Что изменилось за два года на рынке устройств CTP в России? Как поживают известные постоянному читателю Publish три вида пиццы: «технологическая», «скромная» и «хвалебная»?
Давайте засучим рукава и займёмся приготовлением пиццы. Самое главное — не забрызгать томатной пастой окружающих со всех сторон конкурентов, вернее, того, кто из года в год превозносит исключительно себя: «Лидерство фирмы как поставщика CTP никто не оспаривает» (М. Кувшинов, Publish, ? 10, 2004), «Решения … поставленные бесспорным национальным лидером “Нисса”» (автор тот же, «КомпьюАрт», ? 10, 2006). Тут даже известное «сам себя не похвалишь, никто не похвалит» не подходит. Перебор-с!
Признаюсь честно, именно эти цитаты подвигли меня написать статью (как и подобные им два года назад — «Как правильно приготовить пиццу, или Cовсем не о еде…», Publish, ? 1, 2005). При внимательном сравнении упомянутых статей М. Кувшинова выявились тенденции: от восхваления «себя любимого» до одних и тех же целей атак или решаемых задач.
Каждый поставщик устройств CTP кропотливо ведёт собственную базу по инсталлированным системам. Причём общие цифры по рынку совпадают (на начало ноября — около 270 систем), различия заключаются в 100% знании о собственных продажах и не столь полном — о продажах конкурентов.
В этот раз еды мною приготовлено значительно больше, так как было интересно показать изменения за 2 года и сделать оценку рынков и технологий. Таким образом, появились новые пиццы — «термальная» и «газетная». Теперь, надеюсь, хватит на всех.
Начнём с «технологической»: для обычных пластин за два года в России не продано ни одного CTP, так что их доля уменьшилась, пропорционально увеличив доли двух других технологий. Будем считать, что изменений нет. Видимый свет по-прежнему занимает у нас в стране большую часть рынка (диагр. 1).
Диагр. 1. Доли рынка по технологиям Примечание: оценка рынка СТР в России сделана на основе фактической информации из различных источников, отражающей марку, модель, поставщика и покупателя СТР. Иная информация, не подкреплённая фактами, не учитывалась. |
Здесь же имеет смысл упомянуть о серебряных системах (мишень ? 1 у оппонента), владельцам которых, если бы они поверили уважаемому оппоненту два года назад, уже наступила пора «потратить несколько десятков тысяч долларов на замену проявочных машин».
А что произошло в действительности? Прогноз не оправдался. Серебряные системы работают, их выбирают всё новые и новые клиенты. По сравнению с данными 2004 г., общая доля серебряных систем, установленных в России, уменьшилась с 25% до 20%, но только за счёт продаж систем для фиолетовых фотополимерных пластин. По количеству же серебряных систем стало больше ровно в 2 раза.
Что же утверждает на это уважаемый оппонент в 2006 г.? «Похоже, что через год о “серебре” можно будет говорить в прошедшем времени». Что ж, давайте ещё год подождём и посмотрим, вдруг рынок возьмёт под козырёк на этот раз.
Ещё вкуснее «технологическая» пицца выглядит, если говорить о сегменте газетных типографий (подвид — пицца «газетная»). Более двух третей установленных устройств работали на видимом свете уже два года назад, а сейчас их доля приближается к 80% (диагр. 2)!
Диагр. 2. Доли рынка по технологиям (газетные типографии) |
Не упущу удобного момента упомянуть долю «Терема» на рынке газетных типографий — около 50%, причём это не только оборудование ECRM, которая была готова два года назад, по словам оппонента, «авторизовать всех и каждого на продажи и сервис» (бывают ведь у любого производителя ошибки — авторизуют на продажу компании, не умеющие продвигать и обслуживать их оборудование), а ныне занимает в России 16% рынка, но и современные высокопроизводительные системы Agfa, включая Advantage CL с производительностью до 160 пласт./ч и выше.
Следующее блюдо — пицца «скромная». На российском рынке (диагр. 3) увеличились доли ECRM, Fuji и Screen (в алфавитном порядке), уменьшились — Agfa, Heidelberg и Kodak. Не вызывает сомнений причина роста компаний из первой группы — активная работа поставщиков (ECRM — «Терем» и Fuji — «ЯМ Интернешнл») и увеличение количества дилеров у Screen в России. Понятно падение доли рынка у Heidelberg — задержка с обновлением модельного ряда.
Диагр. 3. Доли рынка по производителям |
Посмотрим, что происходит согласно высказыванию уважаемого оппонента двухлетней свежести. «Вот и складывается у отечественных полиграфистов искажённая картинка: мол, “термал” — это только Creo», вернее, теперь уже Kodak (внимание — пицца «термальная», диагр. 4). Всё сразу становится понятно: доля Kodak (Creo) в России в термальной технологии упала более чем на 10%. И это при том, что, согласно «технологической» пицце, доля «термала» составляет менее половины в общем зачёте.
Диагр. 4. Доли рынка по производителям термальных систем |
Пицца «хвалебная». 1-е и 2-е места занимают те же компании, что и два года назад, в том же порядке. Занимавшие ранее 3-е и 4-е места компании поменялись местами (диагр. 5).
Диагр. 5. Доли рынка по поставщикам |
Почему не произошло смены лидера? Причина та же: у лидера шире предложение — два производителя оборудования для всех типов пластин (AGFA и ECRM); термальные, серебросодержащие, зелёные и фиолетовые фотополимерные пластины поставляются, «свободные от химии» тестируются у потенциальных пользователей. А ещё можно говорить о сервисе.
Диагр. 6. Доли рынка по поставщикам; газетные типографии, 2006 г. |
Не удержусь от цитаты из Эндрю Трибьюта: «Независимо от технологии, все современные CTP превосходны, поэтому покупателю необходима уверенность в перспективности работы с поставщиками» (Publish, ?6, 2006).
Уделим ещё немного внимания другим целям атак уважаемого оппонента:
- В 2004 г. проявочные процессоры Glunz & Jensen Raptor Polymer критиковались как имевшие рекомендованную загрузку до 1000 м? в месяц. А их продажа конкурентами трактовалась как предложение заведомо неработоспособного при большей загрузке производства устрой-ства. Что произошло? Производитель по результатам эксплуатации оборудования, в т. ч. в России, увеличил рекомендованную загрузку до 20 000 м? в год.
- В 2006 г. появился новый повод поговорить о проявочных процессорах: "при небольшом (до 500-700 м?) количестве пластин в месяц держать проявку просто бессмысленно". Даже сказать нечего в ответ, а причина банальна - надо продавать беспроцессные более дорогие "слепые" пластины, выпущенные основным поставщиком данной компании, вот и приходится стараться. А ведь в 2004 г. делался вывод: "более дорогие пластины ценой снижения стоимости комплекса - не всегда хорошая идея". Как, однако, сильно дует ветер, что приходится менять своё мнение…
- Что делать, если вы не приобрели для своего газетного производства сразу два устройства CTP, а используете в качестве резерва ФНА? Совет образца 2004 г.: использовать "термальные пластины … двойной чувствительности - для CTP и копировальной рамы". Ведь надо было продавать такие пластины, выпущенные основным поставщиком данной компании, и, конечно, в комплекте с отнюдь недешёвыми термальными газетными системами этого производителя. А ведь можно было купить две фиолетовые системы или, что совсем кощунственно, требовать быстрого ремонта неисправного оборудования. Совет 2006 г.: покупать себе на склад беспроцессные пластины и использовать их "для страховки - если станет проявка". При этом умалчивается о факте более чем двукратного падения ресурса термальной экспонирующей системы.
Заранее приношу свои извинения, если кого-то обидел обильным цитированием материалов конкурентов. Знаю за собой недостаток в виде занудства и буквоедства, но исправиться не получается. Как положительное качество отмечу сильно развитое чувство справедливости.
Благодарю за внимание. До новых встреч!
Об авторе: Михаил Шпилькин (Shpilkin@terem.ru), руководитель отдела допечатного оборудования и материалов компании «Терем».