идей, списков, внедрения привычек или планировщик будущего. Отдельные ручки, вкладыши, «карандашные» доски (плотные и гибкие пластиковые прокладки) с разным дизайном, наклейки, липучки, вкладыши для карт, линейки с трафаретами, декоративные ленты и ещё сменные внешние обложки, чтобы беречь постоянную, и плюс чехол или сумочка. Для каждого элемента большой выбор по дизайну и материалу. И так у каждого бренда. Выбор — огромен.

Это описание базовых ежедневников для записи планов и задач на день, неделю, месяц, год. На рынке также есть и специализированные варианты: по фэншуй, по временам года, по сезонным продуктам, для домохозяек, для мам, для работающих женщин, путешествий, для красоты и здоровья, дневники познания себя, трекеры привычек, авторские методики и многое другое.

Объединяет такое разнообразие продукции важность эстетической составляющей в сочетании с высоким качеством, возможностью выбора или составление продукта из разных частей под свои задачи и отношение, когда «это не просто ежедневник — это повседневный компаньон, который помогает вам организовывать свой день и записывать драгоценные воспоминания». А планирование своего времени — это проектирование процветания своего будущего.

P.s. В японском календаре есть отличия: например, финансовый и учебный год начинаются с апреля, поэтому есть датированные ежедневники с 1 апреля, а не с привычного 1 января. Или в некоторых изданиях неделя начинается с воскресенья. Но поскольку к полиграфическому производству эти нюансы отношения не имеют, они в данной статье не рассматриваются.

Publish благодарит Оксану Владимировну Бондаренко, преподавателя РКИ, переводчика, более 30 лет работающую в Японии, за помощь в подготовке материала.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Книга для медленного чтения, «не находу», а с возможностью открыть и замереть на какой-то странице…

В ноябре 2024 года газета The Art Newspaper Russia презентовала первую книгу «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», обозначив таким образом начало издательского проекта, посвящённого актуальному миру искусства.

«Бережное» образование (в трёх сценах)

«Берег» полиграфисты знают как крупного поставщика картона и бумаги. Но деятельность компании этим не ограничивается. В петербургском офисе «Берега» на Обводном канале регулярно проводятся образовательные семинары на самые разные темы.

Музейная полиграфия

Мы в Publish решили составить список музеев — полиграфических и не ограничиваться только столицей. Начинаем мы с Москвы, рассказывая о большой коллекции Музея истории полиграфии, книгоиздания и МГУП имени Ивана Фёдорова, находящегося в структуре Московского политехнического университета.

Про преемственность и свободу: эта выставка — про замечательных молодых дизайнеров, которым удалось передать любовь к книге

До 5 марта в HSE ART GALLERY на Винзаводе в Москве можно увидеть выставочный проект «Искусство книги. Школа, издательство, сообщество». В залах галереи представлено порядка 150 работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ, их преподавателей и других известных книжных дизайнеров за последние девять лет. Каждый экспонат можно взять в руки и детально изучить. Publish, как ценитель редких, интересных и технологически сложных книг, выступает информационным партнером проекта.

«Азбукварь»: детская книга полиграфических технологий

В ноябре 2024 года в издательстве V–A–C Press вышла книга «Азбукварь», созданная художником и иллюстратором Родионом Китаевым. Автор окончил Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств и Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова. За производство издания отвечало принт-менеджерское «Бюро Маяк».



Новый номер

Тема номера: Цифровая текстильная печать. Как технологии помогают увеличить прибыль бизнеса. Konica Minolta AccurioPress. Моностартап. Зачем УФ-принтер Госфильмофонду? Путеводитель по рынку узкорулонных флексографских машин. Labelexpo South China.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59