Россия, августовский кризис 1998 года… Как ни странно, но именно тогда наряду с множеством негативных явлений, поразивших нашу страну (взлет цен, безработица, банкротство крупных финансовых структур), был заложен фундамент последующего роста.
Диаграмма темпов роста производства в различных отраслях промышленности России (данные за 2001 год). |
Впервые за долгие годы перестройки промышленность России стала подавать признаки жизни. Начали подниматься и полиграфические предприятия. У некоторых (например, упаковочной направленности) выстроились очереди заказчиков, повернувших свои заграничные заказы в сторону отечественных предприятий. Другие, занимающиеся традиционной полиграфией, периодикой и рекламно-представительской продукцией, пребывали в спячке подольше. Но и они максимум через полгода вернулись к своим прежним объемам. Средства, аккумулировавшиеся прежде в более выгодной банковско-финансовой сфере, пошли в промышленность, в т. ч. и полиграфическую. Уже с середины 1999 г. начался устойчивый рост в экономике страны и полиграфической отрасли России. Пик подъема полиграфии пришелся на 2001 г., когда по общему показателю роста — 25% — отрасль вышла на второе место среди всех видов промышленности, пропустив вперед только микробиологию (см. диаграмму). Этот период можно назвать поистине «золотым» для нашей отрасли: появилось множество новых предприятий, существующие в несколько раз увеличили свои активы. В стране было установлено огромное количество нового оборудования, заработали прогрессивные финансовые схемы, кредитование, лизинг. Практически все сферы полиграфического производства демонстрировали уверенный рост.
Информация к размышлению
Однако статистика за первое полугодие текущего года уже заставляет задуматься. Полиграфическая отрасль хоть и не далеко отошла от пьедестала (4-е место среди всех видов промышленности), но цифры значительно уменьшились. В 2002 г. общий рост составил 5-6%, что почти в 5 (!) раз ниже прошлогодних темпов. Можно сказать, что подобное замедление характеризует стабилизацию отрасли, но скептики видят в нем признаки нового кризиса. Не думаю, что нас ждет новое потрясение, очередное 17 августа, однако перемена рыночной ситуации в худшую сторону не исключена.
В чем причины такого относительного спада? Дело, конечно, не только в ужесточении требований к качеству продукции или учащении случаев демпинга цен на конкурентном рынке (хотя и это внесло свой вклад). Наиболее явная причина — это несовершенное налоговое и таможенное законодательство, связанное с полиграфическим производством. Не лучшим образом на развитии отрасли сказалась отмена льгот на производство книжной продукции. Таможенная политика государства вообще не поддается логике. Факт, что большинство расходных материалов и почти вся мелованная бумага импортируются из заграницы. Чтобы ввести сырье, российским полиграфистам приходится платить 15% в виде пошлин. Кроме того, дополнительные 25% в виде таможенных сборов и налогов они платят при покупке современного оборудования. И речь идет о продукции, которая не производится в России, поэтому спасение отечественного машиностроения здесь не при чем. А ввозимая продукция западных полиграфистов либо совсем освобождена от налогов (если речь идет о ввозе журналов, каталогов, книг и другой продукции образовательного характера), либо сборы составляют минимальный уровень, например, 5% за этикеточную продукцию. Вывод западные типографии изначально имеют фору в себестоимости порядка 30%.
Борьба за «живучесть»
Что в сложившихся условиях руководство типографий действительно может сделать для укрепления эффективности и устойчивости работы предприятий?
Как показывает мировой опыт, при жесткой конкуренции и снижении цен на продукцию хорошие результаты дает диверсификация производства. Иными словами, необходимо осваивать новые направления деятельности. Если в типографии стоит рулонная машина, надо рассмотреть возможность печати не только газет, но и книжно-журнальной продукции. Если листовая машина загружена печатью больших тиражей этикетки — проработать вопрос выполнения более выгодных рекламных заказов и периодики. Для этого, возможно, придется модернизировать машину, приобрести дополнительное оборудование. В плюсе при таком подходе — спад в одном из направлений деятельности фирмы компенсируется за счет других, помогающих пережить трудные времена.
С другой стороны, надо более профессионально подходить к выпуску своей основной продукции, специализировать производство. В условиях жесткой конкуренции лучшую «живучесть» демонстрируют развитые крупные типографии, оснащенные высокопроизводительным, автоматизированным оборудованием. Например, при печати этикеток средними тиражами никакая однокрасочная машина не сможет на равных конкурировать с четырехкрасочной. Цифровые машины начнут проигрывать традиционному офсету даже при печати оперативной продукции, не говоря уже о других работах (заказчики могут жертвовать временем в пользу цены). А машина с традиционным чехловым увлажнением или примитивным автоматом равнения будет бессильна в борьбе с современным оборудованием. Соответственно, надо выстраивать парк оборудования, ориентируясь не только на его производительность или формат, но, в первую очередь, на эффективность выпуска основных видов продукции.
Относительно цены хотелось бы сделать еще одно замечание. Конечно, современная машина способна приносить больше выгоды хозяину, а раскрученная марка способна привлекать новых заказчиков. Но оборудование, взятое в кредит или лизинг, не в полной мере является собственностью типографии, при прекращении выплат банк может арестовать или отобрать его. В этом плане, возможно, стоит пожертвовать дополнительной автоматизацией или рассмотреть более доступное по цене оборудование с подобными техническими характеристиками от других производителей.
Для каждого предприятия эффективны определенные пути повышения живучести. Специализация и диверсификация могут проводиться одновременно, если у типографии несколько основных направлений работы, и в каждом она стремится стать лучшей.
Российская специфика
Если говорить о тенденциях развития полиграфии в мире, то западные рецепты не всегда применимы в российских условиях. В последние годы там популярна цифровая печать. Когда среди американских полиграфистов провели опрос, какой они видят свою типографию в 2020 г., почти половина ответила, что цифровой. Недаром почти каждый серьезный производитель офсетного печатного оборудования в мире (Heidelberg, KBA, Roland, Ryobi, Sakurai и др.) отметился в этой сфере. Но в России цифровые машины пока не вселяют в своих владельцев чувства спокойствия и превосходства над конкурентами. Вероятнее всего, главная причина кроется в высокой себестоимости «цифровой» печатной продукции, в несколько раз большей аналогичной «офсетной».
Другая западная тенденция — повсеместное распространение технологии Computer-to-Plate (CtP) — также пока не укоренилась в российской действительности. На сегодняшний день объем пластин, выпускаемых в мире для установок СtР, составляет 18% от общей их массы. Ожидается, что к 2006 г. доля увеличится уже до 40%. Пока же объем продаж фотонаборных автоматов (ФНА) в мире в 2001 г. сократился в среднем на 30% и продолжает падать быстрыми темпами. В России установки СtР можно пересчитать по пальцам. Но в отличие от цифровых машин здесь вероятность прогресса в будущем значительно выше. Во-первых, постоянно появляются новые бренды с лучшими техническими характеристиками и более привлекательной ценой, во-вторых, стремительно падает стоимость СtР-пластин, в-третьих, польза от оперативности и стабильности качества продукции оправдывает большую цену нового оборудования в сравнении с традиционным формным участком на базе ФНА.
Российский рынок, несмотря на все свои особенности, имеет большой потенциал. Однако то, как будут развиваться и жить наши типографии, во многом зависит не только от внешних условий, но и от руководителей — их предвидения и своевременной реакции на изменяющуюся ситуацию.
Об авторе: Марсель Шарифуллин, главный технический эксперт компании «Апостроф».