Вероятно, для большинства собравшихся 21 апреля на учредительное собрание Московского полиграфического союза (см. Publish ? 4, 2005) и не посвящённых в предшествующие мероприятию организационные перипетии предложение об избрании президентом этой организации директора типографии «Лев Толстой» Александра Ивановича Алябьева показалось неожиданным. Ведь он живёт и работает не в Москве, а в Туле. Поэтому первый вопрос нашего интервью был вполне предсказуем…
Неужели Вы, коренной туляк, покинете родной город и переедете в Москву?
Нет, переезжать в Москву не собираюсь. Я советовался с коллегами, предложившими занять этот пост: по прикидкам, работа в Союзе займёт около трети моего времени. Что-то можно будет делать, не покидая Тулы, современные средства коммуникации это позволяют. А в остальном — я часто бываю в Москве, поэтому смогу оперативно решать вопросы, требующие личного присутствия. К тому же то, чем придётся заниматься в Союзе, тесно взаимосвязано с моей текущей производственной деятельностью.
Какие вопросы считаете самыми важными и неотложными?
Главных направлений деятельности восемь. Каждым будет заниматься соответствующий комитет. Конечно, ждать немедленных результатов по всем направлениям не стоит. На 11 октября намечено первое отчётное собрание Союза — через полгода с момента образования. Подведём первые итоги, постараемся продемонстрировать, что в состоянии решать поставленные задачи. Главное, чтобы результаты нашей деятельности были нужными и полезными для всех.
Среди основных приоритетов — стандартизация. Мы собираемся разработать ряд важнейших нормативных документов, используя в качестве основы аналогичные стандарты наших зарубежных коллег (в первую очередь — немецких) и адаптируя их под российский полиграфический рынок. Есть договорённость о тесном сотрудничестве с кафедрой стандартизации МГУП. Сейчас остро необходим документ, регламентирующий отношения между заказчиками и изготовителями полиграфической продукции. Рынок насытился полиграфическими услугами, а отношения с заказчиками каждая типография вынуждена выстраивать самостоятельно. Требуются общепринятые отраслевые стандарты качества, которые можно использовать в качестве приложений к договорам на оказание полиграфических услуг. Серьёзные наработки уже есть — мы собираемся представить их в ближайшее время. Особенно нуждаются в нормативных документах новички, осваивающие полиграфический бизнес. Процент людей, не имеющих специального образования, в полиграфии по-прежнему очень велик. Отраслевые стандарты качества помогут не только типографиям, но и заказчикам — им будет проще выбирать надёжных партнёров и улаживать спорные вопросы.
Нужно вводить в цивилизованное русло и отношения между полиграфическими компаниями, взяв за образцы Германию, Японию, Америку. Там есть соответствующие документы, утверждённые отраслевыми и профессиональными союзами (причём очень детальные — вплоть до цен на полиграфические услуги). Закон работы полиграфистов на рынке, в т. ч. кодекс корпоративной этики, очень нужен — иначе не победить самую главную беду: демпинг на рынке полиграфических услуг.
Требуются и нормативные акты, которые помогут типографиям чувствовать себя увереннее с поставщиками оборудования и расходных материалов. Далеко не каждая типография способна отстоять свои права при конфликте с поставщиком. Не всегда он предоставляет полный набор документации в комплекте с оборудованием, есть проблемы и с некачественными расходниками. Типографии частенько не могут провести полноценную приёмку оборудования потому, что не располагают заводскими документами, регламентирующими процедуру. Это тоже проблема, которую нужно решать. Если мы платим деньги за оборудование и расходные материалы, значит, нам и определять правила игры!
Есть и другие важные направления — сбор объективной статистики по отрасли и пр. Но к первому отчётному собранию мы хотим представить практические результаты, поэтому пока сосредоточимся на описанном выше. Если же распылим силы, попытавшись охватить всё, нам будет просто нечего сказать.
Вы собираетесь бороться с демпингом с помощью нормативных документов?
Конечно, наш рынок ещё молодой. Есть компании, видящие в снижении цен главный инструмент борьбы за клиента. Но основная масса полиграфических фирм отлично понимает: идя по этому пути, мы превратим рынок в хаос. Поэтому уверен, что мы найдём поддержку в установлении общих ценовых ориентиров. Члены Союза будут придерживаться выработанных и установленных правил игры.
Сколько типографий должны вступить в Союз, чтобы он имел реальный вес? Или дело в качественном составе?
Мы долго дискутировали, обсуждая этот вопрос. Наша позиция — никаких ограничений на вступление в Союз быть не должно: мы рады видеть в своих рядах любые тиражирующие компании, независимо от их величины. Уплачивая взносы, члены Союза смогут пользоваться всеми нашими наработками. Надеемся и на активное участие всех членов в работе организации.
Сумма членских взносов при пересчёте в проценты оказывается максимальной (0,5%) для самых маленьких предприятий. Высказывались мнения, что это сделано, дабы ограничить количество мелких членов Союза. Упрёк справедлив?
Думаю, нет. Пять установленных градаций взносов (от 14 тыс. до 112 тыс. руб. в год) тщательно продумывались. Постараюсь объяснить, чем руководствовалась инициативная группа организаторов Союза.
Если в кармане всего 100 долл., жалко отдавать 20. Но поставьте себя на место большой типографии, имеющей в «кармане» 5 миллионов: каково ей отдавать миллион? Поэтому дело здесь не в относительных, а в абсолютных цифрах. Мы определили посильные уровни членских взносов. Но их должно хватать для Союза, а платящие вправе быть заинтересованы в отдаче вложений. Не хотелось бы объединять фирмы, действующие по принципу «заплатил взносы и забыл». Поймите правильно — дело не в размерах типографии, а в степени её заинтересованности в членстве. И размеры членских взносов не установлены раз и навсегда — не исключаю, что на каком-то этапе развития Союза они будут изменены.
Что касается начального этапа, то пока все расходы (поддержание сайта, организационные затраты и пр.) несут на своих плечах члены правления — взносов-то ещё нет.
Когда ожидать официальной государственной регистрации Союза, и сколько в нём будет членов?
Мы надеемся получить документы во второй половине июня. Предварительно заявки подали 65 компаний. Оптимальным мне представляется 300-400 членов. Примерно столько наиболее активных игроков на московском полиграфическом рынке.
Как близко должна быть типография от Москвы, чтобы быть принятой в Союз?
Территориальных ограничений нет. Вопрос должна решать для себя сама типография. Если смотреть глобально, то после образования нескольких региональных Союзов (в Санкт-Петербурге такой уже есть, обсуждается создание сибирского) можно будет подумать о координации их деятельности — дело-то у нас общее. Мы обязательно будем взаимодействовать с другими региональными организациями, обмениваться информацией и наработками. Со временем, когда Союз заработает в полную силу, можно и нужно будет подумать об общероссийской организации. Это вопрос времени…
Как будет распространяться информация о Союзе?
Пока мы готовим брошюру с полной информацией о Союзе. Разрабатывается фирменный стиль и атрибутика. Открыт и поддерживается сайт www.printunion.ru. Возможно, будет собственный печатный орган. Конечно, мы открыты для сотрудничества с профессиональной прессой — задача возложена на комитет по взаимодействию с государственными структурами, общественными организациями и СМИ. Надеюсь, когда все комитеты заработают в полную силу (пока у них есть только руководители), информации о деятельности Союза будет много, и она будет быстро доходить до всех заинтересованных лиц.
Долго уговаривали, чтобы выдвинуть Вашу кандидатуру на этот пост?
Честно говоря, да. Я колебался, размышлял. Но в итоге понял, что Союз будет решать те же задачи, которые стоят передо мной как перед директором типографии. Если не мы, то кто же?
Комитеты Московского полиграфического союза
- По корпоративной этике (Алябьев А.).
- По оборудованию и материалам для полиграфической промышленности (Тарубаров С.).
- Отраслевых стандартов (Снитенко М.).
- По кадровой политике, образованию и информации (Зарецкий А.).
- Правовых и финансовых вопросов (Власов С., Слепов А.).
- По экономике и управлению предприятиями (Сагитова О.).
- По поддержке малых полиграфических предприятий (Политова Е.).
- По взаимодействию с государственными структурами, общественными организациями и СМИ (Сулейков А.).
Александр Иванович Алябьев родился в 1944 г. (Тула) в семье военнослужащего. Закончил Тульский политехнический институт по специальности «радиотехника». Радиолюбитель, позывной: RU3PM. С 1978 по 1984 г. работал в тульском издательстве «Коммунар» главным энергетиком. С 1984 г. заместитель директора, главный инженер. С 1994 г. генеральный директор издательско-полиграфического объединения «Лев Толстой» (ранее — издательство «Коммунар»). Одна из старейших типографий в России основана в 1798 г. Ныне на предприятии трудится 450 человек; установлено около 50-ти печатных секций; проводится активная модернизация производства.