101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как правильно выбирать CTP?

  • Дмитрий Эпштейн
  • 3 мая 2007 г.
  • 7090
Дмитрий ЭпштейнВсё просто: выбирать нужно не технологию, а партнёра.

Вопрос «Нужно ли покупать CTP-устройство?» постепенно уходит в прошлое. Сегодня преимущества технологии прямого вывода форм сомнений не вызывают. Большинство ведущих полиграфических предприятий давно оснащены CTP, остальные всерьёз об этом задумываются. Рынок этих устройств стабильно растёт, по всей видимости, тенденция сохранится. Только в России устанавливается более ста CTP в год. Естественно, получить долю «пирога» хотят все поставщики, поэтому информационное тяготение склоняет покупателей к выбору конкретного оборудования. К сожалению, информация не всегда достоверна и объективна… Статья специалиста «ЯМ Интернешнл», занимающей значительную долю рынка оборудования и материалов для прямого экспонирования офсетных пластин, поможет правильно оценить ситуацию.

Рынок

Наши конкуренты пытаются свести выбор оборудования (и поставщика решений) к предпочтению используемой в нём технологии — мол, одна по определению лучше другой. В доказательство приводят различные доводы, в том числе и спорные. Например, оборудованию FujiFilm приписывается неспособность обеспечить печать высококачественной продукции, так как построено оно по «фиолетовой», да ещё и фотополимерной технологии. Заявление странное, поскольку нами установлен не один десяток систем CTP, многие работают в ведущих полиграфических компаниях России; с полученных пластин печатают ту самую высококачественную коммерческую полиграфическую продукцию. В этом нетрудно убедиться: у нас есть образцы, всегда можно посетить само предприятие. Мы не стремимся полемизировать (лучшая рекомендация — наши клиенты), но раз уж информационное поле существует, считаем необходимым добавить в него некоторые сведения.

Технологии

На рынке CTP доминируют две: в термальной чувствительный слой экспонируют десятки мощных лазерных ИК-диодов; в «фиолетовой» фотополимерной — фиолетовых (серебросодержащая исключена из рассмотрения, поскольку она слабо распространена и ввиду технологических ограничений многие специалисты считают её уходящей). Какую же выбрать?

Независимо от технологии качество форм, изготовленных на CTP, удовлетворяет потребностям самых современных печатных производств. Обе дают пластины с характеристиками, заведомо лучшими, чем требует высококачественная печать. В технических условиях на печатный процесс любой российской или зарубежной типографии стоят вполне разумные цифры. Даже для элитной продукции многие типографии задают в требованиях к оригиналам воспроизведение от 3 до 97% (цифры из типографии, производящей элитную продукцию и использующей самую современную термальную систему экспонирования). Рассуждения о том, что при термальной технологии можно получить пластины с воспроизводимостью 1–99% при линиатуре регулярного растра 250 lpi, мы считаем бессмысленными. Ни одна типография всё равно так печатать не будет. Печатные же свойства полученных форм можно оценить лишь на практике, изготовив тестовые полосы и отпечатав пробный тираж. Что касается других особенностей пластин, то разницы между технологиями нет. По всем основным показателям качества формного процесса (реализуемое разрешение печати и тиражестойкость пластин, точность экспонирующего оборудования и стабильность проявочных процессов) фотополимерная абсолютно не уступает термальной. Это подтверждают результаты независимых тестов, оценки авторитетных экспертов и наш опыт. Мы неоднократно проводили тестовую печать с фотополимерных пластин (высоколиниатурную, стохастику, печать с наложением цветов) и всегда получали стабильный результат высокого качества. Последние пару лет большинство мировых аналитиков твердят одно: выбирать нужно не технологию, а поставщика решений и характеристики (стоимость, производительность, экологичность и т. д.).

Один факт говорит в пользу «фиолета»: несмотря на «безукоризненность» термальной технологии и почтенный возраст (более 10 лет), получается, что само наличие на рынке «фиолета» — нонсенс. Если «термал» так хорош, как пытаются представить, зачем искать что-то новое? Доля фиолетовых CTP на мировом рынке велика, а в России в прошлом году их было установлено больше, чем термальных (55% против 45%) (включая «серебряные» системы; см. Publish № 1, 2007). Причина понятна: термальная технология за 10 лет почти не развивалась, а фиолетовая осуществила колоссальный прорыв и продолжает набирать обороты. Ожидаемое появление на рынке ещё более мощных фиолетовых диодов подстегнёт производительность, рост качества и доли химически чистых пластин, не требующих проявки. Хотя беспроцессные пластины объявлены важным достижением термальной технологии, здесь ей будет обеспечена «фиолетовая» конкуренция.

Главный апологет термальной технологии Kodak вполне успешно производит фиолетовые фотополимерные пластины, правда, сообщает, что их качество несколько хуже, чем у термальных… Отсутствие большого успеха компания списывает на «недостатки технологии», но работы активно продолжает. И ещё неизвестно, чем всё это закончится! Именно Kodak 30 лет назад изобрела цифровой фотоаппарат, практически полностью уничтоживший отлаженный, дающий высочайшее (по сравнению с «цифрой») качество, стабильный рынок фотоплёнки. А ведь она на нём доминировала…

Все ведущие производители фотополимерных пластин (Agfa, FujiFilm, Kodak) изготовляют термальные и «фиолетовые» пластины. Сторонники первых уверяют, что их выбор намного шире. Это верно лишь отчасти. Если взять основных игроков, то ассортимент, конечно, разнообразнее, в т. ч. по качеству: Kodak, например, выпускает 7 моделей термальных пластин и только 2 «фиолетовых». Чего только нет на рынке: одни пластины держат высокие тиражи, но имеют низкое разрешение, другие — наоборот; есть подешевле и попроще; получ-ше, но подороже. Но есть ли смысл считать это большим преимуществом? Среди игроков второго эшелона немало производителей пластин из «третьего мира», но вряд ли компании, собирающиеся производить высококачественную продукцию, будут их покупать. А значит, выбирать всё равно придётся между крупными игроками.

Сейчас для полиграфического производства нет разницы, какую технологию использовать. Тем не менее, различия меж ними есть…

«Термал». В целом, процесс медленный в силу невысокой чувствительности пластин. Работать с пластинами можно при естественном свете, но требуется защита от ультрафиолета (в частности, от солнечного света). Для увеличения быстродействия устройств нужно больше источников ИК-излучения, но у них невысокий ресурс (в среднем, менее двух лет), что может создать сложности в работе и обслуживании. Процесс характеризуется средними ресурсом и временем жизни проявителя (смена раз в 4 недели, проявка до 1000–1500 м2 пластин). Обслуживание процессора и утилизация отходов особых сложностей не вызывают. Используются позитивные и негативные пластины, последние нуждаются в предварительном прогреве и требуют специальной опции в процессоре.

«Фиолет». Процесс быстрее в силу высокой чувствительности пластин. В последнее время появились мощные фиолетовые диоды (заводская гарантия 5 лет, ресурс — до 7 лет). Для работы требуется «жёлтый» свет, ресурс и время жизни проявителя большие (одна смена в 8 недель, проявка до 2500–3000 м╡ пластин). Обслуживание процессора и утилизация отходов проблем не вызывают. Тип пластин — негативные.

Конструкция

Помимо технологии, заложенной в основу CTP-устройства, необходимо иметь представление о конструктивных особенностях моделей, в частности, о различиях между схемами построения с внешним и внутренним барабанами и капстановой технологией.

Внешний барабан. Схема сложная, но единственно возможная, когда нужно много источников излучения. Как правило, используется в термальной технологии. Обеспечивает высокую (абсолютную) точность, но требует компенсации дисбаланса системы пластина–барабан, вызванного разными размерами и толщиной формного материала. При загрузке пластины прижимной (разравнивающий) валик контактирует с её светочувствительным слоем и со временем начинает царапать рабочую поверхность (позитивные термальные пластины имеют менее стойкое к механическим воздействиям покрытие, чем негативные термальные или фотополимерные).

Внутренний барабан. Конструкция проще и используется там, где можно обойтись минимумом источников света (до 4-х). Подходит для фиолетовых CTP, обеспечивает высокую (абсолютную) точность, во многом за счёт статичности системы пластина–барабан во время экспонирования и длиннофокусной оптики, гарантирующей стабильность процесса записи изображения. Исключает контакт с рабочим слоем пластины при её позиционировании на рабочей поверхности.

Капстан. Конструкция ещё проще, но обеспечивает посредственную точность. Применяется на малоформатных бюджетных или «газетных» устройствах. Изменение длины оптического пути и линейной скорости записи от края пластины к центру не позволяет добиться стабильности экспозиции и фокуса. Как «газетное» решение вполне оправданно. При сравнении технологий часто возникает путаница (вернее, сознательно создаётся «специалистами» при формировании информационного поля), когда пытаются сравнивать системы разного принципа построения. Некоторые пользователи жалуются на качество форм, полученных на капстановом CTP (ECRM), при сравнении с формами от серьёзных термальных устройств (Kodak). Разумеется, качество печатной формы у ECRM будет хуже, но это не повод обвинять всю фиолетовую технологию. Сравнение нужно проводить при равных условиях. То же и в отношении недостаточно квалифицированных пользователей: некачественные формы получаются из-за нарушения климатических условий или технологических регламентов. Нам известны случаи, когда эксплуатация термальных CTP с нарушением технологических норм приводила к браку пластин, но термальная технология здесь не при чём. Требования к условиям эксплуатации по запылённости, температуре и влажности одинаковы; соблюдать их необходимо вне зависимости от технологии.

Дополнения

Выбор устройств определяется и особенностями предприятия, но если говорить о технологиях, самая перспективная — фиолетовая фотополимерная. Из мирового опыта известно, что именно сегмент фиолетовых CTP в последние годы развивается наиболее динамично. Технология оптимальна по совокупности параметров быстродействия, надёжности, стоимости владения и экологичности. Есть и ряд тонкостей, о которых надо знать заранее.

«Жёлтый» свет реализуется специальной рабочей зоной для подачи пластин в устройство либо установкой в помещении специальных «жёлтых» ламп. Освещение достаточно яркое, чтобы читать и выполнять точные работы. Требуется только для непроявленных пластин. После экспонирования они отличаются от обычных лишь более высоким качеством.

«Прехит». Полностью автоматизированная операция в проявочном процессоре. Включённая в комплект система рециркуляции воды для промывки (в т. ч. пластин после предварительного нагрева) исключает дополнительный расход воды и обеспечивает стабильный результат. Необходим фиолетовым пластинам для окончания процесса полимеризации. За счёт автоматизации дополнительную технологическую операцию пользователь не замечает: все режимы и параметры контролируются микропроцессором.

Позиционирование пластин в аппарате должно быть согласовано с принципом, реализованным в печатной машине. Трёхточечное позиционирование по «верному углу» в системах FujiFilm — универсальное с точки зрения дальнейшего использования и проверенное временем решение, прекрасно подходит для рулонных и листовых печатных машин. Два упора по передней стороне пластины («дотолкнули», проверили по сигналам датчиков, зафиксировали вакуумом) и распознавание края пластины оптодатчиком перед экспонированием. Для работы с листовыми печатными машинами возможно оснащение системы встроенной пробивкой по центру. При этом передний край пластины равняется по упорам, боковые толкатели проводят её центрирование, а после выполнения операций пластина фиксируется вакуумом. Экспонирование и пробивка отверстий для штифтовой приводки производятся на единожды зафиксированной пластине, что даёт абсолютную точность «привязки» изображения к штифтам.

Что выбрать?

Рассуждения о выборе технологии экспонирования или конструкции CTP особого смысла не имеют. Критерии выбора — параметры печатных машин и структура заказов конкретной типографии. Не менее важные (часто — определяющие) факторы — стабильность технологического процесса, технологическая и сервисная поддержки.

Есть и ещё один момент — желание и возможность поставщика активно участвовать в проекте, находить для клиента индивидуальное решение. Надёжный поставщик (партнёр!) гарантирует долговременную и эффективную эксплуатацию оборудования, обеспечит его модернизацию, адаптирует систему под меняющиеся задачи. Именно это необходимо динамично развивающимся, современным типографиям. А какая «зашита» технология, типографию должно интересовать в последнюю очередь. Выбирая CTP, выбирают поставщика. Его опыт и репутация — вот что главное!

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что разговор о преимуществах или недостатках технологии выгоден тем, кто не очень уютно чувствует себя на рынке и опасается быстрого прогресса фиолетовой технологии. В «ЯМ Интернешнл» считают фиолетовую фотополимерную технологию наиболее прогрессивной и уже на текущем этапе практически ничем не уступающей термальной (хотя фиолетовая в три раза моложе). Однако вопрос о преимуществах технологии не стоит. Выбирая «ЯМ Интернешнл» в качестве комплексного поставщика решений, клиенту гарантируется полная эффективность работы предложенных решений, какие бы сложные задачи перед компанией не ставились. Накопленный многолетний опыт и наличие большого числа успешных клиентов это доказывают. Более того, если клиент заинтересован в термальной технологии, то и в этом случае есть, что предложить: «ЯМ Интернешнл» — российский лидер по поставкам CTP-пластин (примерно поровну разделённых между фиолетовой и термальной технологиями), имеющий доли 15% российского рынка CTP и более 20% его коммерческой (без учета газетных систем) части. При выборе CTP следует в первую очередь выбирать компанию-партнёра, которая возьмет на себя весь спектр задач по поддержке бизнеса, а не станет доказывать, что предлагаемая ей технология намного лучше, чем у конкурентов.

Об авторе: Дмитрий Эпштейн (dme@yam.ru), «ЯМ Интернешнл».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Хороший год

Чем ознаменовался для «Смарт-Т» минувший 2023 год, как провести за год более тысячи инсталляций оборудования и зачем внедрять систему наставничества, рассказывает директор компании по маркетингу Дмитрий Грацков.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.

Дружелюбный «Помидор»

Санкт-петербургская цифровая типография «Помидор» отличается от сотни подобных полиграфических компаний своей максимальной открытостью. У них, без шуток, молодой коллектив, и они знают толк в хорошем SMM. Я давно слежу за их соцсетями и восхищаюсь этой стороной работы «Помидора»: стильные фотографии, юмор, много полиграфической красоты, интересные и регулярные посты — всё это создаёт впечатление, что здесь работают доброжелательные ребята, которые без выноса мозга и нервов сделают то, что тебе нужно.

Новая реальность в офсете

Генеральный директор «Т-Системы» (ранее — «Терра Системы») Стефан Валуйский рассказывает, как прошёл год в компании, что изменилось в полиграфическом бизнесе и почему не осталось дешёвого офсета на вторичном рынке.

Текстильные профессионалы

В апреле 2023 года компания «Смарт-Т» получила статус официального дистрибьютора концерна GongZheng по промышленным текстильным принтерам. О том, как складывается сотрудничество двух крупных игроков рынка текстильной печати и каких результатов уже удалось достичь, мы поговорили с директором по международным продажам и руководителем текстильного подразделения компании GongZheng Дэвидом Чэном.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 104