В 2020 году объем производства бумажных ярлыков и этикеток составлял 53,7 млрд шт. в год. В 2021 году рынок потерял 8%, уменьшив количество произведенных упаковок практически до 50 млрд шт.
Сегодня, когда целлюлозно-бумажная промышленность столкнулась с дефицитом бумаги в 2022 году, правительством было предложено уменьшить размер этикеток, чтобы не потерять их количественное значение. Действительно, основное сырье для производства этикеток, бумага, ощутило на себе все «прелести» санкционного времени. Однако количественные показатели за первое полугодие 2022 года показали прирост в сравнении с АППГ: +2,5% (186,5 тыс. тонн). Проблема же заключается в нехватке химикатов, запчастей, которые приводят бумажное волокно к необходимому для использования в производстве состоянию. В то же время на сегодняшний момент идут активные поиски поставщиков всех необходимых принадлежностей для производства бумаги в Китае и Индии, российские власти уже весной объявили о том, что вопрос с нехваткой бумаги решен. Аналитики предполагают, что в 2022 году объемы производства этикеток могут прибавить 5% — до 51, 9 млрд шт.
Что касается стоимости этикеток, то в 2022 году существенное снижение цен приходилось на март и апрель — до 430 рублей за тысячу штук. Для сравнения средние цены производителей на ярлыки и этикетки в 2021 году достигали практически отметки в 700 рублей за тысячу штук. Однако, после отказа европейских производителей поставлять материалы и расходники, который произошел весной 2022 года, в мае стоимость бумажных ярлыков и этикеток побила все рекорды, достигнув отметки в 731 рублей за тысячу штук. В августе цена опустилась до 608,9 рублей за тысячу штук. Из-за низкой стоимостной базы в первые месяцы 2022 года и относительной стабилизации цен после пикового роста, ожидается, что средняя цена в 2022 году составит 628 рублей.
Одна из компаний, которая ощутила на себе перебои поставок этикеток, — ООО ПК «СМАК» — крупный производитель икры, рыбных консервов и паштетов. «Произошло нарушение логистической цепочки, наши поставщики не имели достаточного количества бумаги и краски. Мы же лишились четких сроков поставки, столкнулись с задержками. Если раньше печать занимала неделю, то сейчас на это уходит до месяца. И, безусловно, вопрос повышения цен на этикетки оказал свое влияние на нашу текущую деятельность», — рассказал директор ООО ПК «СМАК» Андрей Черепенников.
Реагируя на сложившиеся обстоятельства, компании ищут различные пути решения проблемы. В ООО ПК «СМАК» закупают как этикетки, так и литографированные банки, чтобы обеспечить бесперебойную работу предприятия.