101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Вольные хлеба

  • Сергей Юрлов
  • 8 мая 1998 г.
  • 5329

Многие дизайнеры хотели бы работать "сами на себя" - не многим удается реализовать свою мечту на практике.

В странах с развитой экономикой отношение к "фрилансу" (такой форме занятости, при которой работник не принадлежит конкретной компании) может быть совершенно различным. Крайние полюса представлены в США и Франции. В Северной Америке "фриланс" - предмет гордости: специалист добился того, что стал независимым! А во Франции, несмотря на культ богемы, гораздо престижнее работать на корпорацию, а точнее - в корпорации. Все зависит от степени "социалистичности" экономики. Решающим фактором могут стать (и становятся!) размеры социальных льгот, медицинских страховок и тому подобного.

Что до ситуации на нашем рынке труда, то, если верить рекрутерам, восемь дизайнеров из десяти хотели бы работать "сами на себя". Но только малой части желающих удается осуществить мечту на практике - зарабатывать приличные деньги и не зависеть от работодателя. Не стоит излишне обольщаться: большинство свободных художников не слишком процветают. И дело, как это нередко бывает, отнюдь не в степени талантливости. Начав работать самостоятельно, художник берет на себя такие функции, как поиск и работа с заказчиком, финансы, наконец, саморекламу. Любой продавец знает, что при продаже известность торговой марки может оказаться важнее качества товара.

Интересно, что "свободные художники", в зависимости от состояния их дел, кардинально противоположно описывают состояние одного и того же рынка. От "заказчиков (клиентов) практически нет на рынке" до "клиентов так много, что приходится выбирать, чтобы не страдало качество работ". Поэтому главная проблема всех начинающих "независимых" - где брать клиентов?

Один из вариантов - прибегнуть к помощи посредников. У хорошего фрилансера таких посредников, например, рекламных агентств, может быть несколько. Не каждому рекламному агентству нужен в штате художник-дизайнер. Но большое число агентств сотрудничает одновременно с несколькими вольными художниками.

Не стоит сбрасывать со счетов и кадровые агентства. Хотя их специализация - "классические" наемные работники, иногда, по заявкам постоянных клиентов, рекрутеры подбирают и дизайнеров для выполнения разовых заказов.

Одновременно с поисками заказчиков (а может быть и до этого) стоит подумать о собственной раскрутке, если хотите, собственном промоушене. Наиболее высокие шансы преуспеть в области "фриланса" имеют дизайнеры, заработавшие себе имя на рынке и устойчивую репутацию. "Разбор полетов" успешных свободных художников показывает, что большинство из них долгое время работали дизайнерами или верстальщиками в штате различных рекламных агентств, реже - в издательствах. Отсюда нехитрая мораль - без серьезной стартовой площадки с наработанными связями кидаться в свободный рынок не стоит.

Теперь о заработках. Фриланс есть фриланс, и с гарантированной зарплатой нужно проститься: любые колебания конъюнктуры будут отражаться на вашем доходе самым непосредственным образом. И все-таки о каких деньгах может идти речь? Одна из наиболее распространенных работ - разработка оригинал-макета рекламного объявления - в зависимости от раскрученности дизайнера может принести ему от ста до четырехсот долл., макет журнала-брошюры - порядка тысячи. Постоянный заказчик, а именно они приносят основную часть дохода фрилансера, потребует (и получит) скидку. В общем, если ваш среднемесячный доход достигнет тысячи долларов - можете считать себя успешным фрилансером. Разумная оценка дохода "сверху" - порядка двух тысяч долл., может быть, немного больше. Столько может зарабатывать "раскрученный" дизайнер при условии максимальной загрузки заказами. Интенсифицировать творческий труд практически невозможно, а если на этом уровне дизайнер повысит свои расценки, то скорее проиграет, чем выиграет. Еще один довольно распространенный вариант повышения доходов предусматривает выполнение дизайнером ряда функций рекламного агентства. Помимо собственно "креатива" фрилансер может организовать вывод пленок и печать в типографии (дружите с типографиями). Такой способ работы удобен, если клиентов немного. Когда и если контингент заказчиков расширится, у дизайнера просто не останется времени на дополнительную организационную работу. В общем, при хорошей раскрутке средний доход "свободного дизайнера" практически не отличается от того, что можно заработать "на фирме". Поэтому после того, как дизайнер достигает определенного уровня мастерства и известности, выбор между свободой и зарплатой определяется не материальными соображениями, а скорее темпераментом - кому что подходит.

И последнее. Уходя на вольные хлеба, неплохо предусмотреть и варианты выхода из состояния свободного полета. Очень часто дизайнер, на практике попробовав прелести богемной жизни, решает вернуться в ряды наемных тружеников. Здесь стоит помнить, что работодатель очень не любит ненадежных специалистов - "летунов", поэтому самые большие подозрения вызывает именно свободный художник, не имеющий в своем резюме (трудовой книжке) отметок о месте работы в течение последних года-полтора. Пристройте свою трудовую книжку в хорошее место, подумайте о рекомендациях, пошлите свое резюме в кадровое агентство (на всякий случай, вдруг вы получите такое предложение, от которого просто не сможете отказаться). Короче, готовьте тылы - не пожалеете.


С автором - координатором кадрового агентства "Enter" - можно связаться по адресу: enter@osp.ru.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Партнёрство с клиентами: как не упустить возможности?

13 июля 2023 года в арт-пространстве “Новое крыло” Дома Гоголя открылась выставка “Про Город”.

Послепечатная надежда

С 31 мая по 2 июня 2023 года в Алматы пройдёт 6-я Международная выставка рекламы, полиграфии, технологий и материалов Central Asia Reklam.

Просто, понятно, приятно: а на деле оказалось не совсем уж и просто

Очень простой и понятный заказ — односторонняя печать и резка карточек под формат 10x15 см, которые должны быть тактильно и зрительно приятны получателю.

Квест: где напечатать несколько открыток у дома? Выбор без выбора

В этот раз нужно распечатать несколько цветных открыток на плотной бумаге к Новому году.

Год прошёл, ничего не изменилось

Год назад наш обзор назывался: «Так какой календарь я получу в итоге? Не понятно…». С грустью констатируем — ничего не изменилось, сейчас, как и год назад, непонятно, как будет выглядеть готовый календарь.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38