Редизайн собственного стиля — шаг весьма ответственный: поспешишь — насмешишь и партнеров, и клиентов, но и промедление смерти подобно. Значение приобретает не только актуальность качественных изменений, но и сам момент перехода к новшествам. Минимальная задача при этом — не потерять уже наработанную деловую репутацию.
Примером нескольких вариантов внедрения редизайна может служить опыт дизайн-студии Direct design.
Способ первый: согласно пословице, тише едешь — дальше будешь. Был применен с поставщиком канцелярских товаров компанией «Интерканцопт». Требовалось полностью изменить фирменный стиль и не слишком благозвучное название. Как альтернатива возникла идея «ПРО-100 компании» (толкование может быть различно: «про» — профессионализм и прочность, «100» — эталон качества и оптимальная единица измерения количества канцелярских мелочей, наконец, «ПРО-100» = «просто», негромоздко, читабельно и запоминаемо). Однако радикальная, единовременная трансформация была неприемлема, т. к. фирма давно функционировала и была широко известна. Поэтому переход осуществлялся поэтапно. В первый год поменялись общий стиль, цветовая гамма, но в новом шаблоне сохранилось основное название «Интерканцопт», дополненное снизу набранной мелким кеглем «ПРО-100 компанией». Ко второму году надписи поменялись местами, и только на третий произошел окончательный переход, который из-за планомерной подготовки не стал неожиданностью для рынка.
Конечно, такой деликатный метод оптимален для компаний с обширной клиентурой, но он требует значительных материальных и временных затрат.
Другой вариант был выбран для ОАО «Владимирский химический завод», где также решили полностью поменять корпоративный стиль (за исключением названия). Редизайн был приурочен к семидесятилетию предприятия, и во время празднования юбилея партнеры (чье число было не столь велико) смогли ознакомиться с новым образом.
В этих случаях причиной обновлений стало устаревание, неконкурентоспособность марки, менялся визуальный образ, но не структура деятельности: стиль догонял время. Но коренные преобразования характеризует иная ситуация: смена коммерческих ориентиров, когда стиль вынужден «догонять» компанию.
Пример — личный опыт Direct design, начинавшей как художественная студия с тремя учредителями и вдохновителями (отсюда и символика — трехрукое существо), специализировавшаяся на авторских небольших проектах.
Но за два года фирма «повзрослела», расширился арсенал технических средств, клиентская база. В новом образе требовалось показать системность, организованность, динамичность. Этому способствовал фирменный желтый цвет (доминирующий и в офисе компании), придавший строгость логотипу «геометричности» графики и стилевым единством. Редизайн совпал с августовским кризисом, так что в «новый мир» студия вступила с новым лицом.
Преобразование компании «Мосинвестпроект», чей спектр услуг включал строительство, реконструкцию, инвестиции, также послужило причиной редизайна. Обособившемуся аудиторскому бюро было предложено название «Аудиктум» и новый корпоративный стиль: цветовая и шрифтовая гаммы; логотип — перья для письма, образующие треугольник; конверты, папки, факсы, бланки, визитные карточки. Каждой должности была поставлена в соответствие своя картинка: секретарю — календарь, директору — портфель, ассистенту — барометр, что и отразилось в деловой документации.
Так как число клиентов компании было ограничено, представилась реальная возможность осуществить мягкий переход, оповестив каждого из них о новой визуальной концепции.
Пример же наиболее «спокойного» редизайна — осовременивание корпоративного образа газеты «Известия». После легкой корректировки был сохранен поистине исторический логотип, просуществовавший восемь с половиной десятилетий, была устранена разрозненность стиля. Стилизация графического решения под технологии печати того времени передала дух эпохи, сделав стиль в равной мере элегантным и функциональным для всех видов продукции: деловой, презентационной, сувенирной.
Итак, вариантов «внедрения» редизайна несколько: наличие времени и финансов позволяет действовать шаг за шагом; можно выбрать широкое афиширование или презентацию стиля для узкого круга клиентов; легкие же, ювелирные изменения и вовсе не требуют дополнительных рекламных мероприятий.
Главная задача: вовремя осознать необходимость, степень изменений, рассчитать наиболее эффективный вариант перехода на новый стиль, чтобы максимально извлечь выгоду из этого события.