101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Флексомашины. Ближе к практике

  • Михаил Кувшинов
  • 19 марта 2025 г.
  • 249
Статья об узкорулонных машинах описывает целый калейдоскоп производителей, что крайне полезно с академической точки зрения. Но, как говорится, практика показывает, что в теории всё проще, чем на практике.

И читателю было бы полезно знать, во‑первых, насколько успешны описываемые производители на родном, главном для них рынке. К сожалению, в Китае и Индии не очень принято публиковать подобную статистику. Поэтому экспертные оценки ниже получены автором в процессе изучения китайского рынка и разговоров с многими его акторами. То есть они могут быть дополнены и уточнены, к чему коллег и приглашаю.

Цифровое облагораживание, фольга и лак в составе флексомашины Label Source YTP-F6. Публикуется впервые

В Китае по узкорулонному флексо в последние 5–7 лет сложилась интереснейшая ситуация. Ранее доминировавшие здесь международные бренды уже практически полностью с рынка вытеснены. Причём локальные производители добились этого исключительно экономическими методами, без привлечения административного ресурса, просто победив в конкурентной борьбе. Сегодня ежегодные продажи узкорулонных флексомашин в Китае превышают 200 шт., приближаясь скорее к цифре 300. Из них на долю всех западных производителей в сумме приходится 1–2 машины в год, то есть доли процента. В Индии, кстати, процесс движется в том же направлении импортозамещения, да ещё подталкивается административными усилиями государства. Но западные производители продают здесь десятки машин в год. Автору неоднократно приходилось слышать от китайцев мнение, что это свидетельствует о большей конкурентоспособности китайских производителей по сравнению с индийскими. Но для полноты картины не вредно было бы услышать и мнение индусов. Тем более что по индийскому рынку информации у автора недостаточно.

Вернёмся к Китаю. Здесь лидером по продажам является Label Source: примерно 100 машин в год на национальном рынке. За международную экспансию компания взялась совсем недавно, в 2023-м было менее 10, 2024‑м — около 20 машин. Label Source особенно гордится тем, что за все годы из сотен проданных машин флагманской серии YTP-F6 не было ни одного случая, когда после её покупки клиент приобрёл бы машину другого производителя. Второе место на локальном рынке примерно с 2,5–3-кратным отставанием удерживает компания Weigang. Но этот производитель заметно раньше начал зарубежные продажи и достиг здесь значимых успехов. Впрочем, по сведениям автора, домашние продажи и у него преобладают. А вот дальше, подобно ситуации на велогонке, идёт плотная группа. Эти производители продают одну-две машины в месяц, и этого достаточно, чтобы бизнес был экономически оправдан. Что затруднительно предполагать у ещё более многочисленной группы компаний, производящих флексомашины лишь эпизодически, менее раза в месяц. Выделять кого-то автору не представляется целесообразным, но, возможно, российские партнёры этих компаний решат высказать свое аргументированное мнение.

Сервис всему голова

А нас сильнее всего интересует ситуация дома. В России в 2023–2025 годах, то есть по контрактам, заключённым после февраля 2022 года, было установлено множество узкорулонных флексомашин различных марок. Но, согласно сведениям автора, рубеж в три инсталляции, меньше которого поставки за несколько лет трудно назвать серьёзными, преодолели всего пять торговых марок. Это, по алфавиту, Hyde (о российских представителях — см. ниже), Label Source («НИССА Центрум»), Spande («Акопринт»), UV Graphic (UV-Service) и Weigang («Терем»). Между ними, на первый взгляд, не так много общего. Здесь и лидеры китайского рынка по числу инсталляций, и компании, не претендующие на значимые места в численном выражении. Это не только Китай — есть и индийский бренд. Машины очень разного класса и возможностей: от рабочих лошадок до предельно насыщенных функционалом. Более того, динамика продаж у разных марок оказалась очень разной. Но общее у них есть — российская сервисная поддержка. Типографиям нужна не машина сама по себе, а машина, уверенно работающая. Без налаженной локальной сервисной службы этого не бывает.

Здесь особенно примечательна судьба Hyde. В конце 2023 года производитель принял судьбоносное решение отобрать права на поставки у серьёзного российского дилера — «ВИП Системы» — и передать их малоизвестной компании, маркетинговой деятельностью не интересующейся настолько, что даже её название толком неизвестно. Как нетрудно догадаться, продажи не просто снизились — они рухнули до нуля. Причём и у Hyde, и у «ВИП Систем». Ведь российской компании пришлось не только продвигать новый бренд, но и создавать по нему сервисную инфраструктуру. Что до реальных продаж выглядит несколько умозрительно.

Подобная задача к началу 2024 года встала и перед «НИССА Центрум», добившейся авторизации у лидирующего китайского производителя узкорулонных флексомашин Label Source. Но, благодаря прежде всего географически распределённой сервисной инфраструктуре (не только Москва, но и Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и пр.), задачу вывода нового продукта удалось решить успешно. Что примечательно, акцент был сделан не на бюджетную продуктовую линию YTP-F4, а на флагманскую, дорогую и богато оснащённую, YTP-F6. Кстати, именно машина этой серии в ранее невиданной в России по богатству оснащения конфигурации реально работала на выставке RosUpak 2024 и делом доказывала состоятельность сервисной службы компании. А конфигурация заслуживает упоминания, благо большинство производителей, включая европейских, аналогичную машину произвести просто не способны: непрерывная размотка с двух рулонов, непрерывная турельная намотка, непрерывное удаление и прессовка облоя, фольга со сдвигом позиции для нанесения с одного рулона в разных местах печатного поля, оснащение для производства многослойной, до восьми слоёв этикетки, две секции ротационной высечки со сменой магнитных цилиндров на тележке (а не традиционным краном). А менее чем через две недели после выставки машина уже работала в московской типографии «Флекс-Принт».

Проникновение цифры

Узкорулонные флексомашины, вероятно, класс полиграфического оборудования, испытавшего наиболее революционные изменения в последние десятилетия. От механических систем с общим валом — к полному сервоприводу. От долгой ручной приладки — к сложнейшим программно-аппаратным комплексам для быстрой приводки, совмещающим техническое зрение, датчики и искусственный интеллект. От весьма посредственного качества печати к высочайшему. Но этот процесс далеко не завершился, чему станут свидетелями посетители выставки SinoLabel в марте 2025 года в Шанхае. И продолжение революции связано с всё более глубоким внедрением цифровых технологий печати и не только печати. Собственно, термин «гибриды» хорошо известен, хотя и недостаточно чётко определён. Для большинства производителей добавление флексосекции в машину цифровой печати, — уже основание говорить о создании гибрида. Ирония в том, что даже самая массовая ЦПМ для производства этикетки, HP Indigo 6800/6900/6K, которую точно никто гибридом не считает, в стандартной конфигурации включает секцию праймирования в линию, представляющую собой именно флексосекцию. Думается, для того чтобы гибрид был полноценным, он помимо собственно печатных секций должен включать то, без чего немыслима современная флексомашина, — финишно-отделочную функциональность. На сегодняшнем этапе — как минимум, фольгу и высечку. То есть полноценный гибрид — это не ЦПМ с добавлением флексовозможностей. А флексомашина, часть функциональности которой становится цифровой. И с течением времени — всё большая часть: вчера печать цветными красками, сегодня лак и фольга. Именно цифровое облагораживание во флексомашине Label Source YTP-F6 обещает стать прорывной технологией SinoLabel 2025. Также как в 2023 году такой технологией стала интеграция цифровой фольги в цифровые печатные машины.

Об авторе: Михаил Кувшинов, директор по развитию «НИССА Центрум».

А в заключение стоит напомнить о том, что за год на фоне роста индекса промышленного производства в России в целом на 4,3% индекс полиграфической деятельности вырос на 9,6%, а производство ярлыков и этикеток — на 32,5% (см. Показатели роста полиграфического производства продолжают снижаться // Publish № 12, 2024). Так что в нашей отрасли быстрое технологическое развитие идёт рука об руку с опережающим экономическим ростом.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
#Ефорум 2025: слёт производителей рекламы в Сибири

Мероприятие прошло с 5 по 9 февраля 2025 года в креативном кластере «Квадрат» в Красноярске. Выбор локации не случаен: это пространство объединяет местные компании, оказывающие услуги в сфере искусства, дизайна и создания контента.

Colors SR 2500 — прямая печать на текстиле

На столичной выставке «Интерткань-2025» компания «Алларт Сервис» представила на своём стенде рулонный принтер Colors SR 2500 шириной 250 см c интегрированной ИК-сушкой, который предназначен для прямой печати на ткани с термофиксацией чернил.

12 важных вопросов про РОП

Уменьшение и в перспективе сведение к нулю захоронения отходов в пользу переработки и вовлечения сырья во вторичный оборот являются не только хрустальной мечтой любого экоактивиста, но и целью нового механизма экономического регулирования — расширенной ответственности производителя (РОП).

Выставки: Labelexpo South China, далее — Sino Label

Китайский рынок цифровой печати этикеток: от ультрабюджетных решений до гибридных конвертеров. Узнайте, как Китай меняет правила игры в индустрии и что нас ждёт на выставке Sino Label 2025.



Новый номер

Тема номера: Цифровая текстильная печать. Как технологии помогают увеличить прибыль бизнеса. Konica Minolta AccurioPress. Моностартап. Зачем УФ-принтер Госфильмофонду? Путеводитель по рынку узкорулонных флексографских машин. Labelexpo South China.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59