Хлопоты с контрактами, переводом валюты, доставкой и растамаживанием порой идентичны радости человеческого общения с российским тружеником.
Не знаю что вас так очаровало, возможно сытая спокойная жизнь знакомого издателя, или слава репортера, а может быть запах еще не высохшей краски, но вы уже почти приняли решение основать новое периодическое издание, осталось только получить добрый совет да благославление и отправиться в путь. Вам будущие издатели посвящается эта статья.
С чего начать? Порядок действий не важен, но есть список необходимых мероприятий, который желательно исполнить.
Начнем, например, с регистрации издания. Если Вы задумали издание тиражом менее 1000 экземпляров, Вы можете его не регистрировать, правда в дальнейшем вы сталкнетесь с рядом проблем. Во-первых, вам будет трудно включиться в подписной каталог по разным причинам, которые вы безусловно выслушаете из уст сотрудника подписного агентства (об этом ниже), во-вторых, вы скорее всего не сможете воспользоваться льготами по налогооблажению, поскольку справку о том что ваше издание попадает под льготы можно получить только в органах регистрирующих издания, где о вашем издании ничего не знают и поэтому вероятнее всего от вас отвернутся.
Сигнальный выпуск независимо от тиража также можно не регистрировать, но на нем рекомендуется указать "выпуск 0" или "сигнальный выпуск", тогда вы застрахованы от ответсвенности за нарушение законодательства. В этом случае скорее всего вы также лишаетесь льгот по налогооблажению по той же причине.
Кстати, раз уж зашла речь о законах, рекомендую проштудировать для начала "три источника" - законы "О средствах массовой информации", "О рекламе" и "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ".
Регистрировать общероссийские издания следует в Комитете РФ по печати, региональные - в территориальном органе Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации, для общероссийских это стоит 10 минимальных окладов, для региональных - 5. Если же вы решили издавать рекламное издание (реклама составляет более 40 процентов площади), то сбор увеличивается в 5 раз, ну а желающие баловать публику "клубничкой" заплатят в 10 раз больше. На эти виды изданий льгота по налогообложению не действуют, а по эротическим изданиям в скором будущем будет нанесен нокаутирующий удар со стороны Думы.
Сама процедура регистрации чисто формальная, носит заявительный характер, но и тут все зависит от чиновника: она может занимать от месяца (по закону) до 3-х дней (были прецеденты).
Далее, поговорим о печати. Конечно следовало бы сказать пару слов о допечатном процессе, но, думаю, читателям журнала Publish это излишне, отмечу лишь, что верстать лучше на КОМПЬЮТЕРЕ, настоятельно рекомендую Macintosh, и использовать программу QuarkXPress (в дискуссии по этому поводу вступать не хочу), кроме того полезен сканер - тут в принципе достаточен планшетный сканер со слайд-модулем. Черно-белые издания можно печатать с бумаги - тут достаточно лазерного принтера, это и экономично, и быстро. Хотя порой можно дополнительно сэкономить, отпечатав на специальной пленке. Для полноцветных изданий придется искать возможность вывода на пленку. Сейчас создается впечатление, что в Москве фотонаборы стоят на каждом углу, на периферии они пока редкость.
А теперь самое главное - где печатать? Отвечаю сразу - там где дешевле. Тут все зависит от тиража и прочих параметров издания. В принципе, все можно печатать в России, здесь есть почти все для этого. Единственная помеха - "раздолбайство" (прошу прощения). Если же вы не считаете, что это является помехой и в цену издания не закладываете моральные издержки типа долгих разговоров с руководством, "культурного" общения с печатником у которого из каждых 10 слов 9 матерных, а десятое "ну", угроз срыва сроков, а также готовы к тому, что ваше издание может оказаться на лотках продавцев раньше чем у вас в руках, что вам продадут вашу же бумагу, сэкономленную на предыдущем вашем тираже, ... ну будем считать, что вы нормальный советский гражданин и готовы ко всему - можете смело печатать в нашем отечестве. (Пожалуй, я слишком наговорил на наши типографии, есть и другие - хорошие, как правило это коммерческие типографии, появившиеся с приходом капитализма). Так вот, с черно-белыми изданиями тиражом до 10 тысяч можно идти в наши типографии, тем более если вас устраивает печать на отечественной "карюковке". Хорошая мелованная бумага дешевле у них, но даже если в целом "на круг" получается там дешевле (обычно не намного), то из-за одного издания лезть заграницу не стоит, хлопоты с контрактами, переводом валюты, доставкой и растамаживанием порой идентичны радости человеческого общения с российским тружеником. Если уж совсем "приспичило" печатать за бугром, то легче всего пристроится к другому изданию.
При тираже более 10 тысяч как правило печатать "там" дешевле. Не буду показывать пальцем на конкретную известную российскую типографию, но вот как может быть, что вней и оборудование не хуже и площадей побольше, а многие печатаются за границей и быстрей и дешевле, и , главное, качественней. Конечно, ответ этому феномену известен, но кому он нужен?
Итак, тираж напечатан за рубежом - в Финляндии, Австрии, Венгрии, Германии или где-нибудь на Багамских остравах, как его доставить? Самолетом - дорого, морем - дешево, но долго, и к тому же ваш родной Крыжопль почему-то необдуманно основали вдали от морских путей, поэтому лучше расчитывать на автомобильный транспорт. В этом случае выгоднее всего Финляндия - всего одна граница и в принципе недалеко: за сутки-двое тираж в центре России может оказаться, из Венгрии тираж могут даставить за трое суток, но на практике успевают за 4-5, горячие австрийские парни успевают за неделю. Добавьте день-два на таможню, если повезет, но если не повезет и через ваш терминал повезут колбасу и прочие скоропортящиеся продукты, то можете ни чего не планировать, взятки давать таможенникам после реорганизации практически невозможно, да и сколько вы сможете дать - стоимость фуры с "макулатурой" (так считают на таможне) не сравнима со стоимостью куриных копчиков, да и угроза запаха на таможенном складе являются достаточными аргументами указать вам истинное место в очереди.
Ну что растаможили? Пора распространять. Десяток-другой вы можете раздать своим родственникам и друзьям. Теперь пора подумать об остальном. Если вы думаете, что у вашего склада будут выстраиваться очереди с вечера, то вы ошибаетесь. Присмотритесь кто продает издания на лотках и в переходах, на глаз определите объем сумки на колесиках в кубических дециметрах, вычтите из него возраст продавца и поделите на вес одного издания в граммах и получите количество ваших изданий, которое способен взять распространитель - не огорчайтесь, что все ваши попытки дают отрицательный результат. Можете попробовать пойти в агентства специализирующиеся на распространении печатной продукции, вероятность таким образом оказаться на рынке ненулевая, но если вы не придумали нечто сногсшибательное, то, например, в Москве больше нескольких тысяч вы таким образом не пристроете, можете уже радоваться если у вас взяли тысячу. Но вы ведь полны надежд - перед вами одна шестая часть суши, заселенная самыми читающими в мире гражданами и поэтому приходите в агентство "Роспечать". И тут вы узнаете, что бывший всесоюзный монстр разакционировался и каждый волостной отдел превратился в самостоятельное юридическое лицо, Москва которому не указ. Вы, конечно, можете найти сердце к каждой даме стоящей во главе этих подобных организаций, но школьные знания географии и арифметики, после несложных операций с растояниями и возрастом, почему-то подсказывают, что работу своим правнукам вы уже обеспечили. Стоп, но ведь должен же быть другой способ, другие как-то оказываются в киосках городов нашей родины! Да, - скажут вам, - это стоит совсем не много, вот договор. Если вы устояли на ногах - значит либо у вас крепкие нервы, либо много денег.
В какой-то момент вас должно осенить: а ведь есть еще подписка, надо включиться в каталог, подождать когда придут деньги, а затем на них преспокойно жить до следующе подписки. В том же агентстве "Роспечать" или другом, например в АПР, вы включаетесь в каталог, платите где-то около 1,5 миллионов, а заодно узнаете, что подписаться ваши будущие читатели смогут только через полгода (это если повезло, нет - значит через год). Наградой вашему терпеливому ожиданию будут неколько сотен злобных подписчиков, которые оборвут вам телефонную линию, если утром не найдут издание в своем почти закрывающемся почтовом ящике.
Да, кстати, если опять же вы не придумали нечто супер..., то на всякий случай не расчитывайте заработать на распространении.
Ну вот, а деньги откуда. Думаю, можно применять любой из 400 способов великого комбинатора. Начните со сбора рекламы, но если в какой-то момент вы поймете, что стоите в переходе и собираете милостыню, это для вас должно стать первым признаком неблагополучия.
Что там еще? Ага - редакция, журналисты, корректоры, литредакторы, художники - ну с ними сами разбирайтесь.
В целом, пожалуй, все. У читателя возможно возникло неверное ощущение, будто автор пытается отговорить от занятия издательским бизнесом, чтобы не иметь в его лице конкурента. Это неверное ощущение. Как раз наоборот. Помните всегда о спокойной жизни знакомого издателя, славе репортера и запахе еще не высохшей краски и изавайте, издавайте, издавайте...
P.S. Кстати, не так давно автор с коллегами втроем (редакция, верстка, печать, распространение) в течении нескольких месяцев выпускали раз в две недели цветную газету на финской бумаге (кстати первую в стране), тиражом 20 тысяч и печатали в России.