Артём Дюженков, генеральный директор типографии «Формула цвета» (Москва):
Среди продукции нашей типографии нередко встречаются и этикетки: для шоколада, консервов и многого другого. Но делаем мы их исключительно на офсете. Поскольку обычные листовые ЦПМ с сухим тонером, которые у нас есть, для печати этой продукции не приспособлены. На них возникают проблемы: такие ЦПМ плохо работают с тонкой бумагой, из которой чаще всего и делаются этикетки. В результате перегрева во фьюзере этикеточная бумага деформируется.
Другая проблема — менее точное, по сравнению с офсетными машинами, позиционирование изображения на листе, что создаёт в дальнейшем проблемы с высечкой. Часто при печати этикеток требуется лакирование и дополнительные цвета. В конечном счёте, этикетки лучше печатать на специализированных ЦПМ — рулонных, желательно с отделкой в линию. На малых тиражах такие машины позволяют получить продукцию с хорошим «зазором» по цене по сравнению с флексографскими, которые часто используют для печати этикеток, но у которых имеются проблемы с себестоимостью малых тиражей.
Владимир Токарев, заместитель генерального директора типографии Glloss Label (Москва):
На сегодняшний день в России представлены 3 крупнейших игрока на рынке ЦПМ для печати самоклеящихся этикеток: Xeikon, HP Indigo, Jetrion. С нашей точки зрения, те ЦПМ, в которых используется технология с порошковым тонером, показали лучшие результаты по качеству печатного оттиска, нежели офсетные или струйные. Эти преимущества легко видны при печати больших фотографий высокого разрешения. Поэтому наша компания выбрала Xeikon с порошковым тонером. При выборе машины, помимо качества оттиска, немаловажным фактором стала возможность печати на любых самоклеящихся материалах без праймирования. Ещё одно преимущество Xeikon — возможность изготовить «длинный оттиск» (до 50 метров), чего не могут обеспечить машины конкурентов с офсетным печатным механизмом. Наконец, у нашей машины оказалась очень хорошая рентабельность на коротких и средних тиражах.
Что мы просмотрели?
В этот раз результаты опроса оказались неожиданными. Не то чтобы мы каждый раз угадываем результат заранее: порой реальность оказывается сложнее, чем представляется со стороны. Но в этот раз половина голосовавших выбрала «другое».
Что же мы забыли внести в список возможных вариантов?
Что мы точно упустили — так это широкоформатные принтеры с возможностью резки. Для малых тиражей вполне пригодная технология: не нужно тратиться на штампы для высечки, можно сделать надсечку на самоклейке. Как показывает пример Вышегородцева, использовать принтер-каттер можно и на вполне солидных тиражах — если, конечно, таких тиражей не очень много.
![]() |
Для небольших тиражей, особенно если речь идёт об однотипной продукции без изысков, может пригодиться хитрая система, показанная на выставке «Реклама 2013». Правда, предназначена она для запечатки ламелей вертикальных жалюзи, и чернила в ней специальные — для ткани. Но надо полагать, также можно печатать и на обычной самоклейке, в этом случае и специальных чернил не понадобится. Конечно, принтер Epson L800, на основе которого собрана система, не поразит производительностью, зато он недорог |
Очевидно, некоторые из проголосовавших за «другое» имели в виду рулонные этикеточные принтеры на основе технологии Memjet. Правда, за несколько лет продаж в России «прижилось» всего несколько штук. Возможно, производителям ещё нужно утрясти проблемы с качеством печати, а поставщикам — с поставкой расходников. По крайней мере, ведущие производители полиграфической техники пока ещё только примеряются к этой технологии. В продаже подходящих для коммерческих типографий машин на основе этой технологии пока нет — она скорее выглядит возможным решением для любых других производств, которые время от времени заказывают небольшие тиражи этикеток «на сторону», но хотят избавиться от этой зависимости и самим печатать этикетки для своего товара. Не обязательно это связано с ценой: возможно, рядом просто нет подходящей типографии. Глядя на этих «малюток», не получается поверить в их способность непрерывно работать 24 часа в сутки. А вот пару часов в день — вполне возможно.
Возможно, в скором будущем для печати этикетки станут использовать листовые струйные машины Screen и Fujifilm формата В2 (если они всё же окажутся по силам нашим полиграфистам): если верить производителям, они лишены недостатков обычных листовых ЦПМ, о которых рассказал Дюженков. Но рулонные системы всё же имеют то преимущество, что позволяют в один прогон выпускать готовую продукцию с несколькими видами отделки.
А пока что для печати этикеток используются вполне традиционные технологии цифровой печати, только устройства переделываются под рулон. Например, недавно iSys Label выпустила APEX 1290 для малотиражной этикеточной печати из рулона в рулон (макс. скорость – около 9 м/мин, ширина печати — 320 мм). Большинство подобных аппаратов строятся на основе электрографических печатающих механизмов OKI.
Игорь Вышегородцев, генеральный директор типографии «Цветофор» (Москва):
Этикетки большими тиражами мы делаем на офсете, а для малых сейчас используем плоттеры с функцией резки. В результате получается готовая продукция. Что касается количества, то таким способом мы делаем самые разные тиражи: от единичных до нескольких тысяч этикеток.
Если же речь идёт о ещё больших тиражах и большом количестве тиражей, то на сегодняшний день наиболее подходящей для печати этикеток цифровым способом представляется технология печати с жидким тонером. Сейчас эти машины наиболее распространены среди ЦПМ, используемых для печати этикетки. Их скорость и производительность выше, чем у конкурирующих машин с другими способами печати.
Но в будущем, думаю, первенство может перейти к струйным системам — теоретически эта технология идеальна для малых тиражей и персонализированных работ. Пока они менее производительны — по крайней мере, при хорошем качестве печати. Но струйная технология развивается, и в ближайшие годы можно ожидать повышения скорости работы таких машин.
Андрей Шугаев, технический директор полиграфического предприятия группы компаний «Фридман» (Майкоп):
Вопрос о том, какие ЦПМ будут наиболее востребованы, весьма насущен, и в то же время однозначно на него ответить невозможно. Дело в том, что как возможности, так и тип ЦМП в итоге диктует рынок.
Для примера можно рассмотреть модель рынка, в котором заказчик продукции только пытается встать на ноги. Тогда, в зависимости от требований к этикетке, я бы ставил на ЦПМ с УФ-отверждением. При этом ставил бы в равных частях как на рулонные машины, так и на листовые, но с последующим УФ-лакированием, т. к. клиент всё чаще требует именно финишную обработку УФ-лаками.
Отмечу, что у рулонных машин при развитии рынка заказов потенциал больше. В основном потому, что при увеличении тиража они более надёжны, да и на листы, при необходимости, ленту несложно нарезать.
Для устоявшегося рынка в моём понимании ЦПМ тяжело будет отвоевать свою нишу, поскольку на таком рынке тиражи повторяются и, что самое главное, растут. А чем больше тираж, тем менее выгодно печатать его на ЦПМ. На устоявшемся рынке клиент в 90% случаев заказывает средние тиражи в 250 000 этикеток.
Несмотря на это, мне очень понравились две модели цифровых машин, которые способны к конкуренции между собой: EFI Jetrion 4830 и НР Indigo press ws6000. И работа для них имеется: когда клиент делает заказы от 500 до 10 000 экземпляров, работать с такими тиражами весьма неудобно, но приходится.