101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

New Language: международный фестиваль новых технологий в современном искусстве

  • 4 марта 2008 г.
  • 3112
Новые технологии не только помогают в быту, закономерно их проникновение и в область искусства. Они формируют новые способы воплощения образа. Компьютер, цифровая и видеокамеры, плоттер стали неотъемлемыми спутниками современного художника в его творческих поисках. Синтез современных и традиционных печатных тиражных технологий (офорт, литография, линогравюра и пр.) даёт неожиданные результаты, поделиться которыми собрались в Санкт-Петербурге с 1 по 15 октября 2003 г. художники из Австрии, Германии, Швеции, Дании, Финляндии и России. Фестиваль был организован при содействии Государственного центра современного искусства, городского Центра визуальных искусств, Шведского института, Австрийского культурного форума, ЛОСХа, ряда художественных галерей и спонсорских организаций.

Несколько международных художественных проектов совмещались с мастер-классами, в которых приняли участие и сами авторы. Цель первого по хронологии проекта — продемонстрировать процесс изготовления бумаги ручного литья. Интерес к необычайно красивому и благородному материалу уже давно устойчив в художественной среде. В качестве сырья был выбран лён, чье преимущество ткрывается при высыхании, т. к. поставляется он в верёвочных рулонах, которые режутся на кусочки и засыпаются в миксер, долго перемешиваясь с водой. Масса должна быть однородной, без комков — только тогда лист получается удивительно тонким и прозрачным. Вводимая фактура прекрасно просматривается и очень выразительна. Именно лён используют для создания пространственных объектов. При высыхании он твердеет и сжимается, натягивая форму, — возникает своеобразный эффект крыла летучей мыши. Из льна получаются крупные и крепкие, но практически невесомые конструкции.

Своё мастерство продемонстрировал Харри Леппянен, один из крупнейших финских печатников. Вклад Леппянена в бумажное искусство Финляндии огромен: он первым из художников проявил к нему интерес более двадцати лет назад, изучив технологию в Испании. Работы Леппянена изысканно красивы: из металла и фанеры он создаёт объёмные конструкции, которые в сочетании с льняной бумагой обретают грандиозность. Затем поверхность обрабатывается лаком, красителями, кислотами, бронзовой фольгой в определённой последовательности — и возникает эффект патины, прекрасной старины и благородства.

Одним из самых интересных был мастер-класс, проведённый двумя шведскими печатниками Гуннаром Нельсом (любопытно, что начинал он с портретных гравюр для банкнот Шведского национального банка) и Понтусом Раудом. Они показывали мотогравюру — работу по металлу резцом, соединённым с обычной электродрелью. В руках мастера резец идёт по металлической доске очень мягко, без толчков, а линии получаются глубокими и ровными. Рисунок же гравируется значительно быстрее, чем при работе классическим способом. Так выполняются сложные и большие по размеру работы, и в них всегда чувствуется живой нерв и напряжение. А если ещё прибавить плоттер, можно подготовить прообраз для печати в технике интаглио: плоттер гравирует алмазом по металлу, пластику и наносит изображение на бумагу карандашом. Это несомненное преимущество для графика-профессионала: гравировку множества тонких линий приятно поручить исполнительной машине, за минуты справляющейся с долгим ручным трудом.

Впрочем, не всё так просто. Чтобы получить готовый оттиск, нужно изрядно потрудиться. Сначала создать изображение — это может быть обычная фотография, пропущенная через сканер, либо цифровой снимок. В Photoshop выбрать подходящий фильтр (требуется немалый опыт и знание программы) и продумать будущую судьбу работы. Затем изображение, лишённое цвета на экране, попадает в векторизатор Streamline, который превращает фотографию в штриховое изображение, а вы придумываете, какой штрих лучше выразит вашу идею. Далее рисунок загружается в Illustrator, откуда и выводится на плоттер. Теперь будет действовать машина, терпеливо выводя линии и следуя вашей фантазии. Если дополнить эти технологически совершенные линии, прочерченные по металлу или пластику, несколькими уверенными штрихами в технике мото- или обычной гравюры, то картина обретёт удивительную живость: достаточно взглянуть на работы Нельса. Он умело сочетает два описанных способа и демонстрирует интереснейшую технику офортной печати, где наносимый красочный слой в каждом оттиске по-разному удаляется с поверхности медной доски. Для специалиста понятно, о чём идёт речь: на медную доску, в барбы гравированного рисунка наносится краска, покрывающая всю поверхность. Затем она втирается в углубления и одновременно удаляется с тех участков, которые должны остаться чистыми. Именно «чистота» и варьируется художником. Лёгкий налет краски на доске создаёт ощущение дымки или тонких царапин на готовом листе. А поскольку каждый раз при подготовке доски для печати краска снова наносится и стирается, тираж состоит из разных авторских эксклюзивных работ.

Эксперименты проводились и в области литографии, а точнее — в создании техники так называемого художественного офсета. Слово «литография» предполагает наличие камня — традиционной основы для нанесения изображения специальными литографскими карандашами или тушью. Процесс печати определяет такую обработку поверхности камня, при которой нанесённая краска остаётся только на участках, где «прошёлся» карандаш. Представьте, как сложно создать многоцветную композицию: для этого надо чётко знать принципы совмещения красочных слоёв, отлично представлять правила цветоделения и смешения красок и иметь множество камней в качестве матриц для печати каждого цвета. И весь труд — на глазок!

Ныне эта работа делается на компьютере, но машина не лишает изображение теплоты живой поверхности камня — его фактуру заменяют специальные фильтры. Преимущество компьютерной литографии — точное совмещение растров в каждом красочном слое. Если рассматривать через лупу работы Джима Берггрена из Швеции, можно буквально «прочитать» каждый крошечный фрагмент. А когда многоцветное изображение печатается на реальном камне, его фактура в каждом цвете будет разной, ведь невозможно каждый новый красочный слой наносить точно на то место, где был предыдущий рисунок.

После разработки изображения на компьютере выполняется вывод и экспонирование металлических офсетных форм традиционным способом (чаще в четыре краски, но всё зависит от художника).

В компьютерной литографии камень служит основой для металлических пластин, которые просто кладут на него для печати. Ещё один способ печати литографии — изготовление оттиска с металлического листа, на который экспонировалось изображение не с выведенной через компьютер плёнки, а с кальки, по которой художник рисовал литографским карандашом. Это для тех, кто любит цветную печать и стремится к передаче ощущения ручной работы. Но процесс создания литографии здесь ускорен и упрощён, а что обычно делается «на глаз» при работе с камнем, совмещается с другим слоем с помощью кальки.

Кари Холопайнен, один из крупнейших финских фотографов, в своё время вместе с другом и коллегой Танели Эсколой увлёкся техникой фотополимерной гелиогравюры, изобретённой датским гравёром и актёром Илией Онсаингом в 1989 г. и ставшей популярной в Финляндии, благодаря их усилиям. Как и бумажную технологию, её теперь изучают в колледжах и институтах искусства по всей стране.

Особенность техники в том, что традиционная медь, используемая при печати офорта, здесь заменена светочувствительными фотополимерными пластинами. Художник проявляет фотоплёнку оригинального размера, затем берёт полимерную пластину и плотно прикладывает к эмульсионной стороне негатив. Затем «бутерброд» помещается в вакуумную установку, где происходит экспозиция изображения на пластину. Ненужные участки полимера деликатно удаляются проявителем. Остаётся рельеф, в точности соответствующий изображению на плёнке: тёмные фрагменты выглядят как углублённые участки на полимере, и наоборот. Нанесение краски и печать — процесс, известный любому офортисту. С такой пластины можно напечатать много изображений, её поверхность приятна на ощупь и напоминает резину.

Следующий проект почти традиционен, если бы не метод, которым пользуется австрийский художник и фотограф Андреас Дворак. Он наносит на акварельную бумагу специальную эмульсию, содержащую гуммиарабик, а затем на неё экспонирует изображение. Вот как всё описывает сам автор: «Фотографии в технике дихромата камеди печатаются с негатива очень низкой контрастности. Для получения эмульсии акварельные пигменты смешиваются с раствором гуммиарабика, куда добавляется дихромат соли для усиления вязкости. Эмульсия наносится кистью на акварельную бумагу и высушивается в темноте. Затем — контактная печать и экспонирование УФ-источником. Ультрафиолет формирует очень слабое изображение, но результат экспозиции усиливается благодаря химической реакции. Там, где экспозиция насыщеннее, пропорции окрашенного гуммиарабика закрепляются больше и твёрдо держатся на бумажном основании. Где минимальна — окрашенные остатки гуммиарабика растворяются и стекают с поверхности при обработке водой. Многослойное покрытие и циклы экспонирования бывают необходимы, чтобы сформировать изображение желаемой интенсивности. Когда изображение ещё влажное, и уровень эмульсии очень слаб, можно удалить некоторые области. Если использовать кисть, будет виден её след. После сушки результат останется на бумаге, в отличие от большинства других современных методов цветной печати».

Фестиваль показал зависимость современного художника, занимающегося традиционными техниками печати, от новых технологий, которые уводят искусство в область чистых идей, зачастую превалирующих над авторским замыслом и диктующих новые эстетические принципы.

Об авторе: Игорь Задера (zadera@rol.ru), художник, специализирующийся на изготовлении бумаги ручного литья и литографии.


* Журнал «Американский печатник», сентябрь 2003. @ American Printer. A PRIMEDIA publication. All rights reserved, 2003.


Основы JDF

JDF поможет полиграфическим предприятиям добиться беспрецедентного уровня автоматизации производства. Но вначале надо разобраться с основами. Ниже приводятся полезные ориентиры.

В чём преимущества для типографий?
  1. Упрощённый ввод данных - информация о заказе вводится только один раз.
  2. Улучшение взаимодействия производственных и обслуживающих подразделений - информация из отдела продаж поступает в производственный отдел.
  3. Прозрачная и более точная информация о текущих заказах, облегчающая материальный учёт и планирование.
  4. Ускорение прохождения заказов.
  5. Тесная интеграция офисных средств автоматизации с АСУ предприятия и техпроцессом (АСУТП).
Как JDF поддерживает автоматизацию?

Стандарт вводит:

  • билеты заданий, где описаны параметры печатного заказа на протяжении его жизненного цикла;
  • средства, с помощью которых АСУТП организуют, управляют, контролируют и конфигурируют элементы автоматизации и выполнение заказов в типографии;
  • общий язык управления для всех производственных систем, позволяющий АСУТП и АСУП обеспечивать автоматизированное управление программными средствами, системами и оборудованием.
Что такое билет заданий?

Совокупность информации, которая передаётся вместе с заказом на протяжении всего жизненного цикла. Несмотря на то, что информация может быть спрятана в базах данных, на основе которых функционируют системы автоматизации предприятия и техпроцессов, спецификация JDF предоставляет модель её организации и обмена между различными системами.

Билет задания JDF может формироваться на основе файлов публикации, подготовленных заказчиком, или финансовых документов о заказе в электронном виде. Как показано на рис. 1, по мере продвижения заказа по цепочке «приём в производство—оценка стоимости—постановка в план производства» в билет задания может добавляться информация. Когда начинается выполнение заказа, в билете содержится достаточно данных для автоматической настройки и запуска устройств, поддерживающих JDF.

Рис. 1. По мере продвижения заказа по цепочке «приём в производство—оценка стоимости—постановка в план производства» в билет задания может добавляться информация
Как в билете задания JDF описывается заказ?

Каждый заказ описывается на основе подробно определённых процессов и ресурсов (рис. 2). Каждый процесс (традиционная печать или сканирование) — это набор входных и выходных «ресурсов», поскольку результаты работы одного процесса обычно являются входными ресурсами для другого. К ресурсам относят физические материалы (краски или пластины) и данные о заказе, включая инструкции по обработке и его параметры.

Рис. 2. В JDF каждый заказ описывается на основе точно заданных процессов и ресурсов

Процессы и ресурсы используются как строительные блоки — JDF обеспечивает общий язык, а также стандартный способ описания требований к тому, что поступает на вход и получается на выходе систем различных производителей. Совместимые с JDF АСУТП обеспечивают полномасштабную автоматизацию, поскольку определяют, когда готово всё необходимое для запуска процесса, и дают команду на выполнение. Заказы могут автоматически перенаправляться на доступные устройства, а когда поступают новые, на основе данных из билетов заданий выполняется автоматическое переконфигурирование техпроцесса.

Что такое формат сообщений заданий (Job Messaging Format, JMF)?

Это открытый язык управления устройствами, включённый в JDF. JMF может использоваться АСУТП (или другими устройствами) для их опроса или доставки инструкций по обработке. Новые, совместимые с JDF системы, ПО и оборудование (от цветопробных устройств до переплётных или этикетировочных линий, включая всё, расположенное между ними) будут поддерживать JMF. Ранее созданные продукты модернизируются установкой модулей с контроллерами JMF.

Что подразумевают четыре уровня поддержки JMF?

Уведомление (notification), поддержка запросов (query), команд (command) и приёма заданий (submission support). Определять, какой из уровней лучше соответствует планам автоматизации, должны руководители производственных отделов и специалисты по информационным технологиям. Устройства, поддерживающие уведомление, принимают и передают контроллеру сообщения о начале и завершении процесса для определённого заказа. На втором уровне (поддержка запросов) устройства реагируют на запросы других аппаратов, сообщая о текущем состоянии (например, степени выполнения процесса). Уровень III, как следует из названия, предполагает, что устройства могут обрабатывать команды. Уровень IV (поддержка приёма заданий) предусматривает оснащение устройств контроллерами, принимающими задания JDF по протоколам HTTP и поддерживающими многокомпонентные документы MIME.

Адаптация материала из буклета компании Vio «Автоматизация процессов в полиграфии и издательском деле». Полный текст см. по адресу vio.com\whitepapers_index.html.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Партнёрство с клиентами: как не упустить возможности?

13 июля 2023 года в арт-пространстве “Новое крыло” Дома Гоголя открылась выставка “Про Город”.

Послепечатная надежда

С 31 мая по 2 июня 2023 года в Алматы пройдёт 6-я Международная выставка рекламы, полиграфии, технологий и материалов Central Asia Reklam.

Просто, понятно, приятно: а на деле оказалось не совсем уж и просто

Очень простой и понятный заказ — односторонняя печать и резка карточек под формат 10x15 см, которые должны быть тактильно и зрительно приятны получателю.

Квест: где напечатать несколько открыток у дома? Выбор без выбора

В этот раз нужно распечатать несколько цветных открыток на плотной бумаге к Новому году.

Год прошёл, ничего не изменилось

Год назад наш обзор назывался: «Так какой календарь я получу в итоге? Не понятно…». С грустью констатируем — ничего не изменилось, сейчас, как и год назад, непонятно, как будет выглядеть готовый календарь.



Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59