С 23 по 25 октября в КВЦ «Сокольники» (Москва) прошла уже вторая в этом году выставка 3D Print Expo, посвящённая всему, что касается 3D-печати. Первая состоялась в феврале и вызвала большой интерес. Как следствие, усилия организаторов поддержали участники – выставочные площади существенно выросли.
В рамках выставки состоялись двухдневная тематическая конференция, мастер-классы, фестиваль шоколада, арт-галерея 3D-объектов, показ мод и даже спортивные мероприятия. 24 октября состоялась церемония вручения призов конкурса 3D Print Awards.
Конечно, 3D-печать очень отличается от других способов печати, с помощью которых привыкли зарабатывать полиграфисты. Речь идёт скорее об инструментах, применяемых в самых разнообразных сферах – от архитектуры и стоматологии до выпуска сувениров и промышленного производства. 3D-печать востребована везде, где имеет смысл выпуск единичных изделий сложных форм. В нашей индустрии подобные технологии могут в первую очередь интересовать сувенирщиков – среди самых популярных экспонатов стендов выставки были фигурки людей и чехлы для мобильных телефонов.
Интересно, что на выставке можно было увидеть стенды знакомых полиграфистам компаний. И если для Consistent Software Distribution (CSD) участие было совершенно естественным – компания давно занимается продвижением технологий 3D-печати, то для «Терем» это стало дебютом. Компания недавно объявила об эксклюзивном партнёрстве с немецким производителем крупноформатных принтеров BigRep. Модель One стоимостью 39 000 евро показали на стенде. Подобные устройства могут заинтересовать дизайнеров мебели и других крупных изделий. «Терем» также является официальным дилером CSD по 3D-принтерам американской 3D Systems – такие аппараты особенно популярны у изготовителей цветных изделий, в частности фигурок людей.
Коллеги из NISSA Digispace продвигают промышленное оборудование Concept Laser, работающее по принципу селективного лазерного плавления уже не первый год. За это время сделано около полутора десятков инсталляций аппаратов по цене от 200 000 до 3 млн евро. Среди покупателей – стоматологи, конструкторы, оборонные предприятия. Возможно, полиграфистам будет интересны владельцы подобных аппаратов – ведь они способны изготавливать сложные единичные изделия из металла, а значит появляется альтернативный способ заказа запчастей.
Ещё один дебютант выставки – Roland DG, совсем недавно представившая свои первые устройства в серии MomoFab: 3D-принтер MonoFab ARM-10 и настольный фрезерный аппарат MonoFab SRM-20.
Известный разработчик 3D-принтеров Picaso впервые представила собственный стенд, на котором была также размещена гоночная машина, собранная с использованием напечатанных деталей.
Как живые... |
На выставке было немало поставщиков комплексных сервисов – от 3D-сканирования и моделирования до 3D-печати. Примерный цикл изготовления фигурки человека в одном из таких сервисов выглядит так: 15-20 минут сканирование, ещё несколько часов – обработка и доводка 3D-модели, 3 часа – печать нескольких фигурок. Цена каждой в розницу – около 10 000 руб. Стоимость расходных материалов и длительность печати при таком цикле не так важны, как трудоёмкость подготовки 3D-модели – здесь пока узкое место.
Производитель пластиков из России Rec наладил выпуск расходных материалов – пластиков PLA, ABS, HIPS и FLEX. Последний позволяет печатать гибкие детали, которыми сразу заинтересовались владельцы автомобилей – почему бы не печатать необходимые прокладки? Правда, остаётся открытым вопрос соответствия свойств гибкого пластика требованиями автомобильной индустрии.
Конечно, выставка 3D Print Expo пока интересна полиграфистам больше теоретически. Но мы ведь обещали читателям 101 способ заработать на печати. Не подумать ли о пока не освоенных? – И. Терентьев