Иван Гудим, директор Print Design (Москва)
Целесообразно классифицировать коммерческие типографии в соответствии с назначением их продукции. Первый тип — информационно-рекламные: от книг и журналов до листовок. Второй отличается оборудованием: имея широкоформатные принтеры, они работают на рынке наружной рекламы и POSM. Третий тип — упаковочные.
В условиях системного изменения информационной среды и падения роли полиграфии прибыльность информационно-рекламных типографий снизилась, а конкуренция обострилась. Предложение сильно избыточно, а спрос сокращается.
Практика показала, что заказы, в которых одновременно используется офсет и «цифра», у нас встречаются крайне редко. К каждому клиенту стоит очередь офсетных и цифровых типографий, а также грамотных посредников, выбирающих оптимальные (или наиболее выгодные) варианты среди типографий для каждого заказа. Если клиенту и нужна продукция обоих видов, их размещение в одной или в разных типографиях зависит не от него, а от посредника: конечные клиенты мало знают даже самые известные в полиграфических кругах типографии. С другой стороны, если у офсетной типографии нет цифровой машины, она быстро найдёт нужного партнёра (и наоборот).
В результате наши офсетная и цифровая типографии работают практически как самостоятельные предприятия. Правда, цифровой немного легче в техническом плане, благодаря помощи сервисных служб офсетной.
Некоторые предприятия предлагают изготовление малых тиражей упаковки на основе широкоформатной печати и плоттерной резки. В нашей типографии упаковка печатается на офсетной машине. Запросы клиентов, которые заставили бы думать о цифровой печати упаковки, встречаются крайне редко. Кроме малых тиражей, она может понадобиться в случае больших размеров изделия, т. к. типографий, обладающих офсетными машинами 162-го формата и более, не так много. Иногда офсетные машины у них появляются в дополнение к цифровым и шелкотрафаретным, как эффективное решение для больших тиражей (в данном случае — более 1000 листов). При необходимости офсетных тиражей в этом формате мы обращаемся к партнёрам, имеющим такие уникальные машины.
Мне приходилось быть свидетелем бесед владельцев крупных офсетных упаковочных производств с представителями поставщиков цифровых технологий. К сожалению, точек соприкосновения они так и не нашли.
Евгений Максименко, главный технолог «Подольской фабрики офсетной печати» (Подольск)
Основное преимущество цифровой печати, которое мы часто используем, — возможность персонализации, что часто помогает при изготовлении поздравительно-пригласительной продукции. Её заказы колеблются от 1 до 100 000 экз., и при малых тиражах печать идёт без помощи офсета, исключительно «цифрой».
При больших тиражах цифровая печать сдаёт позиции традиционной, офсетной, где стоимость экземпляра падает с увеличением тиража, но необходимость персонализации каждого оттиска не позволяет полностью отказаться от «цифры». На офсетной машине мы печатаем работу, оставляя место под нанесение переменных данных, которые затем в виде штрих-кода, имени, адреса или других элементов впечатываются на цифровой машине.
Год назад нами была приобретена цифровая лакировальная машина, работающая по принципу струйной печати с УФ-сушкой. Она удобна для различных тиражей, как после цифровой, так и после офсетной печати, сохраняя стоимость одного экземпляра независимо от количества листов. Это даёт возможность лакировать малые тиражи, т. к. не тратятся дорогостоящие формы и материалы на приладках.
Александр Русаков, директор типографии «Елена» (Москва); Мария Русакова, менеджер отдела полиграфии
А. Р.: «Цифра» позволяет убрать с перегруженной офсетной машины неудобные тиражи. Сейчас эта граница для нас — 100 листов, но она меняется в зависимости от цен. Когда покупали ЦПМ в 2006 г., эта граница была около 50 листов. Это положительная сторона внедрения цифровой печати в офсетной типографии.
Хотя по первоначальному замыслу планировалось также, что мы будем совместно использовать послепечатные мощности для офсетных и цифровых тиражей. Но это не очень получается, поэтому мы приходим к мысли, что нужен пусть и небольшой, но специализированный цифровой послепечатный участок. Речь идёт как о приобретении оборудования, ориентированного на обработку цифровых тиражей (оснащённом оптическими датчиками и т. п.), так и о том, что его операторы должны понимать причины проблем, возникающих при обработке именно цифровых оттисков, и уметь с ними бороться. Это сократит процент брака. Возможно, послепечатными операциями сможет заниматься оператор ЦПМ, если будет не сильно загружен, и тогда он станет полностью отвечать за конечный продукт.
М. Р.: Цифровые заказы требуют индивидуального подхода, в том числе в послепечатной обработке. Говоря о преимуществах внедрения цифровой печати, замечу, что тиражи перебрасываются на только с офсета на «цифру», но и обратно. Бывает, что заказ в силу своей сложности просто не может быть качественно отпечатан на ЦПМ, тогда мы быстро делаем формы и печатаем его на офсете. Таких заказов довольно много — порядка четверти. Но есть тенденция к усложнению заказов, значит, их будет больше. Клиент, приученный к офсету, часто очень капризен.
Дмитрий Сваричовский, заведующий отделом компьютерной обработки и размножения оперативной информации Института мировой экономики и международных отношений РАН (Москва)
Хотя наше подразделение и называется отделом, фактически это небольшая типография с набором разнообразного оборудования: 2 офсетных машины, 2 дупликатора, несколько ЦПМ — как для цветной, так и для одноцветной печати.
«Цифра» используется прежде всего для печати оперативной информации. Мы являемся подразделением института, и часто надо предоставить продукцию именно сегодня, практически сию минуту (например, при визитах иностранных делегаций). Для однокрасочной печати в таких случаях может использоваться и дупликатор, поскольку при тираже в несколько сот листов он оперативнее офсета.
Другая причина для использования всех этих видов печатной техники (и преимущество, которое мы получаем от их наличия) — размещение работы на той или иной машине в зависимости от тиража. Например, при одноцветной печати 150 листов можно использовать дупликатор, а вот тираж 70 экз. мы печатаем на «цифре». Также на цветных ЦПМ делаются обложки для основной нашей продукции — брошюр тиражом 150-200 экз.
Несмотря на наличие в типографии брошюровщиков, цветные ЦПМ мы купили с устройствами финишной обработки в линию: их качества вполне достаточно для корпоративных работ, а скорость изготовления выше.
Но и офсет не утратил для нас значения: он рентабелен при тиражах 300-1000 экз., на этих машинах мы печатаем бланки, пропуска для института и другие тиражные одноцветные работы.
Анатолий Слюсарь, генеральный директор типографии «Лика» (Москва)
У нас в типографии, кроме офсета и «цифры», есть ризографы, шелкография и тампопечать. Благодаря сочетанию нескольких способов печати мы удерживаем клиента, т. к. можем сделать для него и большие, и маленькие тиражи, и даже сувенирную продукцию.
Иногда «цифра» помогает при допечатке тиража, напечатанного офсетом или на ризографе, — это обходится гораздо дешевле, если надо сделать всего несколько десятков листов.
Главное же преимущество – это возможность изготавливать комбинированные издания, что уменьшает их себестоимость. Например, блок печатается на ризографе, а цветные обложки или страницы с иллюстрациями — на офсетной или цифровой машине (в зависимости от тиража). В частности, так мы делаем рекламные вставки для некоторых журналов.
Общий объём продукции на офсете, цифре и ризографах получается солидным, так что можно загрузить два брошюровщика, которые, в отличие от большинства решений «в линию», применяемых на ЦПМ, обеспечивают и скорость, и качество.
Мы ждём перемен
Как проницательно заметил Иван Гудим, ответы на опрос этого номера будут сильно зависеть от того, является ли типография коммерческой и какую именно цифровую технику использует: обычные ЦПМ третьего формата или широкоформатные плоттеры. Действительно, ответы колеблются в диапазоне от «никакого преимущества» до «совершенно необходимый способ работы». Типичный вариант ответа (хотя и не преобладающий в результатах электронного голосования) лаконично сформулировал Михаил Тенцер, директор типографии «Борус» (Тула): «Ответ один — универсальность». Эта типография, имеющая офсетные машины формата В1 и В2, предоставляет клиентам и услуги цифровой печати, что расширяет спектр продукции и привлекает как старых клиентов, уже делавших в типографии офсетные заказы, так и новых, которым подойдёт только цифровая техника.
Через пару лет ситуация в этой области может сильно измениться. Например, в России заработают несколько рулонных ЦПМ — не тех, что печатают отчёты в банках, а предназначенных для печати книг по требованию в коммерческих типографиях. Уже в этом году должны появиться на рынке листовые струйные машины формата В2, обещанные Fuji и Screen, а Delphax обещает показать на выставке подобную машину со скоростью 500 листов в минуту. А ведь это — 30 000 в час! Величина, недоступная даже для офсетных машин.
Если на рынке наконец появится дупликатор второго формата (хотя он не является, строго говоря, цифровой техникой), которого уже несколько лет с нетерпением ждут многие типографии, это тоже оказать немалое влияние на рынок малых тиражей. Что касается широкоформатной техники, то долго ждать новых тенденций не надо: уже сейчас производители предлагают универсальные устройства, пригодные и для внешней, и для внутренней печати на разнообразных материалах. — Юрий Захаржевский