Есть такой журналистский жанр, который я не очень люблю и называю «чукотской песней». Что вижу — то пою… Это подробный репортаж, в котором основное место отводится фактам и совсем мало — аналитике. Жанр незатейливый, но иной раз неизбежный. Особенно когда факты важнее всего, а подходящим изобразительным рядом текст не сопроводишь (снимать на заводе запрещено — большинство снимков в статье предоставлены коллегами из Agfa). И приходится почти всё объяснять на пальцах. Но вы уж поверьте: я там был и всё описанное видел!
Agfa Graphics входит в большую тройку крупнейших производителей офсетных пластин, имеет 8 заводов — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, США, Бразилии, Китае и Южной Корее. Это разумно — производства расположены в основных регионах сбыта. Но полный ассортимент на каждом заводе не выпустишь, поэтому пластины всё равно путешествуют между континентами.
Мы в составе небольшой делегации — представители «Терем» (официального дистрибьютора Agfa в России), типографии «Алмаз-Пресс» и главные редакторы двух полиграфических журналов — ознакомились с производством в Висбадене (Германия), где расположен и Центр компетенции. На территории большой промышленной зоны Калле-Альберт выпускается 10 наименований CTP-пластин: «обычные» термальные Elite и P970; термальные свободные от химии по технологии Termofuse — Azura, Azura TS, Amigo и Amigo 2; фотополимерные N91, N91v, N92v и N93v. Плюс два вида аналоговых: P51 и N555 (их доля в общем производстве за восемь лет упала с 50% до 1%). Общая мощность производства — до 50 млн м2 в год.
Местоположение имеет свои достоинства — можно сэкономить на общей инфраструктуре (очистные сооружения, что весьма существенно в условиях жёстких экологических требований Германии; охрана территории и т. п.) и даже на логистике, поскольку один из поставщиков сырья находится тут же — буквально через улицу. На производстве, работающем по непрерывному циклу 24/7, занято 456 рабочих. Его история восходит к 1863 г., тогда начали с лекарств и красок. Печатные офсетные пластины здесь появились намного позже — 60 лет назад. Важная для завода веха — в 1976 г. запустили первую поточную линию для выпуска пластин. А в 1990-м дали старт первой пластине для CTP — N90. В 1995-м производство сертифицировали по ISO 9001, а ещё через год его приобрела Agfa Gevaert. 5 лет назад освоили технологию Azura — пластины, свободные от химии. А в 2006 г. начали внедрение Agfa Production System (APS) — системы бережливого производства, о пользе которого в Publish не устаёт писать Олег Давидович. На этом покончим с историей и вернёмся в наши дни…
Место действия — платформа на входе в цех с поточными линиями, вдоль края которой выстроены рулоны алюминиевого проката. Он поступает от 4-х тщательно отобранных европейских поставщиков. Это основа для пластин, напрямую влияющая на их качество. При переработке толщина основы уменьшается, а на поверхность наносятся слои, количество и состав которых зависят от марки пластины. С платформы рулон подаётся на зарядку линии — их на заводе три, но нас провели вдоль одной, длиной около 200 м. Процесс состоит из трёх этапов: предварительная обработка поверхности, нанесение покрытия, резка. Большинство операций автоматизировано, рабочие в основном их контролируют. Параметры для настройки каждой части линии вызываются из АСУ ТП с помощью считывателя штрих-кода. Рабочий лишь следит, чтобы содержание совпадало с распечаткой задания на смену. Но иногда приходится и руки приложить — например, новый рулон нужно довести к зарядке и подготовить к автосклейке (да-да, всё как на рулонном офсете).
Большая часть секций линии в первой половине линии герметично закрыта, что требуется для нормального течения электрохимических процессов. Одно из самых тонких мест — секция «полива», где нужны идеальная чистота и точность нанесения слоя или слоёв на основу. Далее следует буфер, компенсирующий разность в скоростях на двух первых этапах (до 80 м/мин) и на этапе резки. Но перед началом резки вся поверхность полотна исследуется 24-мя ПЗС-камерами. Все пластины с дефектами выбраковываются (сбрасываются в специальный ящик), но утилизируются не сразу. Если конфигурация дефектов позволяет, из отрезанных, но выбракованных пластин можно «добыть» годные на участке ручной подрезки — ведь места и размеры дефектов точно известны.
От полотна отрезаются пластины, собираются стопками и — в промежуточную упаковку. На каждой штрих-код для дальнейшей обработки. Пока мы наблюдали за подборкой очередной пачки, мимо невозмутимо проследовал погрузчик-робот, подмигивая многочисленными красными и жёлтыми лампочками на контрольном пульте.
Основных вариантов упаковки — три. Коробки, ящики и огромные деревянные паллеты для газетных типографий, где помещаются до 3000 пластин, разделённых лишь прокладочными листами. Большая часть (70% всей продукции) коробок и ящиков формируется на полностью автоматической линии Bielomatik. Управляется с ней один оператор. Есть ещё один большой цех с линиями по упаковке в ящики и паллеты, станциями обмотки в стретч-плёнку, ручными резаками и промышленным аппаратом для резки фанеры нестандартных форматов.
Как бы ни было организовано производство, на нём всегда есть место браку… Вопрос в том, как с ним борются и насколько часто некондиционной продукции удаётся просочиться сквозь сито контроля качества. Отношение к качеству на заводе лучше всего выражается слоганом на входе в отдел контроля: Almost is not good enough (Почти — это ещё недостаточно хорошо). Пограничных рубежей на заводе несколько. Первый обеспечивает входной контроль сырья — от алюминия до химии для покрытий. Камеры на линиях изучают 100% поверхности пластин на предмет дефектов. Хорошо оснащённый отдел контроля качества проверяет 180 образцов в день. Проверяют вес покрытий, количество оксида, делают спектрофотометрический анализ (оценивая цвет покрытия) и изучают найденные дефекты, сравнивая их с имеющейся обширной библиотекой. В распоряжении отдела — термальное и фиолетовое CTP для экспонирования плюс устройства проявки.
Руководство хорошо понимает роль персонала в эффективной организации производства. Как объяснил Хорст Венгенрот, ещё до введения APS была система денежного поощрения работников за рацпредложения. Размеры зависят от эффекта внедрения. А вот штрафов за ошибки нет. Вторая серьёзная — и ты уволен. На этаже администрации — стенд APS во всю стену с множеством графиков, информирующих работников об их ежедневной производительности. На одном мы заметили диаграмму с процентом рекламаций за последний год. Пиковые цифры — в районе 0,5%. Впрочем, далеко не во всех случаях вина завода. Значительная часть проблем с пластинами возникает на этапе доставки.
Чтобы загрузка производства была равномерной, менеджеры Agfa каждый месяц опрашивают партнёров по всему миру, собирая заказы на два месяца вперёд. Информация обрабатывается, и формируется производственный план для каждого завода.
Помимо отдела контроля качества на территории завода организован также Центр компетенции, экскурсию по которому проводил его менеджер Рудольф Зертани. Это настоящий исследовательский центр с очень солидной инструментальной и методической базой. Помимо вполне ожидаемых пяти устройств CTP и проявок к ним, мы увидели настоящий печатных цех с 6-ю малоформатными машинами Heidelberg и MAN Roland. Сюда обязательно попадают все новые разработки. Их проверяют на качество изображения, поведение при проявке и печатные свойства, проводят механические тесты покрытия и подложки. В специальных камерах пластины находятся при повышенных температуре и влажности. Специалисты центра привлекаются для разбора рекламаций, проводят контрольные тесты с учётом содержания претензии.
На печатных машинах также проводится множество тестов: изучается скорость достижения баланса краска/вода и выхода на тираж, тиражестойкость. Все результаты протоколируются с типично немецкой дотошностью. Нам показали многочисленные альбомы с результатами экспериментов.
Конечно, возможности такой базы стараются использовать и для сравнения собственной продукции с конкурентами. Для подобных случаев на машины устанавливаются наборные формы, склеенные скотчем из разных пластин. Коллега из «Алмаз-Пресс» был буквально потрясён увиденным, признавшись, что таких исследовательских центров на производствах пластин других компаний он ещё не видел. Похожее впечатление сложилось и у меня, хотя возможности сравнить с другими пока не представилось. Увижу — спою новую песню…