В самом центре небольшого даже по голландским меркам города Хилверсюма сворачиваем с дороги налево и, минуя несуществующую проходную с несуществующим охранником, оказываемся в центре фабрики Van Son, специализирующейся на производстве красок для листовой офсетной печати. Эти краски — не единственная продукция компании. Van Son выпускает краски для флексо и, с недавнего времени, для ризографов, а также чернила для струйных и широкоформатных принтеров. Но на фабрике в Хилверсюм — только офсет. В этом проявление философии компании — делать немногое, но качественно.
Еще один идеологический принцип Van Son — максимум компонентов готовить самостоятельно. Основу (varnish) для красок делают на этой же фабрике. Как сказал Сильво Ван Ден Броек, менеджер Van Son по экспорту «мы производители краски, а не просто перемешиватели». Основа с новейшей структурой, в которой молекулы связаны друг с другом, — патентованное «ноу-хау» компании. В Van Son утверждают, что за счет этого быстрее и проще достигается оптимальный баланс вода-краска.
Сейчас на фабрике производят около 10 серий офсетных красок, в том числе популярные в России Signature и QuickSon. Первая ориентирована на максимальное качество. Вторая — менее дорогая и более универсальная, лучше переносит неидеальные условия печати.
Интересна краска Infinity для печатных салонов, оснащенных малоформатными листовыми машинами. Она хорошо сочетается с любыми типами офсетных пластин, быстро сохнет на бумаге, но при этом может долго оставаться в красочном аппарате печатной машины.
Еще одна занятная краска — Laser Plus. В Европе набирает популярность комбинированный способ печати, когда на листы, отпечатанные офсетным способом, наносится дополнительная информация при помощи лазерных копиров или принтеров. Laser Plus — краска для этих случаев, она хорошо переносит последующую печать в высокоскоростных лазерных системах.
Специально для России в компании разработали новую краску, которая предположительно будет называться Quickson Plus. Эта универсальная краска должна хорошо переносить характерные для нашей страны перепады температур, неоптимальные условия печати и, что самое главное, сочетаться с водой, имеющей ненормированные характеристики. Основная особенность — печать с переизбытком воды на печатной форме, что характерно для изношенного российского оборудования. При этом краска не эмульгирует, т. к. забирает в себя не более 10% воды, вместо обычных 25-35%. Эта серия также имеет повышенную устойчивость к истиранию, что крайне важно при печати на не очень качественном отечественном картоне и офсетной бумаге без покрытия. По мнению специалистов Van Son, 85% всех проблем, которые относят на счет краски, вызваны именно некачественной водой. Quickson Plus поможет их решить. Краска уже тестировалась в московских типографиях и получила высокие оценки печатников. Цена ее будет сопоставима с обычной Quickson, но дешевле Signature. Пока планируются поставки только базовой триады. Но Quickson Plus можно использовать со всеми красками Pantone, производимыми компанией.
Такая надстройка стоимостью в 3000 долл. позволит существенно сократить расход краски. |
Новое направление, которое на фабрике считают наиболее перспективным, — выпуск краски в картонных и пластиковых трубах. В отличие от банок, в которых значительная часть краски остается на стенках, краска из трубы выдавливается полностью, без потерь. Экономия окажется еще большей, если оснастить машину специальной станиной, в которую устанавливается труба с краской. Станина монтируется на красочный аппарат, а труба движется вдоль него, распределяя краску тонким равномерным слоем. Стоимость станины порядка 3 тыс. долл. Цена краски в трубах на 5% дороже, но с ростом ее производства разница должна исчезнуть. Сейчас в трубах поставляется только 10% продукции Van Son, но, по словам старшего менеджера Роба Ховина, компания рассчитывает увеличить долю до 80%. В Россию такая краска пока не поставляется — нет спроса.
Цеха фабрики сохранили черты мануфактуры конца позапрошлого века, объединив их с компьютерными технологиями нашего тысячелетия. Значительная часть операций по-прежнему выполняется вручную. Дело в том, что для создания краски необходимо смешать десятки компонентов, многие из которых составляют десятые доли процента от общего объема. Точные измерения по-прежнему требуют человеческих рук. Но чем дальше мы идем вдоль производственной линии, тем больше автоматики. Завершает производственный цикл робот-погрузчик, раскладывающий банки с краской по палетам. Многие из них будут отправлены в Россию.
«Железная рука» Van Son |
FujiFilm — один из крупнейших в мире производителей расходных материалов для полиграфии. В полном согласии с масштабами компании, завод в голландском городе Тилбурге поражает своими размерами. Помимо цехов по производству офсетных пластин и фотопленки, офисных зданий, на территории завода нашлось место озеру и небольшому лесу. На моих глазах из леса выскочил настоящий заяц! Экология…
FujiFilm открыла производство в Тилбурге в 1991-м. Первым был налажен выпуск офсетных пластин, чуть позже — фототехнической пленки. С июня на заводе начали производство пластин Brillia для термальных CTP-устройств. На завод офсетных пластин были допущены журналисты. Гостеприимные хозяева сожалели, что не могут продемонстрировать изготовление фотопленки — все происходит в полной темноте.
Производство офсетных пластин — сложный, наукоемкий процесс. Больше всего линия напоминает гигантскую многобашенную ролевую печатную машину. Только вместо бумаги через цех протягивается рулон алюминиевого проката. Производство непрерывное — алюминий последовательно проходит через все этапы химической обработки и режется на необходимые форматы только в самом конце.
Создается впечатление, что каждая вторая операция — испытание качества. При автоматической проверке специальный аппарат контролирует поверхность будущей офсетной пластины. Если обнаруживается брак — участок полотна маркируется и впоследствии удаляется. В лаборатории сотрудники проверят качество пластин, случайно выбранных из каждой партии.
После того как все этапы обработки пройдены, алюминий нарежут (на фабрике производят до 25 тыс. типов пластин) и закроют бумагой. Чтобы не повредить светочувствительный слой, все происходит при желтом свете. А если партия задерживается на промежуточном складе, ее для надежности закрывают черной тканью.
Но главной целью нашего визита в Тилбург было присутствие на открытии нового, только что построенного завода по производству фототехнической пленки. На мероприятие были приглашены дистрибьюторы, полиграфическая пресса со всей Европы, с отдельным приветствием выступали вице-президент Fuji, мэр Тилбурга и посол Японии в Нидерландах.
Озеро. Лес. Завод… |
Пленка FujiFilm всегда высоко ценилась профессионалами. До этого года компания изготавливала ее только на заводе в Японии. Удаленность от европейских рынков мешала FujiFilm быстро реагировать на запросы клиентов. Выпуск пленки в Европе должен изменить ситуацию. Чтобы продукция отвечала специфическим требованиям европейских заказчиков, в Тилбурге создан и исследовательский центр.
Вся продукция заводов в Тилбурге содержит в названии литеру «e» — Европа. Однако представители компании уверяют, что за исключением тех случаев, когда продукт создан специально для Европы, японские и европейские пластины и пленка полностью идентичны.
Журналистам показали цеха нового предприятия, но работала только линия по фасовке. Робот, похожий на тот, что стоял на фабрике Van Son, раскладывал картонки с пленкой по контейнерам. Многие, как и в случае с краской, отправятся в Россию. К вам, дорогие читатели.
Редакция Publish благодарит компанию Yam International, эксклюзивного дистрибьютора Van Son и FujiFilm в России, за организацию этой поездки.