101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Офсетные пластины: сегодня и завтра

  • Дмитрий Старцев
  • 16 декабря 2008 г.
  • 8453

Само по себе появление устройств CTP— революция цифровых технологий в области производства форм. CTP удалила одну из самых нестабильных составляющих в этом процессе. Качество вывода повысилось, потребовались пластины с новыми качественными характеристиками. Колесо прогресса завертелось.

Устойчивое снижение спроса на традиционные пластины и сворачивание их производства по всему миру вполне определённо предсказывают их скорое будущее. Причём существование CTP-устройств для экспонирования УФ-чувствительных пластин вряд ли способно изменить ситуацию. Да и CTP-устройства для вывода УФ-пластин ни с технологической, ни с экономической (стоимость эксплуатации) точек зрения не предоставляют владельцам особых преимуществ.

Если CTP— это относительный баланс стоимости производства и качества пластин, то для тех типографий, где работают с аналоговой технологией, на первый план всё же выходит низкая цена. А здесь трудно соревноваться с азиатскими производителями пластин даже при сравнимом качестве. Уже почти три года «МакЦентр» поставляет на российский рынок аналоговые пластины NP-1 сингапурской компании PNE, изготавливаемые на заводе в пригороде Пекина. Пластины хорошо зарекомендовали себя как надежный и стабильный материал. «МакЦентр», являясь эксклюзивным поставщиком пластин, главным условием поставок выдвинул требование по качеству.

Растущее экологическое движение в развитых странах повышает спрос на продукцию, минимально воздействующую на природную среду,— бесхимические и беспроцессные пластины. В бесхимической технологии пластина промывается простой водой или неагрессивным составом, в беспроцессной пластину сразу можно ставить на печатную машину. За последнее время в технологии производства пластин не произошло изменений, но было представлено несколько новых продуктов.

Термальная пластина Agfa Azura TS, благодаря повышенной чувствительности, позволяет увеличить производительность модели Accento S с 11 до 17 форм/ч. Заявленная тиражестойкость 100 тыс. отт., а улучшенный контраст облегчает визуальный контроль экспонированных форм. Не требующая химической обработки, экспонируемая фиолетовым лазером фотополимерная пластина представлена в версиях для коммерческой— Azura V и газетной печати— N92-VCF, в продажу поступит в конце 2008 г. Тиражестойкость 200 тыс. оттисков, и они могут экспонироваться с одной скоростью в любых фиолетовых CTP. Ещё одна новинка— фиолетовая пластина для коммерческой печати N92V, созданная на основе N91V. Разрешение выше, применимо гибридное растрирование Sublima, до 350 тыс. оттисков повышена тиражестойкость для обычных условий и до 150 тыс. с УФ-красками.

Fujifilm представила две версии бесхимических фиолетовых пластин— Brillia HD Pro-V для коммерческой печати и Brillia HD Pro-VN для газетной. По данным производителя, тиражестойкость первой 150–200 тыс. отт. в зависимости от условий печати. В продажу поступит в начале 2009 г. Переход на них станет особенно актуальным для производителей тех стран, где предусмотрены серьёзные экологические платежи. Россия к ним не относится.

Kodak, один из крупнейших производителей оборудования и материалов для CTP-технологии, представил новую версию термальной пластины Electra XD. Заявленная тиражестойкость 500 тыс отт. без обжига и до 1,5 млн отт. с обжигом, что вдвое больше по сравнению с предыдущим поколением Electra HR. При применении в печати УФ-красок тиражестойкость Electra XD с обжигом составит 250 тыс. отт. На лето будущего года намечено производство нового поколения беспроцессных пластин ThermalDirect 2 с вдвое большей чувствительностью.

Испанская Ipagsa подготовила к производству две новые термальные пластины: первая пластина является беспроцессной с повышенной тиражестойкостью, вторая— стойкая к воздействию агрессивных сред. Для CTP-систем с ультрафиолетовым лазером Luscher Ipagsa предложила традиционные пластины с высокой скоростью экспонирования, проходящие специальный контроль качества характеристик копировального слоя.

Реальность и прогнозы

Одна из основных тенденций— общий рост потребления пластин, обусловленный рядом факторов. Во-первых, ростом производства печатной продукции в целом. Во-вторых, устойчивым изменением структуры тиражей в сторону дробления при сохранении суммарного количества оттисков, что снижает единичный тираж. Повышение спроса на малотиражную продукцию увеличивает количество выводов печатных форм и, следовательно, потребление пластин. В-третьих, неизбежным вытеснением аналоговых пластин. Сегодня в отдельных странах доля CTP-пластин составляет более 90%, в России— примерно 50%, а всего 2 года назад лишь 15%. В ближайшее время тенденция продолжится. Количество инсталляций CTP-устройств в этом году позволяет прогнозировать рост потребления CTP-пластин и в 2009 г. Подробнее на этот вопрос ответит традиционный круглый стол по рынку CTP и пластин, проводимый Publish по итогам года.

Как о тенденции можно говорить и об изменении качественного состава игроков и структуры рынка за счёт прихода активных азиатских производителей, которые, начав с аналоговых пластин, постепенно внедряются и на рынок CТP-пластин. Азиатские производители проводят агрессивную маркетинговую политику, демпингуют и, естественно, влияют на структуру рынка. «Паритет» начала продажи китайских пластин Konita в России полтора года назад. Типографии используют их для печати всех видов полиграфической продукции: от бланков и газет до этикетки и глянцевых журналов. Несмотря на уровень качества ряда термальных пластин китайского производства, например Juguang (Xingraphics), широкого нашествия их на российский рынок не наблюдается по логистическим причинам.

PNE освоила производство термальных пластин TP-1. Первые же тесты произвели очень хорошее впечатление. Очень привлекательным выглядит большая широта допустимых параметров экспонирования и обработки при использовании стандартных термальных проявителей, например Agfa Energy или Kodak GoldStar Premium. Если завод сможет обеспечить такую же стабильность свойств, как и на аналоговых пластинах, то некоторым европейским производителям придется серьёзно потесниться на нашем рынке.

Все вышеназванные тенденции были актуальны в условиях стабильной экономической ситуации. В условиях кризиса направление рынку задают не столько качество и технологии, сколько стабильность и устойчивость бизнеса каждого игрока. Оценка поставщиков происходит уже не по предложениям, а по их надёжности, способности оказать содействие и помощь типографии в непростой рыночной ситуации.

Прогнозирование ближайшего будущего офсетной печати ввиду отсутствия альтернатив ей достаточно просто — она будет существовать и дальше. Соответственно, останется и потребление пластин. А вот соотношение аналоговых и цифровых пластин на рынке может измениться из-за того, что изнашиваются и выходят из строя фотоэкспонирующие устройства (ФНА), по многим из которых уже нет технической поддержки. Есть изменения и в индустрии производства фототехнической плёнки. Agfa объявила, что планирует стать лидером в секторе производства плёнки для фотоэкспонирующих устройств. Прорыва в технологии здесь трудно ожидать, но и ставить крест на пленке пока рано, ведь в российских условиях еще будут существовать ФНА, особенно в маленьких региональных типографиях. Есть информация, что Agfa разрабатывает новую пленку Alliance HNS, которая будет доступна на рынке после Нового года. А вот Konica Minolta закрывает собственное плёночное производство с марта 2009 г. Таким образом, единственным заметным конкурентом для Agfa останется Fujifilm.

Офсетная печать ещё очень долго будет основным методом нанесения краски на бумагу, потому что дешевле не сделать на тех тиражах, для которых она хороша. Разумеется, цифровая печать будет сдвигать границу рентабельности всё выше и выше. Но основная масса больших тиражей коммерческой печати (а главное— печати упаковки) будет лежать в области офсета. Поэтому офсетные пластины будут нужны. Какие именно? Это зависит от оборудования. Теперь ход за производителями печатных машин. p

М. Котляров, заместитель директора «МакЦентр»: «На ближайшие полгода-год рынок CTP снизит динамику роста. Стало быть, не будет и резкого сокращения аналоговой технологии вывода пластин»

О. Васильев, директор по продажам и маркетингу «ИПРИС»: «Новые европейские производители пластин для CTP-оборудования предлагают потребителям хорошую альтернативу известным бюрократизированным глобальным гигантам и неокрепшим китайским компаниям»

А. Рулев, продакт-менеджер «ТЕРЕМ»: «Рынок офсетных пластин в целом и российский в частности растёт. Правда, в развитых странах полиграфическая отрасль переживает непростые времена и демонстрирует в лучшем случае нулевую динамику»

М. Кувшинов, директор по стратегии и маркетингу «НИССА Центрум»: «Никакая технология не вытеснит офсетную печать. Скорее, часть контента не будет печататься вообще, а распространяться электронными способами»

Д. Эпштейн, заместитель генерального директора «ЯМ Интернешнл (СНГ)»: «В условиях кризиса основной тенденцией рынка станет выбор надежного партнера по бизнесу, который сможет обеспечить бесперебойную работу производства и поддержать типографию в любой сложной ситуации»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Интерес в стабильности

В этом году «ОктоПринт Сервис» исполняется 21 год. Достижения, которыми гордятся в компании: 10 филиалов, 11 технологов, 13 станций смешения красок, 200 сотрудников, 1200 постоянных клиентов и 8000 стандартных ассортиментных позиций на складе. Поговорили с техническим директором «ОктоПринт Сервис» Татьяной Климовой о проблемах в типографиях с расходными материалами, о новых интересных продуктах для полиграфических производств, о расширении услуг компании и поиске новых направлений.

Дело в химии

О том, как построить успешный бизнес в условиях жёсткой конкуренции и как сейчас обстоят дела на крупнейшем в РФ предприятии — изготовителе офсетной химии, рассказывает директор группы компаний Chembyo Александр Арцимович.

Народная марка

Долгое время «МакЦентр» продвигал на российском рынке полиграфическую химию компании Chembyo, но в какой-то момент последняя стала развивать собственные продажи, и тогда у российского поставщика возникло решение по организации собственного производства различных средств для полиграфии под брендом Mark.



Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59