101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Не навреди! Как смыть краску и не испортить офсетную машину…

  • Любовь Баюшкина
  • 5 ноября 2021 г.
  • 3544
Увы, цены на расходные материалы продолжают расти, и офсетные типографии вынуждены экономить.

Обычно менеджеры по снабжению уделяют больше внимания основным материалам для печати: пластинам, краске, буферной добавке и офсетным полотнам. Смывочные средства относятся к категории вспомогательных и чаще всего выбираются по принципу «что нравится печатникам, но подешевле».

Дефекты краскопередачи и разнооттеночность в тираже — основные виды брака печатной продукции. Причин может быть много: дефекты валов (изменение их формы и жёсткости), повреждение поверхности резины, «тенение» и низкая тиражестойкость печатной формы, но основная всё-таки кроется… в смывке.

Как правильно подобрать смывочное средство? В первую очередь, по типу оборудования, составу краски, способу смывки (ручная или автоматическая), составу резины валиков и офсетного резинотканевого полотна (NBR, EPDM или MIX), количества контуров смывки на печатной машине.

Подобное растворяет подобное. Резина обладает различной полярностью. Это связано с тем, что краска, которая используется при печати, также имеет разную полярность. Противоположная полярность используется во избежание набухания. Масляная офсетная краска неполярная, а УФ-отверждаемая — полярная. Следовательно, этилен-пропилен-диен-мономер-каучук (EPDM) — неполярный, а NBR (бутадиен-нитрильный каучук) — полярный. Если взять печать масляными красками (неполярными), то валы будут с полярной резиной, а смывка нужна неполярная. Если при печати используется EPDM-резина и масляная краска, компаунд начинает быстро набухать. Негативная смывка проникает в резину и вытягивает пластификаторы, полотно усаживается. При позитивном набухании резина становится толще. Если брать гибридные MIX-валы (модифицированный каучук) и нужно смыть УФ-краску, то лучше использовать гибридные смывки. Запоминаем: для каждого типа краски следует выбирать смывку с определённой полярностью.

Согласно рекомендации института FOGRA для автоматических систем смывки печатных машин моющие средства должны быть с точкой воспламенения более 55 °C (AIII) (применяются на листовых и рулонных без сушки машинах), а для рулонных с газовой сушкой точка воспламенения должна быть не менее 100 °C (AIII). Конечно, смывка не самовозгорается при нагреве до температуры точки воспламенения. Но это может случиться, когда испарение молекул жидкости происходит достаточно интенсивно, пары смешиваются с кислородом и вступают в контакт с открытым источником огня. Поэтому смывки в типографиях должны складироваться в отдельных зонах повышенной безопасности, а ветошь, пропитанную смывкой, нужно хранить в отдельных ящиках.

Смывки класса AI в полиграфии не используются; AII, как правило, — это ручные смывки, они могут применяться в автоматических системах; AIII используются для всех систем автоматической смывки машин. Смывки класса AII быстрее испаряются с поверхности резины, вследствие этого требуется меньше пусковых листов, процесс смывки происходит быстрее, поэтому они очень любимы печатниками. Но производители печатных машин не рекомендуют использовать такие более агрессивные моющие средства на автомате. Возможно повреждение и деформация прокладок системы автосмыва. В нашей практике был случай, когда сервис-инженеры не признали поломку гарантийной, так как смывка не соответствовала классу опасности AIII и не была сертифицирована производителем печатной машины.

В случае выбора смывки для рулонных машин с газовой сушкой сначала приглашают сервис-инженера (газовика), который производит настройку и выставляет заслонки газовой сушки. То есть сушка должна быть «прошита» под определённую смывку с учётом её коэффициента испарения. Сушильное устройство после этой процедуры пломбируют, сертифицируют, после чего его категорически нельзя вскрывать. Температура газовой сушки — около 240 °C, и излишние пары могут привести к возгоранию. Если типография по каким-то причинам решила сменить смывку, то необходимо пригласить сервис-инженера или проверить все характеристики смывки: является ли она прямым аналогом используемой ранее. Несколько лет назад из-за нарушения этого правила в одной европейской типографии произошел взрыв газовой сушки… Будьте предельно аккуратны!

Что в составе смывки отвечает за моющую/растворяющую способность краски? Для традиционных красок растворитель — бензин/керосин, для УФ-красок — гликоль. По силе действия различают смывки агрессивные и мягкого действия. В последних используются растворители на основе алифатических углеводородов, а в агрессивных смывках — на основе ароматических углеводородов. Их пары в высоких концентрациях обладают наркотическим и отчасти судорожным действием и небезопасны для здоровья человека. Агрессивные смывки также снижают ресурс ваших валиков и офсетной резины (ОРТП). Если ОРТП мы меняем достаточно часто, чаще после сдавливания, то в случае с красочными валиками их ресурс можно увеличить за счёт правильно подобранной смывки. Агрессивная смывка вымывает эластомеры: валы сначала набухают, а со временем резина усаживается и становится жёсткой.

Будьте внимательны при выборе моющего средства!

Об авторе: Любовь Баюшкина (ljubov.bajushkina@oktoprint.ru) — начальник отдела технологов компаний «ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Сувенирка, которая работает

Тема номера — «Сувенирная продукция», как же можно совместить её с текстильной печатью? Из стандартного: производство текстильного мерча/сувениров. Расскажу, как это работает относительно компании, для которой вы изготавливаете данную продукцию. Возможно, мои мысли дадут вам свои инсайты и новые точки для продаж.

Напечатать нельзя исправить. Знаки препинания расставьте в зависимости от ситуации

Сувенирная продукция — это чаще всего вроде бы просто нанесение логотипа на готовые промо/фирменные/подарочные экземпляры (предметы). Разместил лого на фотографию продукции и отправил в печать — проще простого. Обожаю сувенирные заказы с точки зрения простоты макетов. Но не всегда так всё просто, как кажется, и тут бывают сложности, о которых важно помнить.

Сувенирная печать: что было, что будет…

Сувенирный рынок печати получил мощнейший толчок с появлением настольных УФ-принтеров, появилось множество новых направлений, большинство технологических процессов заменено УФ-печатью или упрощено, а компании, имеющие высокий творческий уровень исполнения заказов, смогли пересоздать старые продукты в абсолютно новом виденье. Но одним из свойств любого продукта является насыщение им рынка, это произошло и с сувенирными УФ-станками. Как обстоят дела сейчас и какие перспективы у направления сувенирной печати, мы узнали у экспертов отрасли.

«КАМА»: новые продукты для новых рынков

У производителя мелованного картона «КАМА» недавно сменился собственник: теперь компанией владеет материнская структура «Фармстандарта». Очевидно, в связи с этим на предприятии начались изменения, которые коснулись ассортимента производимого картона. Руководитель маркетинга Юлия Ермакова и новый руководитель направления развития и продвижения продукции Алексей Заикин рассказали о новинках и перспективах единственного в стране производителя FBB-картона, из которого в России создаётся упаковка огромного количества товаров потребительского спроса.

Отечественные записки

Номер, который вы держите в руках, — необычный: он отпечатан полностью на материалах «КАМЫ» — единственного отечественного производителя мелованного картона. И если пошедшая на страницы камская мелованная бумага — дело, можно сказать, привычное, то картон обложки — абсолютная новинка.


Новый номер

Тема номера: Сувенирная печать. Ткани с историей. Елена Ютишева: «Изменилось все и сразу». «КАМА»: новые продукты для новых рынков. CityPrint: развитие шаг за шагом. Типография в плюсе. Обзоры: Sprinter TC-CF2513. Этикетки из разных уголков мира.


Что убедит вас приобрести китайское оборудование вместо западного/японского?
    Проголосовало: 53