101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Спастись всем миром

  • Дмитрий Старцев
  • 16 июля 2009 г.
  • 2564

Видимо в связи с усложняющейся ситуацией в отрасли, активизировалась Гильдия издателей периодической печати (ГИПП). На её конференцию «Российская периодика, книгоиздание, полиграфия в условиях кризиса» в качестве спикеров были приглашены и люди от прессы, и от всех смежных отраслей. И неслучайно: ведь печатные СМИ, полиграфия, производители бумаги, книжный бизнес, сети распространения — сейчас все оказались на грани исчезновения, а совместные усилия могут оказать спасительное действие.

Исполнительный директор ГИПП Юлия Казакова начала с наболевшего: «Мы уже год говорим о важном и первоочередном (изменениях, в которых нуждается отрасль), но принято только одно предложение по сохранению размера почтовых тарифов». Она быстро пробежалась по докладу о третьей волне мониторинга рынка отечественных печатных СМИ. По её словам, с апреля 2009 г. на рынке наступила некая стабилизация. Увольнения и сокращения зарплат перестали быть массовыми и теперь происходят точечно: это делают издания, которые не успели раньше сократить сотрудников. Также отметила тенденцию к монополизации — независимые издания теряют источники финансирования, и выживают только крупные. Начинается возврат к нецивилизованному рынку со всеми его «прелестями»: откатами, серыми схемами, демпингом.

 Бумажное перепроизводство

Кризис отразился на мировой картонной и бумажной промышленности слабее, чем на отрасли в целом. Спасительную роль играет упаковочный сегмент, тесно связанный с рынком товаров первой необходимости. Спрос же на бумагу со стороны печатных изданий снижается вслед за сокращением тиражей. Мировые тенденции позже коснулись российской целлюлозно-бумажной промышленности, значительная часть продукции которой поступает на ёмкий внутренний рынок. 2008 год отечественный бумпром закончил неплохо, но в декабре началось снижение производства, в январе-феврале тенденция усилилась — спрос на внутреннем рынке упал на 10-20%.

Российские производители бумаги оказались в очень сложной ситуации, хотя известно, что они давно уже не российские в чистом виде — крупные ЦБК в основном находятся в руках иностранного капитала. Тем не менее, износ оборудования в среднем по отрасли достигает 90%. Поэтому в 2007–2008 гг. на многих ЦБК были начаты многолетние программы модернизации, но ни одна не была доведена до конца из-за кризиса. Производство газетной бумаги в России пострадало меньше, так как, по разным оценкам, 62–70% всех объёмов поставляется в Индию, Турцию, на Ближний Восток — страны, в меньшей мере пострадавшие от финансового кризиса.

По оценкам управляющей компании Media3, российские ЦБК скорее всего не будут повышать цены на газетную бумагу до конца 2009 г. Цена на мелованные сорта будет стабильной в евро, возможно небольшое снижение на 3-5%, но стоимость будет колебаться в зависимости от курса валют. Единственная бумага, на которую есть и прогнозируется рост цены на 10-15% до конца года, — суперкаландрированная. Это связано с переходом на неё многих глянцевых изданий.

Московский полиграфический союз (МПС) сообщает, что объём ввоза в Россию рулонной мелованной бумаги за 4 первых месяца 2009 г. составил около 34 тыс. т, а годом ранее за тот же период было почти 63 тыс. т. В целом мировую отрасль бумажного производства сейчас характеризует низкий спрос и, как следствие, перепроизводство. Один за другим закрывают ЦБК в США, Японии, Германии, но до дефицита бумаги ещё очень далеко. Спрос на бумагу падает быстрее, чем успевают закрываться предприятия-производители.

 

Полиграфия в опасности

МПС с беспокойством отмечает во II квартале 2009 г. высокую конкуренцию на рынке журнальных типографий, демпинг, который может привести к краху отрасли. Высокотехнологичная отрасль не может работать, не имея средств на инвестиции в развитие производственной базы. При сохранении текущей ситуации в течение нескольких лет отечественная полиграфия может растерять все конкурентные преимущества.

Media3 считает, что своего минимума цены на типографские услуги достигли в конце 2008 г., а к концу 2009 г. прогнозирует их рост на 5%. По данным СБО, средняя загрузка типографий по стране составляет 40%. Хотя есть единичные примеры загрузки на 90%, обычно эта цифра порядка 50% и ниже. Рынок нового оборудования практически стоит, оборот на вторичном рынке сильно сократился, а сам он переполнен: предложение превышает спрос. Были случаи, когда машины продавались значительно дешевле остаточной стоимости в счёт погашения долгов. СБО приводит пример с очень красивыми цифрами: оборудование за 1 млн руб. ушло за 100 тыс. в счёт долга предприятия.

Вице-президент МПС Андрей Сулейков не скрывает тревоги: «Мы находимся на пороге необратимых изменений. Цены на изготовление полиграфической продукции определяют не российские операторы рынка, а Финляндия, Украина, Польша, Прибалтика. Демпинг достиг небывалого уровня. Дракон с большим аппетитом начинает поедать сам себя». Если тенденция сохранится, в какой-то момент владельцам бизнеса дешевле будет прекратить существование в полиграфической отрасли, чем поддерживать его.

Для снижения стоимости производства 30% рынка перевели свои издания на более дешёвую бумагу: с тяжёлой мелованной на лёгкую, с лёгкомелованной на суперкаландрированную или офсетную. У журнальных типографий появился шанс на выживание. Но этого явно недостаточно, считает Сулейков: «Мы все ждём отмены ввозных пошлин на мелованную бумагу, что реально может поддержать полиграфическую отрасль. Но с каждым днём всё меньше типографий смогут воспользоваться преимуществами этого вероятного события».

Между тем в типографии «Пушкинской площади», где работает Сулейков, скоро будет пущена третья очередь оборудования, которое увеличит производительность полиграфического комплекса вдвое. Здесь больше не расчёта, а иррациональной веры в улучшение ситуации с пошлинами. Сулейков этого не скрывает: «Мы верим, что будущее светло!»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Партнёрство с клиентами: как не упустить возможности?

13 июля 2023 года в арт-пространстве “Новое крыло” Дома Гоголя открылась выставка “Про Город”.

Послепечатная надежда

С 31 мая по 2 июня 2023 года в Алматы пройдёт 6-я Международная выставка рекламы, полиграфии, технологий и материалов Central Asia Reklam.

Просто, понятно, приятно: а на деле оказалось не совсем уж и просто

Очень простой и понятный заказ — односторонняя печать и резка карточек под формат 10x15 см, которые должны быть тактильно и зрительно приятны получателю.

Квест: где напечатать несколько открыток у дома? Выбор без выбора

В этот раз нужно распечатать несколько цветных открыток на плотной бумаге к Новому году.

Год прошёл, ничего не изменилось

Год назад наш обзор назывался: «Так какой календарь я получу в итоге? Не понятно…». С грустью констатируем — ничего не изменилось, сейчас, как и год назад, непонятно, как будет выглядеть готовый календарь.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38